дело № 12-179/2015
РЕШЕНИЕг. Козьмодемьянск 05 ноября 2015 года
Судья Горномарийского районного суда Республики Марий Эл Мельников С.Е., рассмотрев жалобу Гурьяновой А.Т. на постановление мирового судьи судебного участка № Горномарийского судебного района Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ, которым
Гурьянова А.Т., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в д. <адрес>, гражданка РФ, проживающая по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшаяся к административной ответственности за однородные правонарушения,
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 26 ст.19.5 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Горномарийского судебного района Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ, Гурьянова А.Т. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.26 ст.19.5 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Из постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора <адрес>, Горномарийского и <адрес>ов по использованию и охране земель, главным специалистом -экспертом Межмуниципального отдела по городу Козьмодемьянску, Горномарийскому и <адрес>м Управления Росреестра по <адрес> Эл (далее государственный инспектор по использованию и охране земель) ФИО1 было выдано Гурьяновой А.Т. предписание об устранении ранее выявленного нарушения земельного законодательства, выразившегося в использовании земельного участка площадью 4000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, д. Янькино, <адрес>, без правоустанавливающих документов, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной внеплановой документальной проверки устранения ранее выявленного нарушения земельного законодательства Российской Федерации, было установлено, что вышеуказанное предписание об устранении нарушений земельного законодательства не выполнено, а именно, на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, д. Янькино, <адрес>, площадью 4000 кв.м. в установленный срок оформленные в установленном законом порядке правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы не представлены, то есть Гурьянова А.Т. совершила административное правонарушение предусмотренное ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ, повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 настоящей статьи.
В жалобе, поданной в Горномарийский районный суд Республики Марий Эл, Гурьянова А.Т. просит отменить указанное постановление. В обоснование жалобы указала на то, что в силу возраста и болезни не имеет возможности заниматься оформлением документов на земельный участок. Земельный участок по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, д. Янькино, <адрес>, находился в пожизненном наследуемом владении ФИО2 умершего ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время документы на земельный участок оформляются на ФИО3, в связи с чем, привлечение ее к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП считает необоснованным.
Заявитель Гурьянова А.Т. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заместитель главного государственного инспектора <адрес>, Горномарийского и <адрес>ов по использованию и охране земель, главный специалист-эксперт Межмуниципального отдела по городу Козьмодемьянску, Горномарийскому и <адрес>м Управления Росреестра по <адрес> Эл (далее государственный инспектор) ФИО1 в судебном заседании пояснила, что основанием для выдачи Гурьяновой А.Т. предписания об устранении ранее выявленного нарушения земельного законодательства послужило то обстоятельство, что Гурьянова А.Т. после смерти своего супруга ФИО2 не предпринимала никаких мер по оформлению в установленном законом порядке правоустанавливающих документов на земельный участок.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч.26 ст. 19.5 КоАП РФ повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно обжалуемому постановлению административное правонарушение, вмененное Гурьяновой А.Т. выразилось в повторном неисполнении ей в установленный срок законного предписания государственного инспектора по использованию и охране земель, согласно которому она была обязана в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенное нарушение земельного законодательства в части использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, д. Янькино, <адрес>, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из буквального толкования диспозиции части 26 статьи 19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок только того предписания об устранении нарушений законодательства, которое является законным.
Таким образом, при рассмотрении указанной категории дел обязательному выяснению подлежит вопрос о законности предписания, к ответственности за неисполнение которого лицо привлечено.
Однако при рассмотрении дела мировым судьей данные обстоятельства предметом исследования и проверки не являлись, законность предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), мировым судьей не проверялось.
Из предписания государственного инспектора по использованию и охране земель от ДД.ММ.ГГГГ, невыполнение которого вменяется в вину Гурьяновой А.Т. следует, что Гурьяновой А.Т. в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо оформить в установленном порядке документы, удостоверяющие предусмотренное законодательством право на земельный участок.
При этом сведений о том, каким именно нормативным актом предусмотрены и предусмотрены ли вообще временные сроки оформления прав граждан на земельные участки, перешедшие, в том числе в порядке наследования, предписание не содержало.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно статье 26 ЗК РФ права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В пункте 9 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указано, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Исходя из смысла пункта 9.1 статьи 3 вводного закона следует, что, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон). Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, д. Янькино, <адрес>, площадью 4000 кв.м., с кадастровым номером № который имелся на момент выдачи предписания, его правообладателем является ФИО2 которому указанный участок принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения на основании постановления главы администрации Емешевского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ.
Гурьянова А.Т. является супругой умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, что так же было известно на момент выдачи предписания.
В соответствии со ст. 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
Согласно ч. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Таким образом, судом установлено, что Гурьянова А.Т. фактически приняла наследство, в которое входит используемый ею земельный участок по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, д. Янькино, <адрес>, но не зарегистрировала и не переоформила права на него.
То есть, установлено, что право на использование указанного земельного участка Гурьянова А.Т. имеет.
Все указанные обстоятельства были известны и имели место на момент вынесения предписания.
Право государственного инспектора Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на выдачу предписания об устранении земельного законодательства предусмотрено п.п. 3 п.3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
При этом ни указанным Положением, ни иными нормативными актами РФ не предусмотрено право государственного инспектора самостоятельно устанавливать временные рамки и сроки, в течение которых лицо, использующее на законном праве земельный участок в порядке наследования, обязано оформить правоустанавливающие документы на него.
Таким образом, поскольку предписание вынесено в отношении Гурьяновой А.Т. с допущением существенных недостатков, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ, в ее действиях отсутствует.
При указанных обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка № Горномарийского судебного района Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.26 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Гурьяновой А.Т. является незаконным и необоснованным и подлежит отмене с прекращением производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, суд,
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка № Горномарийского судебного района Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.26 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Гурьяновой А.Т. отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении Гурьяновой А.Т. на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в порядке надзора
Судья Мельников С.Е.