Дело № 2-902/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
16 мая 2018 года г. Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Чибижековой Н.В.,
с участием секретаря Аблязовой Э.Р.,
прокурора Горбачевской Н.А,
представителей ответчиков Волошенко В.И., Писарева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Феодосии Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Кинообъединение», Администрации города Феодосии Республики Крым об обязании устранить нарушения противопожарной безопасности, -
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Феодосии обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Кинообъединение», Администрации города Феодосии Республики Крым, в котором просит обязать ответчиков устранить нарушения противопожарной безопасности в кинотеатре «Пионер», расположенного по адресу: <адрес>, а именно: оборудовать объект автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; оборудовать запорами для обеспечения возможности их свободного открывания изнутри без ключа; осуществить работы по огнезащитной обработке (пропитке) деревянных конструкций чердачных помещений; в зале кинотеатра провести обработку деревянных конструкций сценической коробки, сценического оформления; убрать горючие материалы с путей эвакуации; привести в рабочее состояние внутренний противопожарный водопровод, расположенный в фойе кинотеатра; обеспечить объект первичными средствами пожаротушения – огнетушителями по нормам, соответствующим Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, и имеющими паспорта; разработать план эвакуации людей при пожаре с обозначением мест установки огнетушителей; привести в соответствие электропроводку и светильники; обучить руководителя и работников мерам пожарной безопасности.
В обоснование требований указано, что Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Кинообъединение», учредителем которого является Муниципальное образование городской округ Феодосия Республики Крым в лице Администрации города Феодосии Республики Крым, на праве хозяйственного ведения принадлежит здание кинотеатра «Пионер», расположенное по адресу: <адрес>. В настоящее время в помещении кинотеатра деятельность по ретрансляции фильмов не осуществляется, вместе с тем, верхнее и нижнее фойе кинотеатра, на основании договоров возмездного оказания услуг, предоставляются субъектам хозяйствования для проведения ярмарок. Проведенной прокуратурой города Феодосии Республики Крым проверкой установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно, что здание кинотеатра «Пионер», расположенное по адресу: <адрес>, не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; двери эвакуационных выходов не оборудованы запорами для обеспечения возможности их свободного открывания изнутри без ключа; не проведена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачных помещений; в зале кинотеатра не проведена обработка деревянных конструкций сценической коробки, сценического оформления; в фойе допущено применения горючих материалов на путях эвакуации; внутренний противопожарный водопровод, расположенный в фойе кинотеатра, находится в неисправном состоянии; отсутствуют первичные средства пожаротушения – огнетушители, прошедшие перезарядку, освидетельствования, и имеющие паспорта; на планах эвакуации людей при пожаре не обозначены места установки огнетушителей; допускается эксплуатация электропроводки с видимыми нарушениями изоляции, светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; руководитель и работники не обучены пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность. Непринятие всех мер пожарной безопасности со стороны ответчиков представляет реальную угрозу для жизни и здоровья субъектов хозяйствования, которые проводят в указанном здании ярмарки, а также их потенциальных посетителей, что является недопустимым.
Ссылаясь на вышеприведенное, указывая, что руководством кинотеатра и Администрацией города Феодосии не обеспечены права граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, просил исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Феодосии Республики Крым – Горбачевская Н.А., действующая на основании служебного удостоверения, исковые требования поддержала в полном объеме и дала суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, указав при этом, что до настоящего времени указанные нарушения противопожарной безопасности в кинотеатре «Пионер» не были устранены.
Представитель ответчика Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Кинообъединение» – Писарев А.А. в судебном заседании пояснил, что указанные нарушения пожарной безопасности в кинотеатре «Пионер» действительно существуют, однако в настоящее время отсутствуют денежные средства для их устранения.
Представитель ответчика Администрации города Феодосии Республики Крым – Волошенко В.И. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что поскольку указанное здание кинотеатра «Пионер» передано на праве хозяйственного ведения Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Кинообъединение», то устранение указанных нарушений пожарной безопасности отнесено теперь к их компетенции, следовательно, Администрация горда Феодосии Республики Крым является ненадлежащим ответчиком по делу.
Заслушав истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» на организации в области пожарной безопасности возложены обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности, в том числе по разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности, содержанию в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров и др.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям.
В силу прил. А (обязательное) «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности для предотвращения пожара, обеспечения безопасности людей и защиты имущества при пожаре.
Согласно части 1 статьи 54 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
В соответствии с требованиями статьи 5, части 2 статьи 54 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. табл. 2 раздела 7 «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденной Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года № 173, на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей устанавливаются системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Пунктом 6 статьи 134 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством Российской Федерации.
Пунктом 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» установлено, что руководитель организации осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя и составляет акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки).
Руководитель организации обеспечивает обработку деревянных конструкций сценической коробки, сценического оформления, огнезащитными составами, о чем должен быть составлен соответствующий акт с указанием даты пропитки и срока ее действия (пункт 108 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме»).
Согласно пункту 57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год).
Каждый огнетушитель, установленный на объекте защиты, должен иметь паспорт завода-изготовителя и порядковый номер. Запускающее или запорно-пусковое устройство огнетушителя должно быть опломбировано одноразовой пломбой. Руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в специальном журнале произвольной формы (пункты 475 и 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме»).
В подпунктах «а» и «в» пункта 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» указано, что запрещается эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции и эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
Согласно пунктам 33, 43 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Руководитель организации обеспечивает исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы. Эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
В соответствии с пунктом 7 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» в здании или сооружении, кроме жилых домов, в котором может одновременно находиться 50 и более человек, то есть на объекте с массовым пребыванием людей, а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре. На плане эвакуации людей при пожаре обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения.
Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности (пункт 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме»).
В ходе проведения Прокуратурой г. Феодосии проверки установлено, что здание кинотеатра «Пионер» Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Кинообъединение», расположенное по адресу: <адрес>, не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Двери эвакуационных выходов в указанном здании не оборудованы запорами для обеспечения возможности их свободного открывания, не проведена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачных помещений. В зале кинотеатра не проведена обработка деревянных конструкций сценической коробки и сценического оформления. Допущено применение горючих материалов на путях эвакуации для отделки стен. Внутренний противопожарный водопровод, расположенный в фойе кинотеатра, находится в неисправном состоянии. Огнетушители, установленные на объекте, не имеют паспортов, и не прошли техническое освидетельствование. Допускается эксплуатация электропроводки с видимыми нарушениями изоляции, а светильников со снятыми колпаками (рассеивателями). Объект не оборудован знаками пожарной безопасности, в том числе, обозначающими пути эвакуации и эвакуационные выходы, эвакуационным освещением, включающимся автоматически, при прекращении электропитания рабочего освещения. На планах эвакуации людей при пожаре не обозначены места установки огнетушителей. На объекте к работе допускаются лица, не прошедшие обучение мерам пожарной безопасности. Отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме».
По результатам проведенной проверки Прокуратурой г. Феодосии составлен акт проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности от 30 марта 2018 года. Аналогичные нарушения указаны в справке № 177-3 от 11 апреля 2018 года Отдела надзорной деятельности по г. Феодосии Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым.
Непринятие всех мер пожарной безопасности со стороны ответчиков представляет реальную угрозу для жизни и здоровья субъектов хозяйствования, которые проводят в указанном здании ярмарки, а также их потенциальных посетителей, что является недопустимым. При таких обстоятельствах руководством кинотеатра и Администрацией города Феодосии не обеспечены права граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Согласно положениям статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Муниципальное образование городской округ Феодосия Республики Крым в лице Администрации города Феодосии Республики Крым является учредителем Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Кинообъединение» и собственником имущества указанного предприятия.
Таким образом, установив фактические обстоятельства дела, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Прокурора г. Феодосии Республики Крым о возложении на Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Кинообъединение» и Администрацию города Феодосии Республики Крым обязанности устранить нарушения противопожарной безопасности в кинотеатре «Пионер», расположенном по адресу: <адрес>, а именно: оборудовать объект автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; оборудовать двери эвакуационных выходов запорами для обеспечения возможности их свободного открывания изнутри без ключа; осуществить работы по огнезащитной обработке (пропитке) деревянных конструкций чердачных помещений; в зале кинотеатра провести обработку деревянных конструкций сценической коробки, сценического оформления; убрать горючие материалы с путей эвакуации; привести в рабочее состояние внутренний противопожарный водопровод, расположенный в фойе кинотеатра; обеспечить объект первичными средствами пожаротушения – огнетушителями по нормам, соответствующим Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, и имеющими паспорта; разработать план эвакуации людей при пожаре с обозначением мест установки огнетушителей; привести в соответствие электропроводку и светильники; обучить руководителя и работников мерам пожарной безопасности.
Мотивированное решение изготовлено 18 мая 2018 года.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
РЕШИЛ:
Иск прокурора города Феодосии в интересах неопределенного круга лиц– удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Кинообъединение» и Администрацию города Феодосии Республики Крым устранить нарушения противопожарной безопасности в кинотеатре «Пионер», расположенном по адресу: <адрес>, а именно: оборудовать объект автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; оборудовать двери эвакуационных выходов запорами для обеспечения возможности их свободного открывания изнутри без ключа; осуществить работы по огнезащитной обработке (пропитке) деревянных конструкций чердачных помещений; в зале кинотеатра провести обработку деревянных конструкций сценической коробки, сценического оформления; убрать горючие материалы с путей эвакуации; привести в рабочее состояние внутренний противопожарный водопровод, расположенный в фойе кинотеатра; обеспечить объект первичными средствами пожаротушения – огнетушителями по нормам, соответствующим Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, и имеющими паспорта; разработать план эвакуации людей при пожаре с обозначением мест установки огнетушителей; привести в соответствие электропроводку и светильники; обучить руководителя и работников мерам пожарной безопасности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: (подпись) Чибижекова Н.В.