Решение по делу № 2-451/2020 от 25.11.2020

УИД 75RS0021-01-2020-000813-71

Гражданское дело № 2-451/2020

Категория дела 2.209

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 декабря 2020 года

село Улёты Улётовского района Забайкальского края

Улётовский районный суд Забайкальского края в составе

председательствующего Крюковой О.Н.,

при секретаре Савицкой К.А.,

с участием: истца старшего помощника прокурора Улётовского района Забайкальского края Шабанова М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Улётовского района Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ Дровянинская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края, администрации муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Улётовского района Забайкальского края обратился в суд с исковыми требованиями в защиту интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на следующее.

адрес проедена проверка соблюдения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в деятельности МОУ Дровянинская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края, в ходе которой выявлены следующие нарушения. На территории Улётовского муниципального района проживают и получают образование дети-инвалиды, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха. В силу закона каждому из этих детей государством гарантируется право на образование независимо от места жительства, а также других обстоятельств. Вместе с тем, в ходе проведенной проверки установлено, что МОУ Дровянинская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании не установлена. В этой связи прокурором района в адрес главы муниципального района «Улётовский район» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено, однако указанные нарушения до настоящего времени не устранены. Просил:

-обязать МОУ Дровянинская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края установить при входе в здание, расположенное по адресу: адрес Улётовского района Забайкальского края, адресБ, с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м. от входа, информационную мнемосхему (тактильная схема движения), отображающую информацию о помещениях в здании, не мешающую основному потоку посетителей. На пути движения предусмотреть направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м. с высотой рифов 4,0 мм;

-обязать администрацию муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края профинансировать установку МОУ Дровянинская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) и направляющих тактильно-контрастных указателей.

Истец старший помощник прокурора Улётовского района Забайкальского края Шабанова М.О. исковые требования поддержала в полном объёме, полагала необходимым установить срок для выполнения ответчиками исковых требований до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика МОУ Дровянинская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края и представитель ответчика администрации муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края на основании доверенности ФИО5, надлежаще извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыли, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, возражений против удовлетворения заявленных прокурором Улётовского района Забайкальского края исковых требований не представили.

Выслушав мнение явившихся в судебное заседание участников процесса, ознакомившись с позицией не явившихся в судебное заседание участников процесса, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объёме. Приходя к указанному выводу, суд исходит из нижеследующего.

В силу ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе:

-условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

-возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

-сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зренияи самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

-надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

-дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

-оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению,
помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг
наравне с другими лицами.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

В целях реализации мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги в сфере образования, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.

Согласно Порядку руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам, в том числе, следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

-возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;

-сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;

-надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Кроме того, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам, в том числе следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

-наличие при входе в объект вывески с названием организации графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

-оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной дляних форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий.

Закрепляющие названную обязанность положения ч.1 ст.15 Федерального закона № 181-ФЗ и Порядка носят общий характер. Одним из средств конкретизации положений ч.1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ и Порядка является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями, в том числе заключающегося в оборудовании указанных зданий и сооружений информационными мнемосхемами и тактильными направляющими полосами.

Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст.ст. 2, 55.24 и. 48) и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», вступившего в силу в полном объеме с ДД.ММ.ГГГГ (статьи 3, 8, 12, 15, 30).

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями указаны в строительных нормах и правилах (СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»), где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусмотрено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм. (п.8.1.6 СП 59.13330.2016 Свода правил «Доступность зданий и сооружении для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр).

На территории Улётовского муниципального района проживают и получают образование дети-инвалиды, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха. В силу закона каждому из этих детей государством гарантируется право на образование независимо от места жительства, а также других обстоятельств.

Судом установлено, что проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в деятельности МОУ Дровянинская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края выявлено отсутствие в МОУ Дровянинская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес главы муниципального района «Улетовский район» ФИО6 внесено представление об устранении нарушений законодательства (л.д. 11-14).

Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что работа по всем выявленным нарушениям продолжается (л.д. 15).

Ответом администрации муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в муниципальных образовательных учреждениях вывесок с названием организации, графиком работы, планом задания, выполненных шрифтом Брайля и на контрастном фоне, отсутствует. В муниципальном учреждении дополнительного образования Улётовская детско-юношеская спортивная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края имеется указанная вывеска, однако временно не используется в связи с тем, что испорчена (л.д.16).

Кроме того, на основании ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образовании по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

Согласно ст.220 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Учредителем муниципальных образовательных организаций муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края является администрация муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством финансирование образовательных учреждений является функцией органа местного самоуправления.

В соответствии со ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В силу ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Таким образом, исходя из представленных доказательств, объяснений сторон, которые не противоречат представленным в дело документам, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора Улётовского района Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ Дровянинская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края, администрации муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Улётовского района Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ Дровянинская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края, администрации муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края удовлетворить.

Обязать МОУ Дровянинская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края до ДД.ММ.ГГГГ установить при входе в здание, расположенное по адресу: адрес Улётовского района Забайкальского края, адрес, с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании, не мешающую основному потоку посетителей. На пути движения установить направляющие тактильно-контрастные указатели шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.

Обязать администрацию муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края профинансировать установку в МОУ Дровянинская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) и направляющих тактильно-контрастных указателей.

В соответствии со статьёй 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Улётовский районный суд Забайкальского края.

Решение в окончательной форме принято 17 декабря 2020 года.

Председательствующий О.Н. Крюкова

2-451/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Улетовского района Забайкальский край
Ответчики
Администрация МР "Улетовский район" Забайкальский край
МОУ Дровянинская СОШ МР "Улетовский район"
Суд
Улетовский районный суд Забайкальский края
Судья
Крюкова Оксана Николаевна
Дело на сайте суда
ulet.cht.sudrf.ru
25.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.11.2020Передача материалов судье
30.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.12.2020Судебное заседание
17.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее