Решение по делу № 2-2812/2024 от 22.04.2024

Дело №2-2812/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 декабря 2024 г.                                                                                             г.Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Фроловой С.Л.

при секретаре                     Юрьевой К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кицова О.В. к СОГБУ «Смоленскавтодор» о взыскании ущерба,

установил:

Кицов О.В. с учетом уточненных требований обратился с иском к СОГБУ «Смоленскавтодор» о возмещении ущерба, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ, управляя технически исправным автомобилем «<данные изъяты>» (регистрационный номер ) возле дома <адрес> совершил наезд на препятствие виде выбоины, в результате чего автомобилю причинены механические повреждения. Согласно заключения от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Апрвйзер» стоимость восстановительного ремонта составляет 1 048 500 руб. Просит взыскать с ответчика в счет возмещения причиненного ущерба 516 100 руб., расходы по оплате заключения в размере 15 000 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 35 000 руб., возврат уплаченной государственной пошлины в размере 13 443 руб., почтовые расходы в размере 1 000 руб.

Кицов О.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представитель Моисеенков Н.Н., поддержал уточненные требования.

Представитель СОГБУ «Смоленскавтодор» Гринева И.Ю. возражала против удовлетворения иска, сославшись на его необоснованность, при этом не оспаривала стоимость ущерба, согласно проведенной в рамках рассмотрения гражданского дела экспертизы.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа относит автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа (ч.11 ст.5).

В силу п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность (деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог – ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.

Аналогичные положения закреплены в п.5 ч.1 ст.41 Устава г.Смоленска, принятого решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 №164, которые относят решение данных вопросов к компетенции Администрации города Смоленска.

В соответствии с абз.7 п.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

Как предусмотрено ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

На основании ст.13.2 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области осуществления дорожной деятельности, установленные данным Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч.1.2 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Законом Смоленской области от 21.04.2022 №25-з «О перераспределении полномочий в сфере осуществления дорожной деятельности между органами местного самоуправления города Смоленска и органами государственной власти Смоленской области» перераспределены полномочия органов местного самоуправления г.Смоленска по осуществлению дорожной деятельности (проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес> между органами местного самоуправления г.Смоленска и органами государственной власти Смоленской области (ст.1).

По правилам ст.2 упомянутого Закона полномочия органов местного самоуправления г.Смоленска по осуществлению дорожной деятельности (проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес> осуществляются органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Администрации Смоленской области. Перераспределение названных полномочий устанавливается до ДД.ММ.ГГГГ.

Во исполнение указанного областного закона Администрацией Смоленской области принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ , в силу которого исполнительным органом Смоленской области, уполномоченным на осуществление дорожной деятельности (проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес> определен Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству. Данное постановление вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ и действует до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в рамках произведенного перераспределения полномочий между органами исполнительной власти Смоленской области и органами местного самоуправления с ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ исполнительным органом Смоленской области, уполномоченным на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>, является Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, который в соответствии с распоряжением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ наряду с подведомственными ему организациями обеспечивает с ДД.ММ.ГГГГ проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения в границах <адрес> согласно перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения города Смоленска и перечню внутриквартальных проездов <адрес>, утвержденным постановлением Администрации города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п.1 приказа Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ СОГБУ «Смоленскавтодор» на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ уполномочено на обеспечение реализации полномочий Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>.

Распоряжением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждены изменения, вносимые в Устав СОГБУ «Смоленскавтодор», утв. распоряжением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ , которыми предусмотрено осуществление названным учреждением дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>.

Исходя из положений п.п.4.4, п.5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв. приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. В частности, размеры отдельного повреждения (выбоины) не должны превышать длину 15 см и более, глубину 5 см и более. До устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств (изменяющих траекторию и скорость движения), таких как отдельные выбоины, просадки или проломы, колея, выступы или углубления в зоне деформационных швов, превышающие установленные настоящим стандартом размеры, участок дороги или улицы должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден (в т.ч. временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758) в течение двух часов с момента обнаружения.

Пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию имущественного вреда вследствие нарушений содержания автомобильных дорог лицами, осуществляющими содержание дорог (ст.28 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»).

