Решение по делу № 2а-2509/2019 от 23.09.2019

Дело № 2а-2509/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ    ФЕДЕРАЦИИ

21 октября 2019 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Истягиной Н.М., при помощнике Пергаменщик А.В., с участием административного истца Мусаева С.Н., представителя административного истца Теплова А.А., представителя УМВД России по г. Севастополе Обелова Д.И., прокурора отдела прокуратуры города Севастополя Берловой Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мусаева С.Н. к УМВУД России по городу Севастополю, Прокуратуре города Севастополя о признании незаконным бездействия и решения органа власти, их должностных лиц, о понуждении выполнить судебное решение о предоставлении гражданства Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ Мусаев С.Н. обратился в суд с административным иском, в котором просит: признать незаконными решения в ответах прокуратуры г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а также бездействие должностных лиц ФМС (УВМ) МВД России по г. Севастополю.

Исковые требования мотивированы тем, что истец обратился с заявлением о проверке наличия у него гражданства Российской Федерации к заявлению было приложено решение Ленинского районного суда города Севастополя от 16.12.2016 года об установлении факта постоянного проживания на территории города Севастополя с 2011 года по настоящее время включая 18 марта 2014 года. Также истец направлял в ФМС сведения об отсутствии у него гражданства Грузии и Украины, однако судебное решение не исполняется должностными лицами МВД России по г. Севастополю.

Административный истец Мусаев С.Н., представитель административного истца Теплов А.А. административный иск поддержали по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика Обелов Д.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, пояснил, что со стороны УВМ УМВД России по г. Севастополю отсутствует бездействие, были произведены запросы в рамках проведения проверки, проверка не закончена, ответ на запрос в Грузию о наличии у административного истца гражданства не поступил.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, считает, административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административного исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно решению Ленинского районного суда города Севастополя от 16 декабря 2016 года по гражданскому делу заявление Мусаева С.Н. об установлении юридического факта постоянного проживания на территории города Севастополя удовлетворено, установлен факт постоянного проживания заявителя на территории г. Севастополя с 2011 г. по настоящее время, включающее в себя 18.03.2014 года.

В соответствии со ст. 30 ФЗ "О гражданстве РФ" Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия: определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации; проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах.

Согласно п. 14 и п. 14.1 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве РФ, утвержденного Приказом ФМС РФ от 19 марта 2008 года N 64, основным исполнителем административных процедур являются территориальные органы ФМС. При осуществлении полномочий по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации территориальные органы, в числе прочего, проводят определение наличия гражданства Российской Федерации. Проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, с последующим уведомлением (извещением) заявителя (инициатора) о вынесенном заключении о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации.

Согласно п. 15 Административного регламента, процедура проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, проводится по заявлению заинтересованного лица, составленного в произвольной форме, а также по запросу государственного органа или иного компетентного органа.

В соответствии с п. 15.4 Административного регламента, исполнитель формирует дело, направляет запросы по проверке пакета документов заявителя по имеющимся учетам ФМС России и Консульского департамента Министерства иностранных дел Российской Федерации, в соответствующие органы, имеющие информацию в отношении проверяемого лица (полномочные органы по месту рождения на территории Российской Федерации и месту жительства проверяемого лица, иные органы исполнительной власти, суд и др.), проводит анализ результатов проверочных мероприятий по полученной информации.

В соответствии со ст. 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года N 1325 (в действующей редакции), при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части седьмой статьи 4 и статьи 42 Федерального закона. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.

Признание гражданином Российской Федерации по ст.4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года №6 «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» возможно только в отношении граждан Украины или лиц без гражданства.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Мусаев С.Н. обратился в УФМС РФ по г. Севастополю с заявлением о проверке наличия либо отсутствия у него гражданства РФ.

В ходе проведения проверки УФМС России по г. Севастополю получены сведения о том, что родители Мусаева С.Н. являются гражданами <данные изъяты> Исходя из положений статей 10, 11 органического Закона Грузии «О гражданстве Грузии» от 25.03.1993 года ребенок, оба родителя которого к моменту его рождения являлись гражданами Грузии, считается гражданином Грузии независимо от места рождения.

С целью проверки сведений об отсутствии у Мусаева С.Н. гражданства Грузии ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо в Главное управление Министерства юстиции РФ в г. Севастополе с просьбой направить соответствующее ходатайство об истребовании сведений о гражданстве Мусаева С.Н. Согласно сведениям изложенным в письме от 30.04.2019 года №08-77/19 данное поручение было перенаправлено через Главное управление Министерства юстиции РФ по Ростовской области компетентным органам Грузии.

Судом изучены доводы административного истца о незаконном бездействии ответчика, выразившемся в не принятии административным ответчиком справок Секции Грузии Посольства Швейцарии в Российской Федерации об отсутствии у Мусаева С.Н. гражданства Грузии. Вместе с тем, суд считает, что данные доводы не могут быть основанием для признания такого бездействия незаконным, поскольку согласно приведенному Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, административный ответчик вправе провести проверку законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств, при возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи документа.

Согласно п. 15.5 Административного регламента, срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 дней с момента его регистрации, в случае если первоначально были приложены все необходимые для проведения проверки материалы. В случаях, требующих проведения дополнительной проверки и направления соответствующих запросов, заявителю направляется промежуточный ответ, а окончательный срок рассмотрения не должен превышать 5 рабочих дней со дня поступления последней необходимой для проведения проверки информации (представления копий документов, надлежащим образом оформленных опросов).

Поскольку ответ административным ответчиком до настоящего времени не получен, УВМ УМВД России по городу Севастополю не вправе без проведения всех проверочных мероприятий, при наличии обоснованных оснований предполагать наличие административного истца гражданства Грузии выдавать положительное заключение. Следовательно у суда отсутствуют основания для признания незаконным бездействия органов УВМ УМВД России по г.Севастополю по рассмотрению обращения Мусаева С.Н. о предоставлении гражданства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что проверка принадлежности к гражданству РФ в отношении Мусаева С.Н. проводится Управлением ФМС России по г.Севастополю по существу в соответствии с требованиями закона.

Что касается требований административного истца к Прокуратуре города Севастополя, судом установлено, что Мусаев С.Н. дважды обращался в прокуратуру города Севастополя 09.07.2019 года и 06.08.2019 года.

На первое обращение прокуратурой был направлен административному истцу ответ ДД.ММ.ГГГГ (исх. ), на второе - ДД.ММ.ГГГГ (исх. ).

Из представленных суду обращений и ответов прокуратуры города Севастополя следует, что ответы на жалобы административного истца мотивированы, представлены административному ответчику в установленный ст.10, 12 Федерального закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срок. Данные ответы подготовлены в соответствии с положениями ст.10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Суд согласен с доводами прокуратуры города Севастополя, что само по себе не согласие административного истца с содержанием данных ответов не может являться основанием для признания действий прокуратуры города Севастополя незаконными. Из содержания положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора. Не принятие мер реагирования прокурором не создает препятствия административному истцу в дальнейшем осуществлять защиту своих нарушенных прав.

Что касается доводов административного истца о неисполнении сотрудниками УВМ УМВД Росси в г. Севастополе решения суда и требований обязать выполнить решение суда, выдать паспорт Гражданина РФ, суд считает их несостоятельными и не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются: Президент Российской Федерации; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Согласно положениям статья 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к исключительным полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.

Суд не является компетентным органом ведающим вопросами гражданства и не может принимать решение о принадлежности административного истца к гражданству Российской Федерации.

Таким образом, из представленных доказательств судом не усматривается противоправность бездействия административного ответчика – УВМ УМВД России по городу Севастополю в части проведения проверки об определении наличия или отсутствия гражданства РФ, а также оснований для признания незаконными ответов прокуратуры города Севастополя в связи с чем, суд считает необходимым в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Мусаева С.Н. к Прокуратуре города Севастополя, Управлению по вопросам миграции УМВД России по г. Севастополю – отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя. Решение в окончательной форме составлено 30 октября 2019 года.

Судья

Ленинского районного суда

города Севастополя                                                                 Н.М. Истягина

2а-2509/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мусаев Селим Назим-оглу
Ответчики
Прокуратура города Севастополя
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Истягина Надежда Михайловна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
08.07.2020Регистрация административного искового заявления
08.07.2020Передача материалов судье
08.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
08.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.07.2020Судебное заседание
08.07.2020Судебное заседание
08.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее