Решение по делу № 2а-2199/2018 от 26.02.2018

Дело № 2а-2199/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 марта 2018 года

               город Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего судьи Белякова В.Б.

при секретаре Гончаровой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в городе Архангельске дело по административному иску Поженского К. А. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным градостроительного плана в части, возложении обязанности привести градостроительный план в соответствие с установленными требованиями, признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства, возложении обязанности выдать разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства,

установил:

Поженский К.А. обратился в суд с заявлением к Департаменту градостроительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о возложении обязанности на Департамент градостроительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» внести в градостроительный план № , утвержденный распоряжением Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от ДД.ММ.ГГГГ р, изменения в части указания предельного количества этажей надземной части и максимального процента индивидуальной жилой застройки в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью кв.м., кадастровый , в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск», утвержденными решением Архангельской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ . Кроме того, просит признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства «Жилой дом», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, и возложить обязанность на административного ответчика выдать разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома.

В обоснование заявления указывает, что ответчик без установленных законом оснований отказал ему в выдаче разрешения на реконструкцию принадлежащего ему на праве собственности жилого <адрес> в <адрес>, поскольку представленная на рассмотрение «Схема планировочной организации земельного участка» не соответствует градостроительному плану земельного участка, а именно планируемый к реконструкции объект капитального строительства располагается в зоне жилой застройки, попадающей в санитарно - защитную зону механизированного участка МУП «Архкомхоз». Предельное количество этажей в указанной зоне составляет 0. Максимальный процент индивидуальной жилой застройки в границах земельного участка 0%.

По определению суда, к участию в рассмотрении дела в качестве административного ответчика была привлечена Администрация муниципального образования «Город Архангельск», Департамент градостроительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» из числа административных ответчиков был исключен, так как не является юридическим лицом. Кроме того, на основании определения суда к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица было привлечено Муниципальное унитарное предприятие «Архкомхоз» муниципального образования «Город Архангельск» /далее МУП «Архкомхоз»/.

В ходе рассмотрения дела сторона административного истца неоднократно уточняла заявленные исковые требования, окончательно просит признать незаконным градостроительный план № RU 29301000-2883, утвержденный распоряжением Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 16.06.2017 № 1934 р в части, и возложить обязанность на Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» пункты 2.2.2, 2.2.3 градостроительного плана привести в соответствие с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск», утвержденными решением Архангельской городской Думы от 13.12.2012 № 516. Кроме того, просит признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 06.12.2017 в выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства «Жилой дом», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> и возложить обязанность на административного ответчика выдать разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома.

В судебном заседании административный истец Поженский К.А. и его представитель Лямина Я.Н. поддержали вышеуказанные уточненные исковые требования.

Представитель административного ответчика - Администрации муниципального образования «Город Архангельск» Бровкин В.А. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился, полагает, что они не основаны на законе, ранее был представлен отзыв на административный иск.

Представитель заинтересованного лица - МУП «Архкомхоз» о судебном заседании уведомлен надлежащим образом, в суд не явился.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд установил следующее.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ …гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) … органа местного самоуправления …если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Из материалов дела усматривается, что административному истцу на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: Архангельская область, <адрес>, <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>).

Из имеющегося в материалах дела градостроительного плана земельного участка № <данные изъяты>, подготовленного Департаментом градостроительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск», в том числе следует, что дом находится в зоне индивидуальных жилых домов с приусадебными участками и малоэтажных многоквартирных жилых домов (кодовое обозначение зоны - Ж-5), согласно Правилам землепользования и застройки МО «Город Архангельск», утвержденным решением Архангельской городской Думы от 13.12.2012 № 516 (с изменениями и дополнениями)/далее - Правила землепользования и застройки/, с ограничениями по использованию земельных участков и объектов капитального строительства в границах следующих зон с особыми условиями использования: жилая застройка, попадающая в санитарно - защитную зону, санитарно - защитная зона, 3 пояс санитарной охраны источника питьевого водоснабжения (п. 2). Предельное количество этажей надземной части - 0 (п. 2.2.2), максимальный процент индивидуальной жилой застройки в границах земельного участка - 0 % (п. 2.2.3).

Данный градостроительный план был утвержден распоряжением Главы Администрации муниципального образования «Город Архангельск» № 1934р от 16.06.2017.

Поженский К.А. не оспаривает, что рассматриваемые документы были выданы ему Департаментом градостроительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» ДД.ММ.ГГГГ.

Установлено также, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Департамент градостроительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» с просьбой выдать ему разрешение на реконструкцию рассматриваемого жилого дома.

Уведомлением Департамента градостроительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от ДД.ММ.ГГГГ Поженскому К.А. было отказано в выдаче данного разрешения, поскольку представленная на рассмотрение «Схема планировочной организации земельного участка» не соответствует градостроительному плану земельного участка, а именно, планируемый к реконструкции объект капитального строительства располагается в зоне жилой застройки, попадающей в санитарно - защитную зону механизированного участка МУП «Архкомхоз». Предельное количество этажей в указанной зоне составляет 0. Максимальный процент индивидуальной жилой застройки в границах земельного участка 0%.

В материалы дела представлен фрагмент Правил землепользования и застройки, из которого следует, что земельный участок Поженского К.А. находится в санитарно - защитной зоне.

Разрешая возникший спор, суд исходит из следующего.

Положениями ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.

На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Границы указанных зон и территорий могут отображаться на отдельных картах.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также на основании положений ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

В силу указания ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования.

Генеральный план муниципального образования город Архангельск утвержден решением Архангельского городского Совета от 26.05.2009 № 872.

Генеральным планом муниципального образования город Архангельск установлены, в том числе санитарно-защитные зоны.

В силу ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

При разработке … генеральных планов городских и сельских поселений, … решении вопросов размещения объектов гражданского … назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции … жилых домов … должны соблюдаться санитарные правила.

На основании требований п. 5.1 СанПин 2.2.1/2.1.1 1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 (далее - СанПин 2.2.1/2.1.1 1200-03) в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

При этом проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны (п. 3.1. СанПин 2.2.1/2.1.1 1200-03).

Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, далее - промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении (п. 3.3. СанПин 2.2.1/2.1.1 1200-03).

Временное сокращение объема производства не является основанием к пересмотру принятого размера санитарно-защитной зоны для максимальной проектной или фактически достигнутой мощности (п. 3.8. СанПин 2.2.1/2.1.1 1200-03).

Граница санитарно-защитной зоны на графических материалах (генплан города, схема территориального планирования и др.) за пределами промышленной площадки обозначается специальными информационными знаками (п. 3.9 СанПин 2.2.1/2.1.1 1200-03).

В силу указания ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

В составе градостроительного плана земельного участка указываются:

границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что рассматриваемый земельный участок находится в зоне индивидуальных жилых домов с приусадебными участками и малоэтажных многоквартирных жилых домов (кодовое обозначение зоны Ж- 5) с ограничением по использованию земельных участков и объектов капитального строительства - жилая застройка, попадающая в санитарно-защитную зону, согласно Правилам землепользования и застройки МО «город Архангельск», утвержденным решением Архангельской городской Думы от 13.12.2012 № 516. При этом границы санитарно-защитной зоны определены в установленном действующим законодательством порядке в Генеральном плане муниципального образования город Архангельск.

Соответственно, по мнению суда, требования Поженского К.А. об оспаривании градостроительного плана земельного участка не основаны на законе.

Порядок выдачи разрешений на строительство определен статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с требованиями которой разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка по заявлению застройщика, представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт с учетом надежности и безопасности таких объектов.

Согласно п. 9 названной статьи к заявлению застройщика прилагаются:

- правоустанавливающие документы на земельный участок,

- градостроительный план земельного участка,

- схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

При этом орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

2) проводит проверку соответствия схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка;

3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Согласно п. 2 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства включается в том числе раздел «Схема планировочной организации земельного участка». Данная схема выполняется застройщиком в соответствии с градостроительным планом земельного участка.

В соответствии с п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.

Согласно градостроительному плану земельного участка предельное количество этажей надземной части 0, процент жилой застройки на данном земельном участке составляет 0 %.

Следовательно, по мнению суда, Поженскому К.А. обоснованно отказано в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома.

Доводы стороны административного истца об отсутствии обременений на данный земельный участок в едином государственном реестре недвижимости, являются несостоятельными, основаны на неверном толковании правовых норм.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК): право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней; регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК и иными законами.

Исходя из анализа положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствие кадастрового учета санитарно-защитной зоны не означает отсутствие такой зоны, и не освобождает граждан и органы власти от обязанности соблюдать при использовании земельного участка требования санитарных норм и правил, а также градостроительное законодательство.

Ссылка стороны административного истца на определение Верховного Суда РФ от 22.12.2015 по делу № 306-КГ15-15855 не может быть принята во внимание, поскольку в данном споре имели место иные обстоятельства дела (в частности, отсутствие какого - либо указания на наличие санитарно - защитной зоны в градостроительном плане земельного участка, а также Правилах землепользования и застройки).

Кроме того, представителем административного ответчика заявлено о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с требованием об оспаривании градостроительного плана земельного участка.

Часть 1 ст. 219 КАС РФ устанавливает, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как уже указывалось, Поженский К.А. не оспаривает, что рассматриваемый градостроительный план был выдан ему Департаментом градостроительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» ДД.ММ.ГГГГ, в суд с данным иском административный истец обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении установленного законом срока.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требования административного истца надлежит отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Поженского К. А. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным градостроительного плана в части, возложении обязанности привести градостроительный план в соответствие с установленными требованиями, признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства, возложении обязанности выдать разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

В окончательной форме решение изготовлено 02 апреля 2018 года.

Председательствующий                                                                                В.Б. Беляков

2а-2199/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Поженский К.А.
Ответчики
Департамент градостроительства Администрации МО "Город Архангельск"
Администрация МО "Город Архангельск"
Другие
МУП "Архкомхоз"
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
26.02.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
26.02.2018[Адм.] Передача материалов судье
26.02.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
26.02.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.03.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
20.03.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
23.03.2018[Адм.] Судебное заседание
26.03.2018[Адм.] Судебное заседание
02.04.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее