Решение по делу № 2а-1181/2020 от 15.05.2020

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14.08.2020 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Филимоновой С.В., при секретаре Плосковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1181/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 31 по Свердловской области к Хмеленко ФИО7 о взыскании задолженности по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц, а так же пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №31 по Свердловской области обратилась в суд с иском к Хмеленко Ф.А. о взыскании задолженности по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц, а также пени. В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Хмеленко Ф.А., являясь налогоплательщиком, за 2016 год не исполнил обязанность по уплате транспортного налога в сумме 666,74 руб.; и налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогооблажения, расположенным в границах городских округов в сумме 7 521 руб.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ за неуплату транспортного налога в установленный законом срок административному ответчику начислены пени, а именно, за неуплату транспортного налога в сумме 7,35 руб.; и налога на имущество физических лиц в сумме 38,92 руб. Итого сумма недоимки по налогу у данного налогоплательщика составила – 8 234,01 руб.

На основании статей 69 Налогового кодекса РФ ответчику были направлены требования об уплате налога, которые налогоплательщиком исполнены не были. Налоговый орган в порядке ст.48 Налогового кодекса РФ обращался в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, однако определением мировым судьи судебного участка № 3 Сысертского судебного района Свердловской области от 11.03.2019 в принятии такого заявления налоговому органу было отказано.

Ссылаясь на положения Налогового кодекса Российской Федерации, административный истец просил взыскать с Хмеленко Ф.А. недоимку по налогам, пени, всего в сумме 8 234,01 руб.

Обращаясь в суд, административный истец в качестве адреса проживания должника указал: <адрес>, который относится к подсудности Сысертского районного суда Свердловской области.

В силу ч. 3 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту жительства гражданина или по месту нахождения организации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Как следует из письма начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Сысертский» Волкова К.С. от 30.06.2020 (исх. 16138), гр. Хмеленко Ф.А. с 03.06.2003 и по настоящее время зарегистрирован и проживает по адресу, указанному в исковом заявлении. Именно по указанному адресу Хмеленко Ф.А. направлялась вся судебная корреспонденция, в том числе судебное извещение о его вызове в судебное заседание, назначенное по данному делу на 14.08.2020 на 10:30 час., однако, почтовый конверт был возвращен в суд в связи с истечением срока их хранения.

В силу п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

Учитывая, что судебные извещения направлялись в адрес административного ответчика по месту ее регистрации, откуда судебные извещения возвращены с отметкой почтового отделения «истек срок хранения», ответственность неблагоприятных последствий, связанных с неполучением извещения, лежит на ответчике.

В судебное заседание представитель административного истца, а также ответчик, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, с соблюдением положений ч. 1 ст. 96 КАС РФ, с ходатайством об отложении судебного заседания по делу в суд не обращались.

В соответствии с ч. 2 ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд определил о рассмотрении дела при данной явке.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса РФ). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 19 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 Налогового кодекса РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.

Согласно статье 44 Налогового кодекса РФ, обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

В силу положений статьи 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).

Согласно п. 2 ст. 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогооблажения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом РФ не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Положениями ст. 409 Налогового кодекса РФ установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогооблажения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 названного Кодекса).

Законом Свердловской области «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» № 43-ОЗ от 29.11.2002 предусмотрена ставка транспортного налога, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы по нему и основания для их использования.

Согласно статье 1 Федерального закона от 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с 15.09.2015 вводится в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, которым данное дело отнесено к категории административных дел.

В силу статьи 4 указанного Федерального закона дела по требованиям о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций регулируется главой 32 КАС РФ. Согласно положениям статьи 286 данного Кодекса, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ установлено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Судом установлено, что на основании статьи 31 Налогового кодекса РФ Межрайонной ИФНС России № 31 по Свердловской области за 2014 год Хмеленко Ф.А. был произведен расчет транспортного налога в сумме 226 руб. (л.д.22)

09.05.2016 вынесено налоговое уведомление № 922253 об уплате налога в сумме 226 руб., в срок до 01.10.2015. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления (№40817810604900317040) 22.05.2015 данное налоговое уведомление было направлено налогоплательщику и получено им 29.07.2015.

На основании статьи 31 Налогового кодекса РФ Межрайонной ИФНС России № 31 по Свердловской области за 2015 год Хмеленко Ф.А. был произведен расчет транспортного налога в сумме 226 руб.; налога на имущество физических лиц в сумме 6 149 руб., а так же земельного налога в сумме 803 руб., итого на сумму 7 178 руб. (л.д. 15).

25.08.2016 вынесено налоговое уведомление №40817810604900317040 об уплате налога в сумме 7 178 руб., в срок до 01.12.2016. Согласно реестру отправки почтовых отправлений, 18.09.2017 данное налоговое уведомление было направлено налогоплательщику (л.д. 27)..

На основании статьи 31 Налогового кодекса РФ Межрайонной ИФНС России № 31 по Свердловской области за 2016 год ФИО2 был произведен расчет транспортного налога в сумме 226 руб.; налога на имущество физических лиц в сумме 7 521 руб., а так же земельного налога в сумме 1 015 руб., итого на сумму 8 762 руб. (л.д. 13).

10.07.2017 вынесено налоговое уведомление №40817810604900317040 об уплате налога в сумме 8 762 руб., в срок до 01.12.2017. Согласно реестру отправки почтовых отправлений, ДД.ММ.ГГГГ данное налоговое уведомление было направлено налогоплательщику (л.д. 29).

Обязанность по уплате налога Хмеленко Ф.А. в срок, указанный в данном налоговом уведомлении, не исполнил. Тогда как, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ), что также предусмотрено положениями статей 69, 70 Налогового кодекса РФ.

Как установлено судом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России №40817810604900317040 по Свердловской области в отношении налогоплательщика Хмеленко Ф.А. вынесено требование №40817810604900317040 об уплате недоимки (сроком оплаты до ДД.ММ.ГГГГ) по транспортному налогу в сумме 225,23 руб. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления (№40817810604900317040) ДД.ММ.ГГГГ данное налоговое уведомление было направлено налогоплательщику и получено им ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России №40817810604900317040 по Свердловской области в отношении налогоплательщика Хмеленко Ф.А. вынесено требование №40817810604900317040 об уплате недоимки (сроком оплаты до ДД.ММ.ГГГГ) по транспортному налогу в сумме 226 руб.; и так же пени на указанный виды налогов в сумме 6,18 руб., и того на сумму 232,18 руб. Согласно реестру отправки почтовых отправлений, ДД.ММ.ГГГГ данное налоговое требование было направлено налогоплательщику (л.д. 17, 26).

По состоянию на 21.12.2017 ИФНС России № 31 по Свердловской области в отношении налогоплательщика Хмеленко Ф.А. вынесено требование № 42907 об уплате недоимки (сроком оплаты до 13.02.2018) по транспортному налогу в сумме 226 руб. и так же пени на указанный виды налогов в сумме 1,17 руб.; налога на имущество физических лиц в сумме 7 521 руб. и пени на данный вид налога в сумме 38,92 руб., итого на сумму 7 787,09 руб. Согласно реестру отправки почтовых отправлений, 18.01.2018 данное налоговое требование было направлено налогоплательщику (л.д. 19, 28).

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Из материалов дела следует, что в требовании от 21.12.2017 № 42907, выставленном налогоплательщику Хмеленко Ф.А., сумма недоимки по налогу составила 7 747 руб., т.е. более 3 000 руб. Срок исполнения указанного требования налоговым органом установлен до 13.02.2018, в связи с чем, шестимесячный срок на обращение в суд истекал 13.08.2018 года.

Судом же установлено, что Межрайонная ИФНС России № 31 по Свердловской области к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Хмеленко Ф.А. недоимки по налогам обратилось только 11.03.2019, при этом 11.03.2019 мировым судьей судебного участка № 3 Сысертского судебного района Свердловской области вынесено определение об отказе в принятии данного заявление по причине того, что заявленное требование, по мнению мирового судьи, не являлось бесспорным, и подано по истечении шестимесячного срока.

Учитывая все выше изложенное, судьей установлено, что обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Хмеленко Ф.А. недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 7 521 руб., транспортному налогу в сумме 666 руб. по требованию от 21.12.2017 (срок исполнения до 13.02.2018), шестимесячный срок на обращение по которому в суд истекал 13.08.2018 года, имело место за пределами сроков, предусмотренных ч. 2 ст. 48 НК РФ.

Кроме того, в соответствии абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Тогда как, Межрайонная ИФНС России № 31 по Свердловской области обратилась в Сысертский районный суд Свердловской области с административным исковым заявлением о взыскании с Хме5ленко Ф.А. задолженности по уплате транспортного налогов, налога на имущество, пени, в сумме 8 234,01 руб., только 15.05.2020.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований (ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ).

Причины, объективно препятствующие подать заявление в суд в установленный законом срок истцом не приведены.

Заявление о восстановлении пропущенного срока при предъявлении иска в районный суд истец не подавал, доказательств уважительности причин пропуска срока не представлено.

Учитывая изложенное, судья приходит к выводу о пропуске административным истцом срока на обращение в суд и отсутствие оснований для его восстановления.

Таким образом, суд считает, что требования Межрайонной ИФНС России № 31 по Свердловской области к Хмеленко Ф.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, удовлетворению не подлежат по причине пропуска административным истцом срока для обращения в суд за защитой нарушенного права.

Согласно ст. 75 Налогового кодекса РФ Хмеленко Ф.А. начислены пени по транспортному налогу в сумме 7,35 руб. и налогу на имущество физических лиц в сумме 38,92 руб.

Учитывая, что недоимка по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц не взыскана, срок давности для их взыскания истек, то и пени, начисленные на такую задолженность, также взысканы быть не могут.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 31 по Свердловской области к Хмеленко ФИО8 о взыскании задолженности по уплате налога на имущество физического лица и транспортного налогов, пени, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения путем подачи апелляционной жалобы через Сысертский районный суд Свердловской области.

Судья: С.В. Филимонова

2а-1181/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России № 31 по Свердловской области
Ответчики
Хмеленко Феликс Анатольевич
Суд
Сысертский районный суд Свердловской области
Судья
Филимонова Светлана Вячеславовна
Дело на сайте суда
sysertsky.svd.sudrf.ru
15.05.2020Регистрация административного искового заявления
15.05.2020Передача материалов судье
19.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
14.07.2020Опр. о рассмотрении дела в общем порядке
14.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее