Председательствующий по делу судья Терновая Ю.В. |
Дело №33-3710/2021 (№ дела в суде 1-й инст. 2-911/2021) УИД 75RS0027-01-2021-001464-47 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе
председательствующего судьи Малолыченко С.В.,
судей Погореловой Е.А., Радюк С.Ю.,
при секретаре Балагуровой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 9 декабря 2021 г. гражданское дело по иску Парамоновой С. Г., Сибиряковой К. А. к администрации городского поселения «Шилкинское», администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительству Забайкальского края, Управлению по вопросам миграции УМВД России по Забайкальскому краю об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение компенсации, обязании совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края Гуменной Н.В.
на решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 09 сентября 2021 г., которым постановлено:
«Исковые требования Парамоновой С. Г., Сибиряковой К. А. к администрации городского поселения «Шилкинское», администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительству Забайкальского края, Управлению по вопросам миграции УМВД России по Забайкальскому краю об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение компенсации, обязании совершить определенные действия удовлетворить частично.
Установить факт постоянного проживания Парамоновой С. Г., Сибиряковой К. А. в жилом доме по адресу: <адрес> для получения финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в июле 2021 г.
Признать Парамонову С. Г., Сибирякову К. А. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в июле 2021 г.
Признать за Парамоновой С. Г., Сибиряковой К. А. право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 руб. каждому, а всего 200 000 руб. в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в июле 2021 г.
Обязать администрацию городского поселения «Шилкинское» включить Парамонову С. Г., Сибирякову К. А. в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в июле 2021 г.
Взыскать с Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в пользу Парамоновой С. Г., Сибиряковой К. А. финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 руб. каждому, а всего 200 000 руб. за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе за счет средств резервного фонда Правительства Забайкальского края.
В удовлетворении требований к администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительству Забайкальского края, Управлению по вопросам миграции УМВД России по Забайкальскому краю отказать».
Заслушав доклад судьи Малолыченко С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Парамонова С.Г., Сибирякова К.А. обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что они совместно с Медведевым А.В. и Шайдуровой А.А. проживают в жилом доме по адресу: <адрес>, который оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Шилкинского района Забайкальского края в июле 2021 г. в связи с выпадением значительного количества осадков. При этом, истцы регистрацию по месту жительства не имеют. В результате наводнения у истцов пострадал земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства и находящийся на нем жилой дом с надворными постройками, полностью утрачено имущество первой необходимости, причинены нравственные страдания. Истцы признаны пострадавшими, за ними признано право на получение единовременной материальной помощи в размере 20 000 руб. В связи с отсутствием регистрации по указанному адресу истцы не были включены в списки пострадавших на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости.
Просили суд признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в июле 2021 г. Установить факт их постоянного проживания в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> для получения финансовой помощи за счет средств выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2021 г. на территории Забайкальского края. Признать за истцами право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 200 000 руб. за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2021 г. на территории Забайкальского края. Обязать ответчиков включить истцов в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком из-за сильных дождей, произошедших в июле 2021 года на территории Забайкальского края. Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить истцам финансовую помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 200 000 руб. за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2021 г. на территории Забайкальского края (л.д. 3-5).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 69-73).
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края Гуменная Н.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края. Ссылается на то, что нормативно-правовыми актами Забайкальского края не закреплено полномочий у Министерства на выплаты финансовой помощи за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе резервного фонда Правительства Забайкальского края. Указывает на то, что при принятии решения судом не было учтено, что на момент возникновения подтопления у истцов отсутствует регистрация по месту жительства, которое попало в границы зоны ЧС. Предоставляемая гражданам финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости в результате паводка носит адресный, целевой, компенсационный характер и направлена на социальную поддержку лиц, непосредственно пострадавших в результате ЧС, лишенных возможности пользоваться минимальным набором товаров, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Предоставленное заключение об установлении факта нарушений условий жизнедеятельности, акт обследования утраченного имущества истцов не содержат даты, в акте не указано, каким образом утрачено имущество, степень утраты. В решении суда отсутствует перечисление имущества первой необходимости, критерии утраты имущества. Доказательств отсутствия в квартире по месту регистрации и по месту жительства принадлежащего истцам имущества первой необходимости – минимального набора непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, не предоставлено. Также истцами не представлено доказательств (фотофиксация, заключение экспертов), подтверждающих утрату (приведение в негодность) имущества первой необходимости вследствие ЧС, произошедшего в июле 2021 г. Судом не дана оценка утраты имущества первой необходимости в соответствии с критериями утраты имущества первой необходимости, не дана оценка невозможности проживания истца в жилом помещении по спорному адресу, не дана оценка утраты жизнедеятельности имущества первой необходимости. Также истцом не представлено доказательств того, что он оказался в трудной жизненной ситуации. Один лишь факт постоянного проживания истца на территории, вошедшей в границы чрезвычайной ситуации, не является основанием для признания их пострадавшими в результате ЧС. Судом из числа ответчиков исключено Министерство финансов Забайкальского края, вместе с тем Министерство финансов распоряжается средствами бюджета, исполняет судебные акты, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджета края. Для возможности выделения денежных средств из федерального бюджета Министерство заявляло ходатайство о привлечении Министерство финансов РФ для участия в деле в качестве соответчика, поскольку оно рассматривает документы, обосновывающие выделение Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка, произошедшего в июне 2021 г., бюджетных ассигнований. Однако определение о рассмотрении ходатайства Министерства судом не вынесено, в Министерство не поступало (л.д. 87-92).
Лица, участвующие в деле, в зал судебных заседаний не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей не направили.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В п. 2 данной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Подпунктом «л» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 №1928 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Данные Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации (далее - резервный фонд), бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в части чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Подпунктами «в», «г» п. 4 Правил №1928 предусмотрено, что трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости – 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 тыс. рублей на человека).
Для определения предельного объема бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой ими имущества первой необходимости, и (или) граждан, которым такая помощь была оказана за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в случае ликвидации чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера (пп. «б», «в» п. 6 Правил №1928).
Согласно п. 11 Правил №1928 критериями утраты имущества первой необходимости являются:
а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
При этом п. 2 Правил № 1928 определено, что в целях настоящих Правил под имуществом первой необходимости понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и отопительный котел (переносная печь).
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями» с учетом изменений, внесенных Постановлением Губернатора Забайкальского края от 21.06.2021 № 47 в границах муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края с 22.06.2021 введен режим чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями.
Постановлением Главы администрации городского поселения «Шилкинское» от <Дата> № на территории городского поселения «Шилкинское» введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Главы администрации городского поселения «Шилкинское» от <Дата> №, (с Постановлениями о внесении изменений от <Дата> №, №, от <Дата> №, от <Дата> №, от <Дата> №), определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городском поселении «Шилкинское».
Из материалов дела следует, что жилой дом по адресу: <адрес> находился в зоне затопления <Дата> (л.д. 50).
Согласно справке администрации городского поселения «Шилкинское» от <Дата> истцы не включены в список на оказание финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в жилом помещении, пострадавшем от чрезвычайной ситуации в июле 2021 г., в связи с отсутствием постоянной регистрации по адресу: <адрес> (л.д. 11).
Из акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате выпадения обильных осадков, вызвавших паводковые явления и подтопление территории от <Дата> следует, что имущество первой необходимости по адресу: <адрес> пострадавшего гражданина Медведева А.В., его супруги Парамоновой С.Г., дочерей Сибиряковой К.А., Шайдровой А.А. утрачено полностью (л.д.12-13).
Заключением комиссии, утвержденным главой МР «Шилкинский район», установлен факт нарушения условий жизнедеятельности Медведева А.В., Парамоновой С.Г., Сибиряковой К.А., Шайдуровой А.А. <Дата> по адресу: <адрес> (л.д. 14-15).
Разрешая заявленные исковые требования и частично их удовлетворяя, суд первой инстанции, руководствуясь вышеназванным правовым регулированием, учитывая показания свидетелей Сергеевой О.А., Виноградовой Н.Е., подтвердивших факт проживания истцов по указанному адресу на протяжении длительного периода времени и на момент паводка в июле 2021 г., исходил из доказанности факта проживания истцов на протяжении длительного периода времени в жилом помещении, которое попало в зону затопления. В результате чрезвычайной ситуации их имущество первой необходимости утрачено полностью, в связи с чем, они имеют право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных законом.
При этом суд первой инстанции считал правильным указать в резолютивной части решения, что суммы компенсации должны быть выплачены за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе резервного фонда Правительства Забайкальского края, а не в порядке, указанном истцом в заявленных требованиях.
Кроме того, с учетом положений приведенных выше норм законодательства, надлежащими ответчиками по делу судом были признаны администрация городского поселения «Шилкинское» и Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края. В удовлетворении требований к остальным ответчикам было отказано.
Проверяя законность и обоснованность принятого судом решения, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Как указывалось ранее, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 №1928 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 г. № 144 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края.
В п. 3 названного Порядка предусмотрено, что основанием для использования бюджетных ассигнований фонда является распоряжение Правительства Забайкальского края. В проекте распоряжения определяется получатель средств, размер предоставляемых средств, цели осуществления расходов.
Главные распорядители бюджетных средств представляют в Министерство финансов Забайкальского края документы с обоснованием размера испрашиваемых средств, включая сметно-финансовые расчеты (п. 5 Порядка).
Министерство финансов Забайкальского края осуществляет подготовку проекта распоряжения Правительства Забайкальского края в установленном порядке (п. 6 Порядка).
В соответствии с распоряжением Правительства Забайкальского края Министерство финансов Забайкальского края доводит лимиты бюджетных обязательств до соответствующих главных распорядителей бюджетных средств (п. 7 Порядка).
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями» Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края в срок до 15 августа 2021 года совместно с Министерством финансов Забайкальского края произвести выплату из резервного фонда Правительства Забайкальского края гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, с учетом проведенной оценки ущерба (пп.2 п. 10).
Таким образом, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственными за организацию работы по осуществлению единовременных выплат финансовых средств пострадавшим гражданам, постановлением Губернатора Забайкальского края определены Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что в соответствии с Порядком оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 г., утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края от 13.07.2021 № 253, именно на Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края лежит обязанность осуществления выплаты пострадавшим гражданам.
Так, подписанные главами муниципальных образований Забайкальского края списки направляются в Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края (далее – Министерство) для осуществления выплаты пострадавшим гражданам (п. 8).
Согласованные Управлением МВД России по Забайкальскому краю и Главным управлением МЧС России по Забайкальскому краю списки утверждаются Губернатором Забайкальского края (п. 9).
На основании утвержденных Губернатором Забайкальского края списков Министерство осуществляет выплату пострадавшим гражданам через государственное казенное учреждение «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края (далее – ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края) (п. 10).
В связи с этим, судом первой инстанции обоснованно взыскана финансовая помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости в пользу истцов с Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края.
Судебной коллегией не принимается довод апелляционной жалобы о том, что при принятии решения судом не было учтено, что на момент возникновения подтопления у истцов отсутствует регистрация по месту жительства, которое попало в границы зоны ЧС.
В соответствии с п. 5 Порядка оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 г., утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 13.07.2021 № 253, предоставление пострадавшим гражданам выплат осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Забайкальского края следующих условий:
1) постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
2) утрата пострадавшим гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Главой 2 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных МЧС России 03 октября 2014 г. №2-4-87-24-7, предусмотрено, что при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу являются: факт постоянного проживания истцов в жилом помещении по адресу: <адрес>.; факт утраты полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 6 вышеуказанного Порядка №, проведение оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края, населенные пункты которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации (далее – комиссии).
Согласно п. 7 данного Порядка №, формирование списков осуществляется комиссиями в соответствии с разделом 6 Порядка подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 апреля 2020 года № 275.
Таким образом, возмещение ущерба от чрезвычайного происшествия производится при наличии такого ущерба, применительно к настоящему случаю, полной утраты имущества первой необходимости, а также обращения лиц, пострадавших от такого происшествия, с соответствующим заявлением в компетентные органы.
Как верно установлено судом и подтверждается материалами дела, истцы постоянно проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Указанное подтверждается пояснениями истца Парамоновой С.Г. в суде первой инстанции, справкой с МОУ СОШ № на учащуюся Сибирякову К.А. от <Дата>; справкой с УПФР в <адрес> на Парамонову С.Г. от <Дата>; личной карточкой работника Парамоновой С.Г. от <Дата>; ответом прокурора от <Дата> в адрес Парамоновой С.Г. В указанных документах адрес фактического проживания истцов указан как: <адрес>. (л.д. 55-62).
При этом судебная коллегия отмечает, что при дополнительной проверке было выяснено, что истец Парамонова С.Г. была выселена из жилого помещения по адресу: <адрес> решением Шилкинского городского суда Забайкальского края от <Дата>.
Так, из решения суда следует, что истец Парамонова С.Г. ранее являлась ответственным нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, не проживает в квартире с 2000 г., квартира разрушена, находится в бесхозном состоянии.
Указанный факт также следует из ответа администрации городского поселений «Шилкинское», согласно которому вышеуказанное жилое помещение значится в реестре муниципальной собственности городского поселения «Шилкинское». Парамонова С.Г. снята с регистрационного учета по вышеназванному адресу по решению суда. В соответствии с реестром заключенных договоров социального найма договор № от 1302.2007 на указанное жилое помещение заключен на имя Поповой (Николаевой) Е. В., 1973 г.р., что подтверждается сведениями поквартирной карточки.
Таким образом, данное жилое помещение не принадлежало Парамоновой С.Г. на праве собственности, истец проживала в данном помещении на основании договора социального найма.
При этом, несмотря на указание в паспорте истца Парамоновой С.Г. на наличие регистрации по этому адресу, в соответствии с адресной справкой Парамонова С.Г. снята с регистрационного учета <Дата> по решению суда.
Факт наличия регистрации по адресу: <адрес>, дочери Парамоновой С.Г. – Сибиряковой К.А. объясняется тем, что Сибирякова К.А. была зарегистрирована по данному адресу на основании представленной копии паспорта Парамоновой С.Г., в которой имелась запись о регистрации по вышеуказанному адресу. Сведений о том, что Парамонова С.Г. была снята с регистрационного учета в 2007 г. у регистрирующего органа, не имеется. Данный факт следует из ответа на судебный запрос из Миграционного пункта ОМВД России по Шилкинскому району от <Дата> №.
Кроме того, дополнительным доказательством постоянного проживания истцов по спорному адресу является и акт обследования жилищно-бытовых условий граждан от <Дата>, в котором в качестве жильцов в жилом помещении по адресу: <адрес> указаны Парамонова С.Г. и Сибирякова К.А.
Таким образом, указанными доказательствами достоверно установлен факт постоянного проживания истцов по адресу: <адрес>, в течение длительного времени.
По мнению судебной коллегии, не имеет юридического значения ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие в предоставленных в материалы дела заключении об установлении факта нарушений условий жизнедеятельности и акте обследования утраченного имущества даты, и то, что в акте не указано, каким образом утрачено имущество, степень утраты, поскольку как следует из ответа на судебный запрос из администрации городского поселения «Шилкинское» акт комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате выпадения обильных осадков, вызвавших паводковые явления и подтопление территории по адресу: <адрес> был составлен <Дата>
В целом данный довод указывает лишь на наличие технической ошибки при составлении акта, поскольку акт и заключение имеют подпись главы района, всех членов комиссии и пострадавшего, что не позволяет сомневаться в их подлинности.
Из содержания акта и заключения можно судить о том, какое имущество было утрачено и в какой степени. Обязанность по обследованию жилых домов и имущества граждан, попавших в зону подтопления, возложена постановлением администрации городского поселения «Шилкинское» от 09.07.2021 № 281 на созданную комиссию по оценке ущерба и последствий чрезвычаных ситуаций. Требований о представлении доказательств (фотофиксации, заключения экспертов), подтверждающих утрату (приведение в негодность) имущества первой необходимости вследствие ЧС, произошедшего в июле 2021 г. нормы действующего законодательства не содержат.
Так, из акта комиссии следует, что полностью утрачено такое имущество первой необходимости, как холодильник, электроплита, шкаф для посуды, стол, стул, кровать, телевизор, насос для подачи воды, водонагреватель, котел отопительный.
Указанные обстоятельства, в свою очередь, свидетельствуют о полной утрате имущества первой необходимости, в соответствии с Порядком оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 г., утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 13.07.2021 № 253; и Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 №1928.
Судебная коллегия считает, что судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, а также доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение районного суда подлежит оставлению без изменения. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 09 ░░░░░░░░ 2021 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13.12.2021.