УИД 66RS0006-01-2020-002638-78
Дело № 2а-2595/2020
Мотивированное решение суда изготовлено 31 июля 2020 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2020 года город Екатеринбург
Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Курищевой Л.Ю.,
при секретаре судебного заседания Юриной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тураева Т.А.у к призывной комиссии отдела Военного комиссариата Свердловской области по Орджоникидзевскому району города Екатеринбурга о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Тураев Т.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения призывной комиссии отдела Военного комиссариата Свердловской области по Орджоникидзевскому району города Екатеринбурга (далее - Призывная комиссия) от 02 июля 2020 года, которым он признан годным к военной службе и призван на военную службу.
В обоснование административного иска указал, что оспариваемое решение принято на основании проведенного медицинского освидетельствования, в марте и в мае 2020 года им были сданы все анализы. Однако медицинское освидетельствование было проведено в отношении него в период действующей отсрочки от призыва на военную службу, предоставленной ему до 30 июня 2020 года в связи с обучением в ФГБОУ ВПО «УрГУПС». Ссылается, что на медицинской комиссии предъявлял жалобы на состояние здоровья, предоставлял медицинские документы о наличии заболевания, которые не были учтены, и ему необоснованно было отказано в направлении на дополнительное обследование, чем нарушены его права на полное медицинское обследования для установления категории годности к военной службе. Также указывает, что исследования и анализы проводятся не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования, поэтому результаты анализов, сданные им в марте и в мае были непригодны для определения категории годности административного истца.
В письменных возражениях ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» на административное исковое заявление просит в его удовлетворении отказать, поскольку медицинское заключение о признании годным к военной службе вынесено на основании всех представленных медицинских исследований и рентгенологических снимков с учетом представленных диспансерных списков из медицинских учреждений города о том, что на учете не состоит, ни в одном из списков не значится.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» Витков И.В. просил в удовлетворении административного иска отказать по доводам письменного отзыва, поскольку оспариваемое решение принято на основании медицинского освидетельствования, все направления на анализы были выданы административному истцу, имеющиеся заболевания учтены, согласно представленных медицинских документов на учете по заболеваниям Тураев Т.А. не состоит, лечение не проходит, оспариваемое решение вынесено после окончания срока предоставления отсрочки.
Административный истец Тураев Т.А., представитель административного ответчика Призывной комиссии в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом заказной корреспонденцией, административный истец в исковом заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Заслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (пункт 1). В случае, если совокупность названных условий отсутствует, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2).
При рассмотрении дела установлено и следует из материалов личного дела призывника, что Тураев Т.А., родившийся < дд.мм.гггг >, состоит на воинском учете с 08 февраля 2018 года. 27 февраля 2020 года было проведено его медицинское освидетельствование в связи с призывом на военную службу, в ходе которого он был осмотрен врачами-специалистами: хирургом, терапевтом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, невропатологом, результаты освидетельствования зафиксированы в учетной карте призывника.
При этом, хирургом ему определена категория «Б-3» - годен к военной службе с незначительными ограничениями, остальными врачами категория годности «А» - годен к военной службе.
Согласно итоговому заключению врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию, на основании установленных диагнозов: < данные изъяты >, со ссылкой на статьи «Расписание болезней» (раздел II приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года № 565): 66д, к которой относится искривления позвоночника, в том числе остеохондропатический кифоз (конечная стадия заболевания), без нарушения функций; изолированные явления деформирующего спондилеза и межпозвонкового остеохондроза без нарушения функций, Тураеву Т.А. определена категория годности к военной службе «»Б-3» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
По результатам медицинского освидетельствования принято оспариваемое решение Призывной комиссии от 02 июля 2020 года, которым Тураев Т.А. признан годным к военной службе, установлена категория годности «Б-3» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Статьей 59 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон № 53-ФЗ) призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с названным Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пункт 2 указанной статьи).
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона № 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Статьей 5.1 Федерального закона № 53-ФЗ предусмотрено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей (пункт 1).
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года № 565 (далее - Положение).
Согласно пункту 14 Положения до начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм); общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи. До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "B" и "C".
Пунктом 20 Положения предусмотрено, что в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
Приложение к указанному Положению включает в себя расписание болезней, в соответствии со статьями которого определяется годность к военной службе граждан.
В пункте «д» статьи 66 Расписания болезней указаны заболевания: болезни позвоночника при наличии объективных данных без нарушения функций: искривления позвоночника, в том числе остеохондропатический кифоз (конечная стадия заболевания), без нарушения функций; изолированные явления деформирующего спондилеза и межпозвонкового остеохондроза без нарушения функций, относящиеся к категории годности к военной службе «Б-3» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
При этом, согласно статье 68 Расписания болезней продольное или поперечное плоскостопие I степени не является основанием для применения этой статьи, не препятствует прохождению военной службы и поступлению в военно-учебные заведения.
Согласно пункту 7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663, оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
Проанализировав вышеизложенные положения действующего законодательства, установленные обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что имеющиеся у административного истца заболевания позволяет определить ему категорию годности «Б-3» - годен к военной службе с незначительными ограничениями, при этом у врачей-специалистов имелась возможность вынесения медицинского заключения о годности Тураева Т.А. к военной службе по состоянию здоровья, без направления призывника в медицинскую организацию на обследование в амбулаторных или стационарных условиях, поскольку установленные диагнозы заболевания не требовали их уточнения. Все обязательные диагностические исследования в отношении Тураева Т.А. были проведены.
Вопреки доводам административного истца оспариваемое решение от 02 июля 2020 года о призыве на военную службу было принято после окончания срока предоставленной отсрочки от призыва в связи с обучением в университете, которая была предоставлена до 30 июня 2020 года, в связи с этим прохождение медицинского освидетельствования в период предоставленной отсрочки не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, само по себе вышеизложенному действующему правовому регулированию не противоречит.
Системный анализ названного пункта 7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации в совокупности с иными вышеизложенными нормами позволяет прийти к выводу, что вызову на медицинское освидетельствование не подлежат призывники, имеющие отсрочку от призыва, только в случае, если и заседание призывной комиссии проводится в период указанной отсрочки.
Доводы административного истца о наличии заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, являются голословными, без указания конкретных заболеваний и подтверждающих документов.
Вопреки доводам административного истца все представленные медицинские документы были учтены врачами при проведении медицинского освидетельствования. При этом, административный истец на учете по каким-либо заболеваниям не состоит.
Существенные нарушения порядка проведения медицинского освидетельствования, которые могли бы повлечь признание его результатов недействительными, допущены не были.
При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку при рассмотрении дела установлены правомерность оспариваемого решения призывной комиссии, принятого уполномоченным органом в соответствии с требованиями закона при наличии оснований, и отсутствие нарушения прав административного истца.
Кроме того, оспариваемое решение Призывной комиссии от 02 июля 2020 года отменено решением призывной комиссии Свердловской области от 15 июля 2020 года (протокол призывной комиссии Свердловской области < № > от 15 июля 2020 года) и в отношении административного истца реализовано не было, нарушение его прав не повлекло.
На основании вышеизложенного административные исковые требования Тураева Т.А. о признании незаконным решения призывной комиссии от 02 июля 2020 года о признании годным к военной службе и призыве на военную службу подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований административного искового заявления Тураева Т.А.у к призывной комиссии отдела Военного комиссариата Свердловской области по Орджоникидзевскому району города Екатеринбурга о признании незаконным решения от 02 июля 2020 года о призыве на военную службу отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга.
Судья Л.Ю. Курищева