РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
12 августа 2020 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Лазаревой Н.В.
с участием:
административного истца – Устименко А.А., ее представителя – адвоката Лазарева А.Г. представившего удостоверение № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителей административного ответчика – Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области – Ялововой Ю.В., Кладчикова М.Ю. по доверенностям
помощника прокурора Ставропольского района Самарской области- Бульбовой Е.Н.
РїСЂРё секретаре Рвановой Рњ.Рђ.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2069/20 по административному исковому заявлению Устименко Анны Александровны к Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в регистрации кандидата, возложении обязанностей,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Административный истец обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным иском. Просит:
признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ за № «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Собрания представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области Устименко Анны Александровны».
Также просит обязать Территориальную избирательную комиссию Ставропольского района Самарской области повторно рассмотреть вопрос о регистрации Устименко А.А. кандидатом в депутаты Собрания представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самаркой области, по одномандатному избирательному округу №;
обязать Территориальную избирательную комиссию Ставропольского района Самарской области повторно рассмотреть заявление и приложенные к нему документы Устименко А.А. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Собрания представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области, по одномандатному избирательному округу №.
Требование мотивировано тем, что ДД.РњРњ.ГГГГ РўРРљ Ставропольского района Самарской области, рассмотрев заявление Устименко Рђ.Рђ. Рѕ согласии баллотироваться кандидатом РІ депутаты Собрания представителей сельского поселения РњСѓСЃРѕСЂРєР° муниципального района Ставропольский Самарской области, РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„–, отказала РІ регистрации кандидата РІ депутаты Собрания представителей сельского поселения РњСѓСЃРѕСЂРєР° муниципального района Ставропольский Самарской области, Устименко Рђ.Рђ., выдвинутой РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ самовыдвижения РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„–. Основанием отказа послужило следующее: Согласно итоговому Протоколу проверки подписных листов кандидата Устименко Рђ.Рђ. 1 (РѕРґРЅР°) РїРѕРґРїРёСЃСЊ избирателя признана недействительной. Считает, что РІСЃРµ РїРѕРґРїРёСЃРё, представленные Устименко Рђ.Рђ. содержат РІСЃРµ необходимые данные Рё осуществлены непосредственно самими избирателями Рё РЅРµ противоречат РїРї. «г» Рї. 6.4. СЃС‚. 38 ФЗ РѕС‚ 12.07.2002 Рі. в„– 67-ФЗ. Обжалуемое решение РўРРљ нарушает право Устименко Рђ.Рђ. быть избранной РІ депутаты представителей сельского поселения РњСѓСЃРѕСЂРєР° муниципального района Ставропольский Самарской области.
Административный истец и ее представитель в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просили их удовлетворить, пояснив суду, что действия административного ответчика незаконны и подпись принадлежит кандидату указанному в подписном листе, проживающему о данному адресу.
Представители административного ответчика - Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области просили отказать в удовлетворении требований, пояснив, что по обращению кандидата в депутаты Устименко А.А. была проведена, в результате которой установлено нарушение, а именно сведения одного из избирателей, указанные в п. 5 подписного листа представленного Устимовой А.А. не подлежат идентификации, сокращены в части имени и отчества, в связи с чем сведения об избирателе являются недействительными. Необходимое количество голосов административным истцом не набрано и обоснованно административному истцу отказано в регистрации кандидата в депутаты Собрания представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области. Полагают, что действия Комиссии является законным и оснований для удовлетворения требований не имеется.
Представитель заинтересованного лица – Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Самарской области РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ слушании дела извещался надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.
Выслушав стороны, заключение прокурора полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, изучив письменные материалы административного дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит административное исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ Устименко А.А. обратилась в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Собрания представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Самарской области, выдвинутогов порядке самовыдвижения», по одномандатному избирательному округу №. Также ею были предоставлены и иные документы.
Проверив соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Самарской области от 31.12.2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № пришла в выводу об отказе в регистрации кандидата в депутаты Собрания представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области Устименко А.А.
В силу ч. 10 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидат может обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата.
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ предусмотрено, что решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, в том числе и по заявлению кандидата если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Административный истец Устименко А.А., являясь кандидатом, полагает, что оспариваемое ею в рамках настоящего дела решение является незаконным.
Суд не может согласиться с доводами административного истца.
Все кандидаты в силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12.06.2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иные Федеральные законы, Конституции (уставы), Законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом N 67-ФЗ.
Согласно Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации высшим непосредственным выражением власти народа наряду СЃ референдумом являются свободные выборы; граждане Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации имеют право избирать Рё быть избранными РІ органы государственной власти, органы местного самоуправления (статья 3, часть 3; статья 32, часть 2). Рти конституционные РЅРѕСЂРјС‹ корреспондируют положениям Международного пакта Рѕ гражданских Рё политических правах, РІ соответствии СЃ которыми каждый гражданин должен иметь право Рё возможность без какой Р±С‹ то РЅРё было дискриминации Рё без необоснованных ограничений голосовать Рё быть избранным РЅР° подлинных Рё периодических выборах, проводимых РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ всеобщего Рё равного избирательного права РїСЂРё тайном голосовании Рё обеспечивающих СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРµ волеизъявление избирателей (РїСѓРЅРєС‚ "b" статьи 25), Рё Конвенции Рѕ защите прав человека Рё основных СЃРІРѕР±РѕРґ, РІ соответствии СЃ которой свободные выборы должны проводиться РІ условиях, обеспечивающих СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРµ волеизъявление народа (статья 3 Протокола N 1).
Согласно п. «д» ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Устименко А.А. в Комиссию представлены документа - уведомление об отсутствии изменений в указанных данных в ранее представленных документах, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в количестве 1 папки 2, содержащих 10 подписей избирателей.
ДД.ММ.ГГГГ, с участием Устименко А.А., рабочая группа по приему и проверке документов, утвержденная решением Комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с частью 6 статьи 37 Закона Самарской области провела проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку кандидата, и установила, что кандидатом Устименко А.А. было представлено 10 подписей на 2 листах в 1 папке, проверялись все подписи избирателей, представленные кандидатом.
По результатам проверки подписных листов кандидата Устименко А.А. одна подпись избирателя, содержащаяся в представленных подписных листах, признана недействительной и 31.07.2020 года принято оспариваемое решение.
Суд приходит к выводу, что данное решение является обоснованным.
Согласно п.п. «г» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются: подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист.
В данном конкретном случае в подписной лист под п. 5 второго подписного листа внесенные данные об избирателе (имя и отчество) фактически не читаемы, допущенные избирателем сокращения в написании имени и отчества не позволяют идентифицировать данные о нем (подпункт "г" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Согласно статье 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
В данном конкретном случае для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу N 8 необходимо было представить в избирательную комиссию не менее 10 избирателей, собранных в поддержку его выдвижения.
На подписных листах, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата Устимовой А.А., часть сведений об избирателях имеет указанные выше сокращения.
Административный истец полагает, что сокращения в написании полного имени отчества не препятствует идентификации избирателей и проверке достоверности внесенных об избирателях сведений, поэтому не является нарушением требований пункта 11 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и не может служить основанием для признания подписей избирателей недействительными по подпункту «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ.
С такими выводами суд согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 19 ГК РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.
Пунктом 11 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ установлено, что избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно. Если избиратель, участник референдума является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись.
Таким образом, вышеназванные нормы федерального законодательства, а также нормы регионального законодательства (Закон Самарской области от 31.12.2019 года № 142 ГД) четко определили требования к содержанию подписных листов, предусмотрев лишь возможность отсутствия перечисленных в законе реквизитов адреса места жительства, исключений в отношении других обязательных сведений об избирателе вышеуказанное законодательство не предусматривает.
Возможность каких-либо сокращений перечисленных обязательных сведений об избирателе, которые должны содержаться в подписных листах, ни федеральным, ни региональным законодательством не предусмотрена.
Суд полагает возможным согласиться с доводами административного ответчика, что имя и отчество указанные в подписном листе визуально достоверному прочтению не поддаются. Кроме того, данные избирателя указанные во 2 подписном листе отличаются от данных лица, проживающего по данному адресу, указанных в сообщении О МВД России по Ставропольскому район от 30.07.2020 года.
Таким образом достоверными обоснованно признано 9 подписей избирателей, содержащихся в представленных кандидатом подписных листах, что в соответствии с пунктом ч. 5 ст. 36 Закона Самарской области недостаточно для регистрации кандидата.
При таких установленных судом обстоятельствах у административного ответчика не имелось оснований для регистрации кандидата Устимовой А.А..
Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства (п.7 ст.6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Учитывая изложенное выше и принимая во внимание характер правоотношений в области избирательного права, равенство всех кандидатов, суд полагает, что оспариваемое решение Территориальной избирательной комиссии незаконным не является.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· этого принципа РІ С‡.2 СЃС‚. 62 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации установлена прежде всего обязанность административного истца доказывать обстоятельства, РЅР° которые РѕРЅ ссылается как РЅР° основания СЃРІРѕРёС… требований, если РёРЅРѕР№ РїРѕСЂСЏРґРѕРє распределения обязанностей доказывания РЅРµ предусмотрен поименованным кодексом.
Глава 24 названного кодекса, регламентирующая производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, закрепляя право кандидата обращаться в суд за защитой исключительно собственного пассивного избирательного права в том числе путем обжалования в сокращенный срок регистрации кандидата, не устанавливает иной порядок распределения обязанностей доказывания.
Доводы административного истца о наличии нарушений в действиях и решении Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Вопреки доводов представителя административного истца закон не возлагает на административного ответчика обязанности предоставления кандидату возможности внесения исправлений в представленные им документы. Кроме того, действия административного ответчика в указанной части не оспариваются.
Доводы административного истца, не нашедшие подтверждения в ходе рассмотрения дела, не являются основанием для удовлетворения заявленных требований.
Суд с учетом изложенного выше полагает необходимым в удовлетворении заявленных требований – отказать.
Руководствуясь ст.ст. 62, 140, 175, 239-244 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
В удовлетворении административных исковых требований Устименко Анны Александровны к Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в регистрации кандидата, возложении обязанностей - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд.
Судья Н.В. Лазарева
Мотивированное решение изготовлено 12.08.2020 года