дело № 5-83/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Воркута 19 марта 2023 года
Судья Воркутинского городского суда Республики Коми Попов В.В., при секретаре судебного заседания Горчаковой А.А., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, <дата> года рождения, уроженца <адрес> Республики Коми, работающего ..., в браке не состоящего, несовершеннолетних детей на иждивении не имеющего, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного по адресу: <адрес>, фактически проживающего по адресу: <адрес>,
установил:
согласно протоколу об административном правонарушении, ФИО1 <дата> с 18 часов 00 минут по 19 часов 20 минут, находясь в помещении кафе «...» по адресу: <адрес>, в состоянии алкогольного опьянения, в присутствии посторонних лиц и сотрудников полиции неоднократно, громко, безадресно ругался грубой нецензурной бранью, вел себя агрессивно, размахивал руками, чем нарушил общественный порядок, выражая явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 вину в совершении вменяемого ему административного правонарушения признал, в его совершении раскаивается.
Должностное лицо ОМВД России по городу Воркуте, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, участия в судебном заседании не принял.
В соответствии со статьей 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть дело при имеющейся явке участвующих лиц, в отсутствие неявившихся участников, явку которых не нахожу обязательной.
Заслушав в судебном заседании доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу, исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему мнению.
Частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, что влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Основным объектом данного правонарушения является общественный порядок, то есть установленные нормативными правовыми актами, общепринятыми нормами морали, обычаями и традициями правила поведения граждан в общественных местах, а объективная сторона указанного административного правонарушения, выражается в нарушении общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
Согласно статье 1 Федерального закона от <дата> № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции) полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Согласно части 1 статьи 13 Закона о полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей полиции предоставляется право составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего закона.
Судом установлено, что ФИО1 <дата> с 18 часов 00 минут по 19 часов 20 минут, находясь в помещении кафе «... по адресу: <адрес>, в состоянии алкогольного опьянения, в присутствии посторонних лиц и сотрудников полиции неоднократно, громко, безадресно ругался грубой нецензурной бранью, вел себя агрессивно, размахивал руками, чем нарушил общественный порядок, выражая явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах.
Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 20.1 КоАП РФ объективно установлена и подтверждается достаточной совокупностью доказательств, подтверждающих наличие состава вменяемого административного правонарушения, а именно: - протоколом об административном правонарушении от <дата> серии ВТ ... с отражением обстоятельств правонарушения; - протоколом об административном задержании от <дата> ...; - рапортом сотрудника полиции ФИО4 с изложением обстоятельств административного правонарушения; - объяснениями свидетелей ФИО5 и ФИО6 об обстоятельствах административного правонарушения, а также иными письменными материалами дела, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Представленными материалами дела подтверждено, что сотрудники полиции в указанных обстоятельствах действовали в рамках предоставленных им законом полномочий с целью выполнения возложенных на них обязанностей, в частности, действия сотрудников полиции соответствовали положениям статей 12 и 13 Федерального закона от <дата> N 3-ФЗ «О полиции». Каких-либо доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий сотрудников полиции, в деле не имеется.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу о наличии события правонарушения и в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и доказанности его вины в совершении указанного правонарушения.
Между тем, нахождение ФИО1 при совершении вменяемого правонарушения в состоянии алкогольного опьянения не подтверждено объективными и относимыми доказательствами, поскольку согласно статье 27.12.1. КоАП РФ лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 настоящего Кодекса), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.
Правила направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 37, и устанавливают порядок направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения (далее - медицинское освидетельствование). Приведенными Правилами определено, что Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Положения частей 3, 4 и 5 статьи 27.12.1. КоАП РФ прямо предписывают о том, что о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись.
Должностное лицо в этом случае также должно руководствоваться положениями, предусмотренными частью 6 статьи 27.12.1. КоАП РФ, которыми определено, что критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, и порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Из представленных материалов следует, что ФИО1 при совершении административного правонарушения имел признаки опьянения, что отражено в рапортах сотрудников полиции и объяснениях свидетелей, однако, материалы дела не содержат ни протокола о направлении лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, ни самого акта медицинского освидетельствования, которые бы могли достоверно установить его нахождение в состоянии опьянения.
Невыполнение указанного процессуального действия и не составление должностным лицом полиции протокола о направлении лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, а равно отсутствие акта медицинского освидетельствования не позволило в установленном порядке установить такое состояние. Должностное лицо полиции в этом протоколе должно было мотивировать необходимость направления лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, в связи с чем, его отсутствие и не составление не позволяет суду сделать вывод о том, какими критериями, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, руководствовался сотрудник полиции.
Поскольку представленные материалы дела об административном правонарушении не содержат объективных, относимых и допустимых доказательств нахождения ФИО1 в состоянии опьянения, каковыми в силу положений статьи 27.12.1. КоАП РФ являются протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и акт медицинского освидетельствования, то приведенные в протоколе об административном правонарушении сведения о нахождении лица в состоянии опьянения подлежат исключению.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, перечень которых является исчерпывающим (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ФИО1, является признание вины и раскаяние в совершении правонарушения; обстоятельств, отягчающих его административную ответственность, судом не установлено.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей административного наказания, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства. Судебное решение должно содержать мотивы назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, соответствующего административного наказания в пределах санкции статьи, подлежащей применению.
Согласно части 1 статьи 3.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается судьей.
Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов (часть 2 статьи 3.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Материалы дела не содержат сведений об отнесении ФИО1 к лицам, указанным в части 2 статьи 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок административного задержания включается в срок административного ареста (часть 3 статьи 3.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Согласно статье 27.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2. настоящего Кодекса.
Временем доставления ФИО1 в полицию является 19 часов 15 минут <дата>, поскольку время составления протокола не может быть ранее его фактического доставления, с которого и следует исчислять срок административного ареста.
Учитывая приведенные выше конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, характера этого правонарушения, объектом которого являются общественный порядок и общественная безопасность, а именно то, что ФИО1 при совершении административного правонарушения вел себя вызывающе и агрессивно, учитывая данные о личности виновного, с учетом применения норм права, регулирующих спорные правоотношения, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.9, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также иные, имеющие юридическое значение обстоятельства, суд считает необходимым назначить ФИО1 административное наказание в виде административного ареста сроком на 2 суток, что будет способствовать достижению целей и задач законодательства об административных правонарушениях.
Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Препятствий для содержания ФИО1 в условиях ИВС по состоянию здоровья не имеется, сведений об обратном суду не представлено, сведений о заболеваниях, которые препятствуют отбыванию административного ареста, и включены в Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию административного ареста, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1358, суду не названо и судом не установлено.
Руководствуясь статьями 23.1, 29.1 – 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного ареста сроком на 2 (двое) суток.
Срок административного наказания исчислять с момента административного задержания ФИО1, то есть с 19 часов 15 минут <дата>.
На постановление судьи может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение десяти суток со дня получения или вручения копии постановления.
Судья В.В. Попов