<данные изъяты>
Дело №2-179/2024
УИД 67RS0011-01-2024-000106-76
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2024 года
Дорогобужский районный суд Смоленской области
в составе: председательствующего: судьи Сисковича О.В.
при секретаре Сальтевской С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дорогобужского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 и ФИО2 о прекращении права собственности на оружие,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Дорогобужского района Смоленской области, с учетом уточненных исковых требований, обратился в суд с иском к ФИО1 и ФИО2 о прекращении права собственности на гражданское огнестрельное оружие – <данные изъяты> №, определении способа исполнения решения путем реализации указанного гражданского огнестрельного оружия через розничную сеть специализированных (оружейных) магазинов с передачей ответчикам стоимости имущества за вычетом затрат на отчуждение оружия, указав в обоснование иска, что ФИ3 является собственником вышеуказанного оружия, Согласно свидетельству о смерти, ФИ3 умер ДД.ММ.ГГГГ. Оружие было изъято и передано на хранение в МО МВД России «<адрес>». Наследниками являются супруга ФИО1 и сын ФИО2. С заявлением в подразделение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, о получении разрешения на указанное оружие наследники не обращались. Право на хранение оружия у наследников отсутствует, поэтому просит суд прекратить за ФИО1 и ФИ3 право собственности на спорное оружие.
Представитель прокуратуры Дорогобужского района Смоленской области Семенова О.С. в судебном заседании уточненные заявленные требования поддержала в полном объеме.
Ответчики ФИО1 и ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От ФИО1 поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражает.
Представитель МО МВД России «<адрес>» ФИО4, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель отделения лицензионно-разрешительной работы по <адрес> районам Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Изучив заявление, заслушав представителя прокуратуры Дорогобужского района Смоленской области – Семенову О.С., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
В соответствии с ч. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказа собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу п. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда в силу закона не может принадлежать данному лицу.
Одно из таких оснований предусмотрено ст. 238 ГК РФ, согласно которой, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.
Оружие относится к имуществу, ограниченному в обороте, а оборот гражданского и служебного оружия регулируется специальными нормативными актами – Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии» и Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».
При этом ст. 129 ГК РФ, ст.ст. 6, 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии» предусмотрено, что гражданское оружие относится к объектам гражданских прав, которые ограничены в гражданском обороте и могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица исключительно на основании разрешений, выдаваемых органами внутренних дел.
Положениями ч. 1, ч. 3-5 ст. 22, абз. 2 п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 27, ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии» предусмотрено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.
Изъятие оружия и патронов к нему производится в случае нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.
Оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия и патронов к нему, находятся на хранении в органе внутренних дел до их отчуждения в порядке, установленном гражданским законодательством.
Непринятие ответчиком действий по возврату оружия свидетельствует о его фактическом отказе от права собственности на оружие.
По делу установлено, что ФИ3 ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение РОХа № на хранение и ношение гражданского огнестрельного оружия охотничьего гладкоствольного – <данные изъяты> №, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что ФИ3 ДД.ММ.ГГГГ умер, оружие было изъято и передано на хранение в МО МВД России «<адрес>».
После, умершего ДД.ММ.ГГГГ, ФИ3 заведено наследственное дело нотариусом <адрес> нотариального округа ФИО5 Наследниками по закону являются супруга ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые приняли, соответственно являются собственниками указанного оружия.
В соответствии с п. 1 ст. 1180 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) принадлежавшие наследодателю оружие, сильнодействующие и ядовитые вещества, наркотические и психотропные средства и другие ограниченно оборотоспособные вещи входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входят такие вещи, не требуется специального разрешения.
В силу ч. 4 ст. 20 Закона об оружии дарение и наследование гражданского оружия, зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе, осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия либо иного предусмотренного настоящим Федеральным законом основания для приобретения оружия. В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие изымается для ответственного хранения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом либо органами внутренних дел.
Согласно п. 2 ст. 1180 ГК РФ меры по охране входящих в состав наследства ограниченно оборотоспособных вещей до получения наследником специального разрешения на эти вещи осуществляются с соблюдением порядка, установленного законом для соответствующего имущества.
С заявлением о разрешении на хранение оружия в подразделение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия ФИО1 и ФИО2, не обращались, право на хранение оружия у них отсутствует.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения права собственности ответчика на вышеуказанное гражданское огнестрельное оружие.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность уничтожения оружия в судебном порядке после прекращения на него права собственности.
Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила №) оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.
Изъятые оружие и патроны передаются в органы внутренних дел для временного хранения на срок, не превышающий 4 месяцев, до возврата их собственнику на основании решения территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или передачи в территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. При этом оружие и патроны, изъятые и признанные вещественными доказательствами по уголовным делам, передаются после окончания рассмотрения дел в судебном порядке.
Пунктом 10 Правил № утвержден исчерпывающий перечень государственных военизированных организаций, которые могут осуществлять продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, в который входят в том числе Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
Торговлю оружием и патронами (составными частями к патронам) к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица на основании лицензии, предоставленной им в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (далее именуются - поставщики (продавцы) (п. 6 Правил №).
Согласно п. 9 Правил № юридические лица, имеющие лицензии на торговлю оружием и патронами, принимают на комиссионную продажу оружие и патроны к нему, принадлежащие гражданам Российской Федерации или юридическим лицам, после уведомления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориального органа по месту учета данного оружия о принятом решении продать оружие и патроны к нему.
Из указанных правовых норм и в их совокупности и взаимосвязи следует, что основным субъектом контроля за оборотом оружия на территории Российской Федерации на всех его стадиях, включая реализацию и уничтожение, являются органы внутренних дел (полиция) и подразделения войск национальной гвардии.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом правом на реализацию гражданского и служебного оружия и патронов к нему не наделено, функция по уничтожению непригодности к эксплуатации оружия и реализации пригодного к эксплуатации оружия на данный орган не возложена.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в указанные сроки, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решения суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже, с передачей бывшему собственнику вырученной от продажи суммы, за вычетом затрат, связанных с реализацией.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым определить способ исполнения решения путем реализации гражданского огнестрельного оружия охотничьего гладкоствольного – <данные изъяты> № через розничную сеть специализированных (оружейных) магазинов с передачей ответчикам в равных суммах стоимости такового за вычетом затрат на отчуждение оружия.
Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Дорогобужского района Смоленской области к ФИО1 и ФИО2 удовлетворить.
Прекратить право собственности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на гражданское огнестрельное оружие охотничье гладкоствольное- <данные изъяты> №.
Определить способ исполнения решения суда путем реализации гражданского огнестрельного оружия охотничьего гладкоствольного - <данные изъяты> №, через розничную сеть специализированных (оружейных) магазинов с передачей ФИО1 и ФИО2 в равных суммах стоимости имущества за вычетом затрат на отчуждение оружия.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Дорогобужский районный суд.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья О.В. Сискович
<данные изъяты>
<данные изъяты>