Дело № 2-618/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2018 года г. Десногорск
Десногорский городской суд Смоленской области в составе:
председательствующего (федерального судьи) Михаленкова Д.А.,
с участием помощника прокурора г. Десногорска Учиной Л.А.,
представителя истца Администрации МО «г. Десногорск» Смоленской области и представителя третьего лица Комитета по городскому хозяйству и промышленному комплексу Администрации МО «г. Десногорск» по доверенности Зайцевой Т.Н.,
представителя ответчика Десногорского РОСП УФССП России по Смоленской области в лице начальника отдела Логиновой О.Е.,
при секретаре Матвеенковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области к Десногорскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Смоленской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области (далее Администрация) обратилась в суд с иском к Десногорскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Смоленской области (далее Десногорский РОСП УФССП по Смоленской области) об освобождении от уплаты исполнительского сбора, указав в обоснование заявленного требования, что 20.12.2017г. заместитель начальника Десногорского РОСП Логинова О.Е. вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении Администрации в размере 50000 рублей 00 копеек по неисполнению Администрацией решения Десногорского городского суда по делу № 2-788/2016, вступившего в законную силу 06.12.2016г., об обязании за счет средств местного бюджета принять меры по приведению автомобильной дороги, расположенной в 3 микрорайоне г. Десногорска от автомобильной дороги Н-7 до МБДОУ «Дюймовочка», проходящей между магазином «Пятерочка» и домом № 21 с одной стороны и домом № 7 с другой стороны, в соответствие с требованиями ГОСТ Р50597-93, а именно: произвести ремонт асфальтового покрытия проезжих частей, устранив имеющиеся деформации покрытия в виде выбоин и просадок.
На основании вынесенного решения суда 04.07.2017г. возбуждено исполнительное производство в отношении Администрации № 9277/17/67024-ИП.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ, бюджетный процесс организован таким образом, что выделение бюджетных средств осуществляется строго в соответствии со статьями расходов бюджета и в соответствии с планом.
Осуществление закупок товаров, работ и услуг в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Исходя из положений вышеуказанного закона, выбор организации для проведения ремонтных работ по восстановлению дорожного покрытия осуществляется на конкурсной основе путем проведения электронного аукциона.
Администрация муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области является бюджетной организацией, финансируемой из средств бюджета. Бюджет муниципального образования «город Десногорск» является дотационным, в связи с чем, затруднено финансирование и соответственно, решение суда исполнить в срок невозможно.
Для исполнения решения суда Администрация изыскала денежные средства, после чего «Служба благоустройства» г. Десногорска провела аукцион, по итогам которого с ОАО «Дорожное эксплуатационное предприятие № 44» заключила муниципальный контракт от 02.08.2017г. № 9 по проведению ремонта автомобильных дорог местного значения, в указанный контракт был включен ремонт автодороги Н-43. ОАО ДЭП № 44 выполнило работы по ремонту дорожного покрытия Н-43, о чем свидетельствуют подписанные акты о приемке выполненных работ.
Кроме того, в отношении Администрации вынесено 42 судебных решения по ремонту автомобильных дорог местного значения, по 38 делам возбуждено исполнительное производство, в связи с чем, сложившаяся ситуация носит исключительный характер. Так как большое количество судебных актов, по которым необходимо выполнить большие объемы работ требуют значительных финансовых затрат. В настоящее время 16 исполнительных производств окончены фактическим исполнением.
Администрация неоднократно обращалась в Десногорский городской суд с заявлениями о предоставлении отсрочки по исполнению решения суда, определениями Десногорского городского суда от 07.09.2017г., и от 01.02.2018 г. было отказано в предоставлении отсрочки.
Администрация считает, что все меры для надлежащего исполнения обязательства по возможностям должника были предприняты, а умысла и вины по своевременному надлежащему исполнению решения суда не было.
Помимо вышеперечисленного, считает, что уплата Администрацией муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области исполнительского сбора нецелесообразна, так как в указанном случае денежные средства переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, так как средства, которые могли бы быть направлены на фактическое исполнение судебных решений взыскиваются в виде исполнительского сбора в другой бюджет бюджетной системы РФ.
Учитывая значительное количество имеющихся исполнительных производств, ограниченность бюджетного финансирования и особенности контрактной системы закупок, предопределяющих наличие объективных причин и отсутствие вины заявителя в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок, Администрация не может быть признана виновной, поскольку приняла все меры для надлежащего исполнения решения суда.
Просит освободить Администрацию муниципального образования «г. Десногорск» от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
В судебном заседании представитель истца Администрации, представляющая также интересы третьего лица Комитета по городскому хозяйству и промышленному комплексу Администрации МО «г. Десногорск» – Зайцева Т.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить, при этом пояснила, что спорная дорога отремонтирована еще в 2017г.
Представитель ответчика Десногорского РОСП УФССП по Смоленской области –Логинова О.Е. исковые требования не признала, представила письменные возражения на иск, в которых указала, что 04.07.2017г. по исполнительному листу Десногорского городского суда по делу № 2-788/2016, вступившему в законную силу
06.12.2016, возбуждено исполнительное производство № 9277/17/67024-ИП. Постановление о возбуждении исполнительного производства вручено представителю Администрации муниципального образования «город Десногорск» Носковой Т.Ю. 05.07.2017.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства установлен срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждение должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора, предусмотренного ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон).
В ходе исполнения исполнительного документа установлено, что МБУ «Службой благоустройства» и ООО «ДЭП № 44» только 02.08.2017 года заключен муниципальный контракт № 9 по ремонту асфальтобетонного покрытия, автомобильных дорог, в который включен ремонт и спорной дороги. Таким образом, действия со стороны заявителя направленные на исполнение решения суда, были предприняты значительно позже истечения срока добровольного исполнения. Каких-либо доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, как указано в ч. 3 ст. 112 Закона, судебному приставу - исполнителю должником предоставлено не было. Также отмечает, что бюджетные учреждения, как и прочие должники, обязаны исполнять требования исполнительных документов и нести установленную, в том числе статьей 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», ответственность за их неисполнение.
В связи с тем, что в исполнительном производстве № 9277/17/67024-ИП исполнение требований исполнительного документа связано с ремонтными работами по приведению автомобильной дороги в соответствие с ГОСТ Р 50597-93, то в соответствии со ст. 61 Федерального закона от 02.10.2007 № 229 - ФЗ «Об исполнительном производстве» для полного и правильного исполнения требований исполнительного документа и для разъяснения вопросов, требующих специальных знаний, необходимо участие в исполнительном производстве специалиста, а именно: для оценки технического состояния автомобильной дороги на которой были проведены ремонтные работы на соответствие правилам, установленным ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги. 25.10.2017г. заместителем начальника отдела вынесено постановление о привлечении специалиста СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» для обследования автомобильных дорог общего пользования г. Десногорска, по которым были произведены ремонтные работы на соответствие с ГОСТ Р 50597-93.
24.11.2017г. специалистами СОГБУ «Смоленскавтодор» в присутствии представителя Администрации произведен визуальный осмотр автомобильных дорог на соответствие с ГОСТ Р 50597-93. 06.12.2017г. получена справка СОГБУ «Смоленскавтодор» в которой отражено, что на спорном участке автомобильной дороги на видимом участке асфальтобетонного покрытия, на углу магазина «Пятерочка» выявлена просадка решетки дождеприемника ливневой канализации относительно уровня проезжей части на 6 см, что не соответствует предельно допустимым нормам согласно ГОСТ Р 50597-93 (п. 3.1.11).
20.12.2017г. заместителем начальника отдела вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей и вручено представителю администрации муниципального образования «город Десногорск».
В настоящее время иные какие - либо сведения об исполнении требований исполнительного документа в Десногорском РОСП отсутствуют, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований просит отказать в полном объеме.
Помощник прокурора г. Десногорска Учина Л.А. считает, что в удовлетворении исковых требований об освобождении от уплаты исполнительского сбора необходимо отказать, поскольку в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного листа выполнены не были, доказательств того, что своевременное исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы стороной истца не представлено.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования Администрации МО «г. Десногорск» Смоленской области не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с частями 2, 3 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Согласно частям 1, 2 статьи 6 ФЗ № 229 от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 данного Федерального закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30).
В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (ч. 1 ст. 112 Федерального закона).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Федерального закона).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Федерального закона).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 Федерального закона).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 75 Постановления от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П исполнительский сборпредставляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 – 54, 55 КонституцииРоссийской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В судебном заседании установлено, что решением Десногорского городского суда от 19.09.2016г. исковые требования прокурора г. Десногорска удовлетворены: Администрация муниципального образования «г. Десногорск» Смоленской области и Муниципальное учреждение «Комитет по городскому хозяйству и промышленному комплексу» муниципального образования «г. Десногорск» Смоленской области обязаны за счет средств местного бюджета принять меры по приведению автомобильной дороги, расположенной в 3-м микрорайоне г. Десногорска от автомобильной дороги Н-7 до МБДОУ «Дюймовочка», проходящей между магазином «Пятерочка» и домом № 21 с одной стороны и домом № 7 с другой стороны, в соответствие с правилами, установленными ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно: произвести ремонт асфальтового покрытия проезжих частей, устранив имеющиеся деформации покрытия в виде выбоин и просадок (л.д. 8-9).
На основании исполнительного листа, выданного по данному делу (л.д. 30-32), Десногорским РОСП 04.07.2017г. было возбуждено исполнительное производство № 9277/17/67024-ИП в отношении Администрации МО «г. Десногорск» с предоставлением 5-дневного срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления (л.д. 28-29). Копия постановления о возбуждении исполнительного производства была получена представителем должника 05.07.2017г., что подтверждается соответствующей записью в постановлении о возбуждении исполнительного производства (л.д. 29), соответственно срок для добровольного исполнения исполнительного документа истек 11.07.2017г.
Администрацией МО «г. Десногорск» предпринимались меры, для надлежащего исполнения обязательств, установленных решением суда, - изысканы денежные средства на ремонт автодороги, после чего были проведены аукционы и по результатам которых между МБУ «Служба благоустройства» МО «г. Десногорск» и ОАО «Дорожное эксплуатационное предприятие № 44» 02.08.2017г. был заключен муниципальный контракт № 9 на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «г. Десногорск» Смоленской области, в том числе и дороги Н-43. Данные работы были выполнены и сданы по акту.
Указанные обстоятельства подтверждаются муниципальным контрактом № 9 от 02.08.2017г. (л.д. 10-14), актом о приемке выполненных работ по ремонту автодороги Н-43 г. Десногорска от 01.09.2017г. (л.д. 15-17), справками о стоимости выполненных работ и затрат (л.д. 18-20).
Вместе с тем, по результатам визуального осмотра автомобильных дорог г. Десногорска, в том числе и автодороги Н-43 от 24.11.2017г., проведенного специалистами СОГБУ «Смоленскавтодор» в присутствии представителя истца и заместителя начальника Десногорского РОСП установлено, что на автомобильной дороге, расположенной в 3 микрорайоне г. Десногорска от автомобильной дороги Н-7 до МБДОУ «Дюймовочка», проходящей между магазином «Пятерочка» и домом № 21 с одной стороны и домом № 7 с другой стороны на видимом участке асфальтобетонного покрытия, на углу магазина «Пятерочка» выявлена просадка решетки дождеприемника ливневой канализации относительно уровня проезжей части на 6 см., что не соответствует предельно допустимым нормам согласно ГОСТ Р 50597-93 (л.д. 35-36).
В связи с неисполнением должником в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного листа, заместителем начальника отдела Логиновой О.Е. 20.12.2017г. вынесено постановление о взыскании с Администрации МО «г. Десногорск» исполнительского сбора в размере 50000 руб. (л.д. 33-34). Документов, подтверждающих исполнение требований исполнительного листа в полном объеме, истцом не представлено, равно как и не содержится в материалах дела.
При таких обстоятельствах, когда в судебном заседании установлено, что Администрация МО «г. Десногорск» извещенная о возбуждении исполнительного производства, в установленный законом 5-дневный срок требования исполнительного документа не исполнила, доказательств уважительности нарушения установленного срока исполнения требований исполнительного документа в добровольном порядке, в связи с наличием чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанности не представила, а у заместителя старшего судебного пристава Логиновой О.Е. имелись все правовые основания для взыскания с должника исполнительского сбора, размер которого соответствует требованиям законодательства, учитывая длительность неисполнения решения суда (более 2-х лет), а также то, что отсутствие у Администрации необходимых денежных средств не может являться основанием дляосвобождения от взысканияисполнительского сбора, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием у них для этого финансовой возможности, так как обязанности, указанные в решении суда, входят в компетенцию органа местного самоуправления, который должен был заранее планировать расходную часть бюджета для осуществления своих функций, то суд не находит оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями194 – 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Администрации муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области к Десногорскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Смоленской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Десногорский городской суд Смоленской области в течение месяца.
Судья Михаленков Д.А.