дело № 2а-2564/2020
24RS0028-01-2020-002949-96
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 27 октября 2020 года
Кировский районный суд г. Красноярска
в составе председательствующего судьи Хорошевской О.В.
при секретаре Синцовой О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю к Рымар В.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 24 по Красноярскому краю (далее – Межрайонная ИФНС № 24 по Красноярскому краю) обратилась в суд к Рымар В.А. с административным иском о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 30 600 рублей, пени – 123 рубля 17 копеек.
Требования мотивированы тем, что налогоплательщик Рымар В.А., являясь собственником транспортного средства - автомобиля марки «BMWX6», г/н №, не исполнил обязанность по уплате транспортного налога за 2017 год в размере 30 600 рублей, на сумму недоимки была начислена пеня в размере 123 рубля 17 копеек, в связи с чем ему было направлено требование № от 20 декабря 2018 года об уплате налога в срок до 29 января 2019 года, которое налогоплательщиком выполнено не было.
Межрайонная ИФНС России № 24 по Красноярскому краю просит восстановить пропущенный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением как пропущенный по уважительным причинам (в связи с техническим несовершенством программного обеспечения АИС «Налог-3» на дату формирования заявления о вынесении судебного приказа требование № не было включено в сформированное пользовательское задание для передачи пакета документов мировому судье), взыскать с Рымар В.А. недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 30 600 рублей, а также пени в сумме 123 рубля 17 копеек, всего взыскать 30 723 рубля 17 копеек.
В судебное заседание представитель Межрайонной ИФНС России № 24 по Красноярскому краю не явился, извещался надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путём вручения извещения курьером. В иске указано на возможность рассмотрения дела в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик Рымар В.А. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом посредством почтовой связи заказной корреспонденцией, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил возражения относительно административного иска, в котором просит в удовлетворении исковых требований налогового органа отказать ввиду пропуска предусмотренного законом срока на подачу заявления о принудительном взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год (л.д. 42, 49, 50, 51).
Суд, исследовав материалы дела, разрешив вопрос о возможности рассмотрения дела в соответствии с ст. 150 КАС РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела, приходит к следующим выводам.
В силу ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с ч. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
На основании п.1 ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п.2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.1 ст.95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В силу ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Частью 6 статьи 289 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из материалов дела, Рымар В.А. с 10 апреля 2015 года имеет в собственности автомобиль марки «BMWX6», г/н № (л.д. 23,37).
Налогоплательщику Рымар В.А. налоговым органом исчислен транспортный налог за 2017 года в размере 30 600 рублей и посредством почтовой связи направлено налоговое уведомление № от 24 августа 2018 года (л.д.18-19).
В связи с неуплатой налога в установленный срок Рымар В.А. посредством почтовой связи направлено требование об уплате налога № от 20 декабря 2018 года, установлен срок уплаты до 29 января 2019 года (л.д.13-18).
В связи с образовавшейся недоимкой по транспортному налогу в размере 30 600 рублей, то есть в сумме, превышающей 3 000 рублей, налоговый орган должен был обратиться к мировому судье в течение шести месяцев со дня истечения срока уплаты налога по требованию от 20 декабря 2018 года (до 29 января 2019 года), то есть не позднее 29 июля 2019 года.
В соответствии с представленной административным истцом копией сопроводительного письма, а также согласно ответу мирового судьи, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Рымар В.А. задолженности по транспортному налогу за 2017 год и пени административный истец обратился к мировому судье 30 января 2020 года (л.д.38, 44, оборот), то есть по истечении шестимесячного срока обращения в суд.
Судебный приказ о взыскании с Рымар В.А. в пользу Межрайонной ИФНС России №24 по Красноярскому краю выдан мировым судьёй судебного участка №52 в Кировском районе г. Красноярска 03 февраля 2020 года, отменен 03 марта 2020 года на основании поступивших возражений от Рымар В.А. (л.д.11).
Таким образом, учитывая, что налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа после истечения шестимесячного срока со дня исполнения требования от 20 декабря 2018 года со сроком уплаты до 29 января 2019 года, который истек 29 июля 2019 года, налоговый орган утратил право на принудительное взыскание с ответчика Рымар В.А. задолженности по транспортному налогу за 2017 год и пени, что является основаниям для отказа в удовлетворении требований Межрайонной ИФНС №24 по Красноярскому краю.
Налоговой инспекцией заявлено ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд с заявлением о принудительном взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год и пени с Рымар В.А.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 08 февраля 2007 года №381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Между тем административный истец каких-либо достоверных доказательств, подтверждающих объективную невозможность своевременного обращения налогового органа с заявлением о принудительном взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год с Рымар В.А., не представил.
Напротив, из материалов дела следует, что у налогового органа, при проявлении достаточной меры заботливости, имелось достаточно времени для обращения в предусмотренный законом срок к мировому судье за выдачей судебного приказа. Своевременность подачи заявления о выдаче судебного приказа и как следствие административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Указанные истцом в ходатайстве причины пропуска срока – техническое несовершенство программного обеспечения АИС «Налог-3», не могут быть расценены в качестве уважительных причин пропуска предусмотренного законом срока на принудительное взыскание задолженности по налогу.
Также не является основанием для восстановления пропущенного срока тот факт, что после отмены вышеуказанного судебного приказа налоговой инспекцией был соблюден шестимесячный срок подачи административного иска в суд, который истек с учетом сумм недоимки по транспортному налогу за 2017 год - 29 июля 2019 года, поскольку уже при обращении к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа срок на обращение в суд, которой ограничен ст. 48 Налогового кодекса РФ, налоговым органом был пропущен.
Таким образом, суд не усматривает оснований для восстановления налоговой инспекции срока на обращение в суд с заявлением о принудительном взыскании с Рымар В.А. задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 30 600 рублей и пени в сумме 123 рубля 17 копеек, в связи с чем административные исковые требования Межрайонной ИФНС № 24 по Красноярскому краю подлежат оставлению без удовлетворения ввиду пропуска установленного ст. 48 Налогового кодекса РФ, ст. 286 КАС РФ срока для обращения с указанными требованиями в суд.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю к Рымар В.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 30 600 рублей, пени – 123 рубля 17 копеек, а всего 30 723 рубля 17 копеек, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Кировский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Хорошевская О.В.
Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2020 года.