Согласно п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п.2 ст.1064 ГК РФ).

Ответственность за повреждение транспортного средства в результате его наезда на выбоину в дорожном покрытии лежит на организации, ответственной за содержание автомобильной дороги (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2018)», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018; «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.12.2011).

По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, Кицов О.В. управляя технически исправным автомобилем «<данные изъяты>» (регистрационный номер ) возле дома <адрес> совершил наезд на препятствие виде выбоины, размером 90х12х190 см., в результате чего названное транспортное средство получило механические повреждения.

Каких-либо предупреждающих об опасности дорожных знаков (1.16 «неровная дорога», 1.33 «прочие опасности») перед указанной выбоиной установлено не было.

В определении инспектора ОР ДПС ГИБДД УМВД России по г.Смоленску об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ указано на наличие на дороге возле дома <адрес> выбоины, размером 90х12х190 см, в которую совершил наезд автомобиль «<данные изъяты>» (регистрационный номер ).

В ходе судебного разбирательства по ходатайству сторон спора судом была назначена комплексная судебная автотехническая и оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ИП Е.П.С., согласно заключению которого от ДД.ММ.ГГГГ механизм имевшего место ДТП определен следующим образом.

ДД.ММ.ГГГГ около 20 ч 20 мин. на автодороге в районе <адрес> автомобиль <данные изъяты> peг. знак под управлением водителя Кицова О.В. при прямолинейном движении с неустановленной скоростью со стороны <адрес> на правой половине проезжей части автодороги совершил наезд на выбоину в проезжей части (имеющую размеры: ширина 90 см, длина 190 см, глубина 12 см) не соответствующую (превышающую допустимые пределы) п.5.2.4 ГОСТ 50597-2017. От наезда на выбоину автомобиль получил определенный вращающий момент, однако не изменил направление своего первоначального движения. В рассматриваемой дорожно - транспортной ситуации произошел съезд левого переднего колеса, а затем заднего левого колеса в дорожную выбоину, где колеса могли упереться в границы выбоины с возникновением ударного воздействия, достаточного для возникновения блокирующего удара о кромку выбоины. Съезд сопровождался полным касанием беговой дорожки шины переднего левого колеса дна выбоины с повреждением диска, деформацией элементов передней подвески. После чего автомобиль, получив механические повреждения, сместился на некоторое расстояние по ходу движения и остановился в положении, зафиксированном в схеме ДТП.

В экспертизе отмечено, что заднее левое колесо испытывает менее значительное ударное воздействие вследствие гашения энергии при ударе передним левым колесом о границы выбоины и дальнейшего снижения скорости автомобиля. Заднее левое колесо не имеет каких-либо следов и деформаций соответствующих удару о края выбоины, повреждения элементов подвески заднего левого колеса экспертом также исключаются.

Установить имел ли водитель автомобиля <данные изъяты> peг. знак техническую возможность избежать ДТП, в сложившейся дорожной обстановке не представляется возможным из-за отсутствия необходимых исходных данных.

Повреждения шины передней левой, диска переднего левого, пневмоамортизатора переднего левого, рычага переднего левого нижнего, рычага поперечного левого нижнего, рычага переднего левого верхнего, спойлера бампера переднего и крыла переднего левого, перечисленные в акте осмотра - <данные изъяты> peг. знак от ДД.ММ.ГГГГ могли быть образованы в результате ДТП ДД.ММ.ГГГГ и соответствуют механизму ДТП.

Повреждения шины задней левой, диска заднего левого, пневмоамортизатора заднего левого, датчика регулятора дорожного просвета заднего левого, тяги поперечной задней левой, рычага поперечного заднего левого не соответствуют механизму ДТП и не могли быть образованы в результате ДТП ДД.ММ.ГГГГ.

Стоимость восстановительного ремонта автомобиля <данные изъяты> peг. знак , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, исходя из повреждений, которые могли образоваться в результате ДТП имевшего место ДД.ММ.ГГГГ, составляет 516 100 руб.

При разрешении настоящего страхового спора суд принимает указанное выше экспертное заключение в качестве допустимого и достоверного доказательства, так как выводы эксперта ИП Е.П.С. являются исчерпывающе мотивированными, согласуются с иными доказательствами по делу; данное заключение составлено компетентным специалистом, предупрежденным об уголовной ответственности по ст.307 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Исследование проведено на основе всестороннего изучения всех материалов гражданского дела.

В связи с этим, суд полагает выводы эксперта о размере ущерба, причиненного истцу, обоснованными.

Представитель СОГБУ «Смоленскавтодор» в ходе рассмотрения дела с целью опровержения указанных выводов ходатайство о назначении по делу повторной судебной экспертизы не заявлял.

<адрес> постановлением Главы администрации города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ включена в Реестр <адрес>, постановлением Администрации города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> – в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения <адрес>, а обязанность по содержанию названной автодороги на момент ДТП была возложена на СОГБУ «Смоленскавтодор».

При таком положении, поскольку дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля истца и, соответственно, причинение ущерба последнему возникло в связи с наездом транспортного средства на выбоину в дорожном покрытии с размерами, превышающими предельно допустимые, что указывает на вину СОГБУ «Смоленскавтодор», на котором лежала обязанность по содержанию данной дороги, в ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств (вовремя не устранен дефект дорожного покрытия (не заделана выбоина), не установлены предупреждающие об опасности временные дорожные знаки), суд приходит к выводу о том, что указанное учреждение является ответственным за причиненный Кицову О.В. вред.

Исходя из этого, с учетом отсутствия в деле каких-либо доказательств наличия вины водителя автомобиля «<данные изъяты>» (регистрационный номер ) в повреждении упомянутого транспортного средства (грубой неосторожности, содействовавшей возникновению или увеличению вреда (находящейся в причинной связи с причинением вреда), выразившейся, в частности, в неправильно выбранном скоростном режиме, не позволившем своевременно обнаружить препятствие, т.е. в непроявлении должной осмотрительности и в непринятии разумных мер предосторожности, которые необходимо было предпринять, чтобы избежать ДТП, - п.2 ст.1083 ГК РФ), с СОГБУ «Смоленскавтодор» в пользу Кицова О.В. подлежит взысканию 516 100 руб. в счет возмещения ущерба.

Обстоятельств, освобождающих СОГБУ «Смоленскавтодор» от гражданско-правовой ответственности, судом не установлено; доказательств отсутствия своей вины в причинении истцу убытков ответчиком не представлено.

На основании ст.ст.98, 100 ГПК РФ суд взыскивает с СОГБУ «Смоленскавтодор» в пользу Кицова О.В. расходы на оплату услуг представителя, разумный размер которых с учетом сложности дела, объема выполненной представителем работы и иных заслуживающих внимания обстоятельств определяется судом равным 20 000 руб., 15 000 руб., почтовые расходы в размере 303 руб., а также 8 361 руб. в возврат оплаченной при подаче иска в суд государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Кицова О.В. удовлетворить частично.

Взыскать с СОГБУ «Смоленскавтодор» в пользу Кицова О.В. 516 100 руб. в счет возмещения материального ущерба, расходы на оплату услуг заключения в сумме 15 000 руб., расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 000 руб., почтовые расходы в размере 303 руб. а также 8 361 руб. в возврат оплаченной при подаче иска государственной пошлины.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.

Судья                                                                                                            С.Л.Фролова

Мотивированное решение изготовлено 16.12.2024

Ленинский районный суд г. Смоленска

УИД: 67RS0002-01-2024-002476-39

Подлинный документ подшит в материалы дела № 2-2812/2024

2-2812/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Кицов Олег Владимирович
Ответчики
СОГБУ "Смоленскавтодор"
Другие
ООО "Апраизер"
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска Смоленской области
Судья
Фролова С.Л.
Дело на странице суда
leninsky.sml.sudrf.ru
22.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.04.2024Передача материалов судье
24.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.07.2024Предварительное судебное заседание
02.09.2024Производство по делу возобновлено
14.10.2024Предварительное судебное заседание
12.12.2024Судебное заседание
16.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее