Дело № 2-120/2020
24RS0002-01-2020-000114-05
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.Большой Улуй, Красноярский край
Ул.Революции, д.11 2 ноября 2020 года
Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Бардышевой Е.И.,
при секретаре Доброхотовой С.Н.,
с участием истца Братковского В.В.,
представителя ответчика Рубана Р.М., действующего на основании доверенности от от 23.04.2020 № 02-27/1175,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Братковский В.В. к Администрации Большеулуйского района Красноярского края о признании недействительными актов от 13 апреля 2020 года, решений от 16 апреля 2020 года об отказе от исполнения контракта, исполнении муниципальных контрактов
УСТАНОВИЛ:
Истец Братковский В.В. обратился в суд с иском к ответчику Администрации Большеулуйского района Красноярского края о признании недействительными актов от 13 апреля 2020 года, решений от 16 апреля 2020 года об отказе от исполнения контракта, исполнении муниципальных контрактов. Требования мотивированы следующим. 16 марта 2020 года между истцом и ответчиком в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» были заключены муниципальные контракты № и №, по условиям которых истец обязался предоставить ответчику жилые помещения, расположенные по адресам <адрес>. Истец условия контракта выполнил. Ответчик от выполнения контракта отказался в одностороннем порядке. Несмотря на то, что односторонний отказ от исполнения контракта допускается действующим законодательством и предусмотрен условиями заключённых контрактов, истец утверждает, что основания для одностороннего отказа от выполнения контрактов отсутствовали. Отказ от исполнения контрактов со стороны заказчика последовал после того, как спорные работы были предъявлены истцом к приёмке, что в силу положений ч.2 ст.715 ГК РФ является недопустимым. В нарушение требований ст.94, 95 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик экспертизу качества выполненных подрядчиком работ не произвёл, факта нарушения подрядчиком условий контракта не доказал, заключение о несоответствии требованиям контракта объекта недвижимости выполнено комиссией в незаконном составе. Решение о расторжении контракта в одностороннем порядке на официальном сайте госзакупок РФ не размещено. Истец с учетом уточнения иска просит признать недействительными решения Администрации Большеулуйского района Красноярского края от 16 апреля 2020 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 16 марта 2020 года между истцом и ответчиком №, а также государственного контракта от 16 марта 2020 года между истцом и ответчиком №; признать недействительными акты экспертиз жилых помещений от 13 апреля 2020 года, обязать ответчика исполнить условия муниципальных контрактов: принять жилые помещения в собственность и взыскать с ответчика стоимость жилых пмещений в общем размере 2 361150 рублей 00 копеек.
Определением Большеулуйского районного суда Красноярского края от 16 июня 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика было привлечено министерство образования Красноярского края (л.д.87-88).
Представитель третьего лица о месте, дате и времени судебного разбирательства был уведомлён надлежащим образом, не явился, об отложении судебного разбирательства не просил. В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие указанного третьего лица.
В судебном заседании истец Братковский В.В. уточнённые исковые требования поддержали по изложенным в нём основаниям, суду пояснил, что, узнав, что на территории Большеулуйского района требуются дома для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, истец купил в собственность земельный участок и построил на нём жилой дом блокированной застройки, состоящий из двух самостоятельных помещений. В 2018 году он ввёл указанный жилой дом в эксплуатацию без каких-либо замечаний. В 2020 году он принял участие в аукционе по закупке жилых помещений, заключил с администрацией Большеулуйского района два муниципальных контракта на продажу в собственность муниципального образования двух жилых помещений. Однако администрация, проведя осмотр жилых помещений, пришла к выводу о том, что жилые помещения не соответствуют условиям муниципальных контрактов, после чего приняла решение об одностороннем отказе от исполнения контрактов. Истец утверждал, что все отмеченные в актах осмотра жилых помещений недостатки им в течение 10 дней были устранены, однако администрация Большеулуйского района повторного осмотра жилых помещений не выполнила, свое решение не отменила. К моменту рассмотрения дела судом со стороны истца отсутствуют нарушения условий муниципальных контрактов.
Представитель ответчика Рубан Р.М. относительно иска возражала, пояснил суду, что, действительно, 16 марта 2020 года по результатам аукциона между покупателем администрацией Большеулуйского района и единственным поставщиком - продавцом Братковским В.В. были заключены два муниципальных контракта на предмет купли-продажи продавцом в собственность муниципального образования двух жилых помещений. По результатам экспертиз, произведённых администрацией Большеулуйского района собственными силами 23 марта 2020 года, составлены акты от 13 апреля 2020 года, было установлено, что предоставленные во исполнение муниципальных контрактов жилые помещения не соответствует требованиям муниципального контракта, Технического задания, т.к. не соответствует установленным строительным и техническим нормам и правилам и требуют проведения капитального и косметического ремонта. В соответствии с положениями ст.523 ГК РФ, ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" администрация Большеулуйского района приняла решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, которые были вручены истцу. В установленный действующим законодательством десятидневный срок выявленные нарушения условий контракта устранены не были. Муниципальные контракты считаются расторгнутыми.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) и главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В силу ч.3 ст.94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч.8 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ч.9 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу ч.10 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
В силу ч.12 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В силу ч.13 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч.14 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно положениям ч.1 ст.450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу ч.2 ст.450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно ч.4 ст.450 ГК РФ сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами или договором предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу ч.1 ст.450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу ч.4 ст.451.1 ГК РФ сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч.1 ст.523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Согласно ч.2 ст.523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно ч.4 ст.523 ГК РФ договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон.
В настоящем судебном заседании установлено, что между администрацией <адрес> и Братковский В.В. 16 марта 2020 года были заключены муниципальные контракты № по итогам аукциона в электронной форме на приобретение недвижимого имущества – расположенных по адресу: <адрес> по адресу: <адрес> соответственно жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет. 16 апреля 2020 года администрацией Большеулуйского района было принято решение об одностороннем отказе от исполнения указанных муниципальных контрактов в связи с тем, что помещения не соответствует требованиям ч.2.1 Муниципального контракта, Технического задания, так как требует проведения капитального и косметического ремонта. Данные решения о расторжении контракта основано на Актах по результатам экспертизы жилого дома от 13 апреля 2020 года.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.
Согласно материалам электронного аукциона, в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона по закупке № и № о приобретении в собственность Большеулуйского района жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, находящееся на территории муниципального образования Большеулуйский район, такая информация была размещена на официальном сайте 26.02.2020 года с приложением документов, необходимых для проведения аукциона (л.д.96-180).
Согласно информации с соответствующего сайта в составе первых частей заявок по обоим муниципальным контрактам по состоянию на 3 марта 2020 года поступила единственная заявка от участника на поставку товара с приложением документов, подтверждающих характеристики объекта недвижимости и право собственности на него (л.д.160-164, 183-186). Участником закупки согласно вторым частям заявок на участие в электронном аукционе по обоим муниципальным контрактам явился Братковский В.В., представивший необходимый пакет документов и внесший обеспечение заявки на участие в электроном аукционе (л.д.165-170, 187-90).
Как следует из документации об электронном аукционе, в частности проекту муниципального контракта (л.д.142-150), продавец продает принадлежащее ему на праве собственности одно жилое помещение (квартиру или жилой дом, расположенный на земельном участке), а покупатель администрация Большеулуйского района принимает в муниципальную собственность жилое помещение: квартиру (жилой дом) общей площадью не менее 33 кв.м. и не более 66 кв.м., расположенную по адресу: Красноярский край, Большеулуйский район, принадлежащую продавцу на праве собственности, соответствующую (-ий) качественным и техническим характеристикам, указанным в приложении № 1 к Контракту (п.1.1 муниципального контракта). Продавец гарантирует, что до заключения контракта жилое помещение, указанное в пункте 1.1 Контракта, никому не продано, не заложено, в споре и под арестом не состоит, обязательствами не обременено, а также лиц, обладающих правом пользования на него, не имеется (п.1.3 муниципального контракта). Жилое помещение (квартира или жилой дом, расположенный на земельном участке), продаваемое в рамках настоящего контракта, соответствует санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Технические характеристики квартиры указаны в приложении № 1 к настоящему Контракту (п.2.1 муниципального контракта). Настоящий контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны настоящего контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (п.11.1 муниципального контракта).
Более точные характеристики, которым должно отвечать жилое помещение в рамках муниципальных контрактов, указаны в Техническом задании, являющемся приложением № 1 к муниципальному контракту (л.д.151-158), в частности жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства ( ст.15 Жилищного кодекса РФ, действующим СанПин и требованиям, установленным положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утверждённым Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47); должно быть пригодным для постоянного проживания, не быть признанным ветхим и аварийным (п.2.2 Технического задания). В этом же пункте Технического задания содержится и перечень норм и правил, которым должно соответствовать жилое помещение.
Согласно протоколам от 5 марта 2020 года рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе «Приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, находящееся на территории муниципального образования Большеулуйский район» по извещению № и № решением аукционной комиссии заявки Братковского В.В. признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, электронные аукционы признаны несостоявшимися (л.д.181-182, 201-202).
Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на 9 октября 2018 года собственником здания с кадастровым номером 24:09:3101018:665, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего площадь <данные изъяты> кв.м., введенного в эксплуатацию в 2018 году, является Братковский В.В. (л.д.71-73).
Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на 29 октября 2018 года собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> имеющего площадь <данные изъяты> кв.м., является Братковский В.В. (л.д.74-76).
Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ собственником здания с кадастровым № расположенного по адресу: <адрес> имеющего площадь <данные изъяты> введенного в эксплуатацию в 2018 году, является Братковский В.В. (л.д.77-79).
Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка с кадастровым номером 24:09:3101018:663, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего площадь <данные изъяты>., является Братковский В.В. (л.д.80-82).
Как следует из распоряжения администрации Большеулуйского района от 19.02.2020 года № 73-р, в соответствии со ст.94 Федерального закона от -5.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также в связи с кадровыми изменениями, создана приемочная комиссия администрации Большеулуйского района в составе 10 человек (л.д.57-58).
Согласно актам по результатам экспертизы жилых помещений от 13 апреля 2020 года, межведомственная комиссия, утверждённая Распоряжением администрации Большеулуйского района от 19.02.2010 года № 73-р в составе 9 человек в соответствии с ч.4 Муниципального контракта № и № № от 16.03.2020 года провела 23.03.2020 года экспертизу жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>, на соответствие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст.15 Жилищного кодекса РФ, действующим СанПин и требованиям, установленным положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утверждённым Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47), на пригодность для постоянного проживания, ветхость и аварийность. Экспертизой установлено: - <адрес> жилого дома - <данные изъяты> квадратных метров (квартира № 1), и <данные изъяты> (квартира № 2), - Количество жилых комнат: 2; - Материал конструкции дома: Стены: блочные, кровля: мелаллопрофиль. - В квартире присутствует: благоустроенное, электроснабжение-центральное; -потолки: покраска; - стены: а) комната, прихожая, кухня - покраска; - полы: в квартире - линолеум;
- установлены пластиковые окна с закрывающей/открывающей фурнитурой;
- входная металлическая дверь с внутренним замком и ручками.
В ходе экспертизы каждой из квартиры выявлены следующие нарушения установленных технических правил и норм:
-на оконном блоке отсутствуют наружные откосы нарушено требование, п.п. 5.1.3, п.п. 5.1.10 ГОСТ 30971-2012 Швы монтажные узлов примыкания оконных блоков к стеновым проемам. Общие технические условия, п.2.5.1. технического задания;
- места крепления висячих стропил к наклонным стропилам, а так же подкосы имеют по одному нагелю(металлическому гвоздю). Не выдержан шаг стропильной системы, и обрешетки. Стоики установленные по лежням под прогонами не имеют крепления. На всю длину кровли здания установлена одна затяжка из бруса, на которой визуально виден прогиб и деформация СП 17.13330.2017 Кровли. Актуализированная редакция СНиП 11-26-76 (с Изменением N 1), СП 64.13330.2017 Деревянные конструкции. Актуализированная редакция СНиП Н-25-80 (с Изменениями N1,2);
- толщина кровельного покрытия не соответствует установленным
п.п.6.4.4.1 СП 17.13330.2017 Кровли. Актуализированная редакция СНиП II-26-76 (с Изменением N 1);
-отсутствует пароизоляцнонный и гидрозащитный слой по утеплителю из минеральной ваты чердачного перекрытия п.п. 5.3,1 СП 71.13330.2017 Изоляционные и отделочные покрытия. Актуализированная редакция СНиП 3.04.01-87 (с Изменением N 1), п.6. СП 17.13330.2017 Кровли. Актуализированная редакция СНиП П-26-76 (с Изменением N 1), п.п.2.6 СНиП Ш-В.12-69 Кровли, гидроизоляция и пароизоляция. Правила производства и приемки работ. Часть III. (Раздел В), п.п.6.5 СНиП 11-3-79"* Строительная теплотехника (с Изменениями N 1-4);
-отсутствует опломбированный счетчик а так же система ХВС не выполнена в полном объеме и должным образом. Радиаторы отопления не подключены к системе отопления. Отсутствуют подсоединенные санитарно технически приборы. В одном из помещений сломана вытяжная труба п.2.5.1. технического задания;
- вентиляция подполья не имеет защитных решеток. п.п. 8,1.6 СП 31-106-к? 2002 Проектирование и строительство инженерных систем одноквартирных жилых домов;
- отсутствует электроплита п.п 2.5.1. Система электрооборудования технического задания;
- пол помещения теплогенератора должен иметь гидроизоляцию, рассчитанную на высоту залива водой до 10 см. - п.п. 6.3.5СП 31-106-2002 Проектирование и строительство инженерных систем одноквартирных жилых домов;
- в связи с отсутствием организованного стока воды с кровли здания ширина карниза не соответствует требуемому значению в 600мм. А так же отмостка выполнена не по всему периметру здания, что не обеспечивает отвода воды от фундамента, п.п.9.3 СП 17.13330.2017. Кровли. Актуализированная редакция СНиП П-26-76 (с Изменением N 1),
п.п. 6.26 СП 82.13330.2016 Благоустройство _ территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75;
-no потолку и стенам видны свежие протечки воды с перекрытия. Частичное отслоение лакокрасочного покрытия по потолкам и стенам. Потолочный плинтус частично отсутствует. Нарушена целостность деревянной облицовки холодной пристройки. п.2.5.1. технического задания;
- лестничные марши и площадки не имеют ограждения с поручнями п.п. 1.17 СНиП 2.08.01 -89* Жилые здания (с Изменениями N 1-4);
-отсутствует диафрагма в чердачном пространстве между крышами
квартиры № А и квартиры №Б, СП55.1ЗЗ30.2011, «СНиПЗ 1-02-2001»; 3.5; Пожарная безопасность : п.6.8- пазухи чердаков" следует разделять глухими диафрагмами на участки, размеры которых должны быть ограничены контуром ограждаемого помещения; не соответствует требованиям НТД;
- отсутствует теплоизоляционный слой, который должен быть уложен по нижней поверхности настила деревянного цокольного перекрытия СП31-05-2002;3.9;подраздел 9.1 - ограждающие строительные конструкции дома(квартиры), отделяющие отапливаемые помещения от.. .грунта...должны иметь слой(слои) эффективной тепловой изоляции, которая защищается слоем пароизоляции, предотвращающей диффузию водяного пара в зимнее время из отапливаемых помещений и его конденсацию внутри конструкций, а также слоями материалов с низкой воздухопроницаемостью обеспечивающими защиту от эксфильтрации воздуха при различных перепадах давления воздуха, вызываемых самотягой, механическими системами или ветром; не соответствует требованиям НТД; подраздел 9.02 п.9.2.1.1.- во всех наружных ограждающих конструкциях дома, отделяющих внутренние помещения от наружного воздуха или грунта,.. .должна быть предусмотрена достаточная теплоизоляция, обеспечивающая в зимний период (при принятых параметрах системы отопления): температуру воздуха в помещениях, соответствующую требованиям; не соответствует требованиям НТД;
Подраздел 9.03 п 9.3.1.1 - устройство пароизоляции и защиты от воздухопроницания в утепленных ограждающих конструкциях дома (цокольном перекрытии) должно предотвратить накопление конденсата внутри конструкций в результате диффузии водяных паров, эксфильтрации внутреннего воздуха из отапливаемых помещений в зимнее время и инфильтрации наружного воздуха; не соответствует требованиям НТД.
Межведомственная комиссия пришла к выводу, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, и жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>,не соответствуют требованиям ч.2.1 Муниципального контракта, Технического задания, так как требуют проведения капитального и косметического ремонта. Копии актов Братковский В.В. получил 13.04.2020 года (л.д.45-49, 50-54).
Согласно решениям об одностороннем отказе от исполнения контракта от 16 апреля 2020 года Глава Большеулуйского района установив, что в соответствии с Актами по результатам экспертизы жилого помещения от 13 апреля 2020 года жилые дома, расположенные по адресу: <адрес> не соответствуют требованиям п.2.1 Муниципального контракта, Технического задания, так как требует проведения капитального и косметического ремонта, на основании п.п.1, 2 ст.523 ГК РФ, ч.9 ст.95 Закона № 44-ФЗ, п.11.2 Контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № и № от 16.03.2020 года, заключённых с Братковским В.В.. Указанные решения Братковский В.В. получил 16.04.2020 года (л.д.55, 56).
Из совокупности исследованных судом доказательств следует, что, истец Братковский В.В., став продавцом по двум муниципальным контрактам о продаже в собственность муниципального образования Большеулуйский район жилых помещений, во исполнение муниципальных контрактов 23 марта 2020 года предоставил для приемки жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>.
Администрация Большеулуйского района собственными силами провела экспертизу предоставленных во исполнение муниципальных контрактов жилых помещений, установила на основании соответствующих актов от 13 апреля 2020 года, что жилые помещения не соответствует требованиям ч.2.1. Муниципального контракта, Технического задания, так как требуют проведение капитального и косметического ремонта. 16 апреля 2020 года Глава Большеулуйского района принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В тот же день решения были вручены Братковскому В.В.
Односторонний отказ от исполнения договора является действием стороны договора, направленным на прекращение гражданских прав и обязанностей, возникших из договора, то есть сделкой (статья 153 ГК РФ).
Право покупателя в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора предусмотрено ст.523 ГК РФ при существенном нарушении договора.
Оспаривая акты осмотра жилых помещений от 13 апреля 2020 года истец Братковский В.В. наставила на том, что отражённые в акте недостатки не относятся к числу обязательных, предусмотренных, в том числе, муниципальными контрактами и техническим заданием, часть из них фактически отсутствовала, кроме того они не являются существенными, к моменту судебного разбирательства полностью им устранены.
По ходатайству истца Братковского В.В. судом была назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза.
Из заключения эксперта следует, что по состоянию на 23 марта 2020 года (дату осмотра жилых помещений по акту от 13 апреля 2020 года) в жилых помещениях имелись нарушения обязательных строительных и технических норм, применимых к спорным жилым помещениям: на оконном блоке отсутствуют наружные откосы; места, крепления стропил имеют по одному нагелю, не выдержан шаг стропильной системы и обрешетки, стойки не имеют крепления; толщина кровельного покрытия не соответствует установленным, отсутствует паро и гидроизоляционный слой по утеплителю; отсутствует опломбированный счетчик ХВС, система ХВС выполнена не в полном объеме; вентиляция подполья не имеет защитных решеток; отсутствует электроплита; пол помещения теплогенератора должен иметь гидроизоляцию, рассчитанную на высоту залива водой до 10 см.; отсутствует организованный сток с кровли, отмостка выполнена не по всему периметру здания; по потолку и стенам видны свежие протечки с перекрытия, частичное отслоение лакокрасочного покрытия; лестничные марши и плошадки не имеют ограждения с поручнями, отсутствует диафрагма на чердачном пространстве, отсутствует теплоизоляционный слой по настилу перекрытия.
На момент проведения экспертизы, указанные выше недостатки были устранены, кроме следующих:
- отсутствует опломбированный счетчик ХВС (счетчик установлен, не опломбирован). Выявленный недостаток является нарушением требований п.п. 2.5.1 технического задания.
- вентиляция подполья не имеет защитных решеток. Выявленный недостаток является нарушением требований п.п. 6.3.5 СП 31.106.2002 Проектирование и строительство инженерных систем одноквартирных жилых домов. (выписка) - 8.1.6 Для защиты от проникновения животных или насекомых воздухозаборные отверстия. в том числе вентиляционные отверстия в наружных стенах подполий и чердаков, должны быть снабжены металлическими сетками или решетками;
- отсутствует электроплита. Выявленный недостаток является нарушением требований п.п. 2.5.1 технического задания;
- пол помещения теплогенератора должен иметь гидроизоляцию, рассчитанную на высоту залива водой до 10 см. Выявленный недостаток является нарушением требований п.п. 6.3.5 СП 31.106.2002 Проектирование и строительство инженерных систем одноквартирных жилых домов. (выписка) - Пол помещения теплогенератора должен иметь гидроизоляцию, рассчитанную на высоту залива водой до 10 см.;
- отмостка выполнена не по всему периметру здания, разрушается. Выявленный недостаток является нарушением требований п.п. 6.26 СП 82.13330.2016 Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП Ш-10-75 (с Изменениями N 1, 2). (выписка) - 6.26 Отмостки по периметру зданий должны плотно примыкать к цоколю здания. Уклон отмосток должен быть не менее 1%ине более 10%;
- по потолку и стенам видны свежие протечки с перекрытия, частичное отслоение лакокрасочного покрытия. Выявленный недостаток является нарушением требований п.п. 2.5.1 технического задания;
- отсутствует диафрагма на чердачном пространстве. Выявленный недостаток является нарушением требований п.п. 7.11 СП 55.13330.2016 Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001 (с Изменением N 1) (выписка) -7.11 Строительные конструкции дома не должны способствовать скрытому распространению горения. Пустоты в стенах, перегородках, перекрытиях и покрытиях. образуемые элементами из материалов групп горючести ГЗ и (или) Г4 и имеющие минимальный размер более 25 мм. а также пазухи чердаков и мансард следует разделять глухими диафрагмами па участки размеры которых должны быть ограничены контуром ограждаемого помещения. Глухие диафрагмы не должны выполняться из материалов групп горючести Г3 и (или) Г4.
Кроме того на момент осмотра при проведении экспертизы были обнаружены следующие строительные недостатки (нарушения): высота жилых помещений не соответствует установленным нормам; в осматриваемых комнатах наблюдаются трещины штукатурного слоя, неровности стен, потеки краски, непрокрас. Выявленные дефекты являются нарушением требований СП 71.13330.2017 «Изоляционные и отделочные покрытия. Актуализированная редакция СНиП 3.04.01-87"; на всех оконных блоках наблюдаются следы монтажной пены и не удалена защитная пленка, что нарушает эстетический вид изделия; на трубах отопления визуализируются неокрашенные участки. Выявленные дефекты являются нарушением требований СП 71.13330.2017 «Изоляционные и отделочные покрытия. Актуализированная редакция СНиП 3.04.01-87"; при проверке высоты в помещениях экспертом были обнаружены отклонения от требования пункта 5.8 СП 54.13330.2016 Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003 (с Изменениями N 1, 2, 3).
Причиной выявленных дефектов и отклонений готовых и изоляционных покрытий, является нарушение подрядчиком технологии производства отделочных работ и технического задания, указанного в документации к закупке и приложению к муниципальному контракту на поставку жилого дома по адресу: <адрес>.
Обследованные в ходе экспертизы жилые помещения являются непригодными для проживания. Для устранения вышеуказанных дефектов и для устранения отклонений по высоте, в помещениях необходимо демонтировать, а потом смонтировать несущие конструкции пола и потолка. После приведения высоты помещений к требованиям пункта 5.8 СП 54.13330.2016 Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003 (с Изменениями N 1. 2, 3) необходимо выполнить отделку помещений согласно требованиям п.п. 2.5.1 технического задания.
Указанные недостатки в экспертизе жилого помещения от 23 марта 2020 года и при проведении судебной экспертизы допущены при строительстве жилого дома.
Следы потеков на стенах и потолке в жилых помещениях образовались в связи с нарушением технологии строительства при производстве работ по возведению кровли. Чердачное помещение не было герметично перекрыто от попадания атмосферной влаги (т.2 л.д.2-52).
Заключение эксперта ООО «Центр независимой оценки» выполнено на основании определения суда о назначении экспертизы экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, имеющим соответствующее образование, квалификацию и стаж работы. Заключение эксперта дано в письменной форме, содержит исследовательскую часть, выводы и ответы на поставленные вопросы, выводы эксперта последовательны, непротиворечивы. Экспертиза проводились в присутствии сторон. Данные о заинтересованности эксперта в исходе дела отсутствуют. Заключение судебной экспертизы в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ суд принимает за достоверное и допустимое доказательство.
Администрация Большеулуйского района, являясь заказчиком по муниципальным контрактам, и в силу действующего гражданского законодательства, и в силу условий муниципальных контрактов, заключенных с истцом Братковским В.В. имела право собственными силами выполнить экспертизу поставляемого по муниципальным контрактам предметам, что ответчиком и было сделано 23 марта 2020 года специально созданной администрацией Большеулуйского района комиссией, которая, вопреки утверждениям истца, действовала в правомочном составе в количестве 9 человек из 10 её членов. По результатам осмотра 13 апреля 2020 года составлены оспариваемые истцом акты.
Доводы истца о недопустимости одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта на стадии, когда работы были предъявлены истцом к исполнению, основаны на ошибочном толковании им нормы ч.2 ст.715 ГК РФ, которая регламентирует порядок выполнения и приёмки подрядных работ, которые в данном случае не исполнялись.
Давая оценку обнаруженным в ходе осмотра 23 марта 2020 года (отражённым в акте от 13 апреля 2020 года) и в ходе судебной экспертизы недостаткам предмета муниципального контракта, суд отмечает следующее.
Суд соглашается с выводами эксперта о том, что отражённые в оспариваемых актах от 13 апреля 2020 года нормы и правила применимы к обследуемым помещениям, являются обязательными для их соблюдения в силу муниципальных контрактов № и № от 16 марта 2020 года, заключенных между истцом и ответчиком, их пунктам 2.1, Технического задания.
Доказательств тому, что отражённые в актах от 13 апреля 2020 года недостатки в действительности не существовали, истцом в материалы гражданского дела не представлено, напротив, ответчиком представлены в суд фотоматериалы, подтверждающие отражённые в актах недостатки жилых помещений.
При таких обстоятельствах суд находит иск Братковского В.В. о признании незаконными актов по результатам экспертизы жилых помещений от 13 апреля 2020 года не подлежащим удовлетворению.
Согласно заключению судебной экспертизы, спорные жилые помещения являются непригодными для проживания, они требуют проведения капитального ремонта, поскольку высота помещений не соответствует строительным правилам.
Несмотря на то, что данное нарушение не было отражено в актах от 13 апреля 2020 года и не являлось основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения муниципальных контрактов, суд считает, что данное обстоятельство свидетельствует о наличии существенных недостатков в предметах муниципальных контрактов, которые в значительной степени лишали администрацию Большеулуйского района того, на что она была вправе рассчитывать при заключении муниципальных контрактов.
Поскольку существенные нарушения условий муниципальных контрактов, отражённые в актах от 13 апреля 2020 года имели место, 16 апреля 2020 года ответчик в силу положений ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-Ф, положений ст.523 ГК РФ принял обоснованные решения об одностороннем отказе от исполнения муниципальных контрактов.
Иск Братковского В.В. о признании незаконными решений ответчика от 16 апреля 2020 года об одностороннем отказе от исполнения муниципальных контрактов и понуждении администрации Большеулуйского района к их исполнению путем принятия в муниципальную собственность спорных объектов недвижимости и взыскания в пользу истца их стоимости, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Отказать в иске Братковский В.В. к Администрации Большеулуйского района Красноярского края о признании недействительными актов от 13 апреля 2020 года, решения от 16 апреля 2020 года об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта № от 16 марта 2020 года, и решения от 16 апреля 2020 года об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта № от 16 марта 2020 года, исполнении муниципальных контрактов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Больщеулуйский районный суд Красноярского края.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 6 ноября 2020 года.
Судья: