Решение по делу № 2-3072/2018 от 27.06.2018

Гр.дело № 2-3072/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2018 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Архиповой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Атачкиной Е.А.,

с участием заместителя прокурора Ленинского района г.Чебоксары Столяровой Э.В.,

представителя ответчика ООО «СпецФинПроект-Каскад» Павлова В.А., действующего на основании доверенности от дата,

представителя ответчика ООО «Киндервиль» Михайловой Е.В., действующей на основании доверенности от дата,

представителя третьего лица ГУ МЧС России по Чувашской Республике Тихонова А.Л., действующего на основании доверенности от дата,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г.Чебоксары к ООО «СпецФинПроект-Каскад», ООО «Киндервиль» о приостановлении эксплуатации помещений до устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности,

установил:

Прокурор Ленинского района г.Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц с учетом последующего уточнения исковых требований обратился в суд с исковым заявлением к ООО «СпецФинПроект-Каскад», ООО «Киндервиль» о запрете эксплуатировать нежилые помещения №----- общей площадью ----- кв.м., расположенные адрес до устранения нарушений требований пожарной безопасности.

Требования мотивировал тем, что в рамках проведенной прокуратурой района с привлечением специалиста ОНДиПР по г.Чебоксары УНДиПР Главного управления МЧС России по Чувашской Республике, ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория по ЧР - Чувашии» с дата по дата проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в здании торгово-развлекательного центра «------» (ООО «СпецФинПроект-Каскад»), расположенного по адресу: адрес, выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Ненадлежащее выполнение обществами требований пожарной безопасности может создать условия к возникновению пожара и человеческим жертвам.

В судебном заседании заместитель прокурора Ленинского района г.Чебоксары Столярова Э.В. поддержала исковые требования по изложенным основаниям, вновь привела их суду, просила удовлетворить иск.

Представитель ответчика ООО «СпецФинПроект-Каскад» Павлов В.А. иск не признал, пояснил, что приведенные прокуратурой ссылки на Технические регламенты и Своды Правил, которые содержат указание на то, что детские игровые зоны надлежит размещать не выше второго этажа, не являются подтверждением нарушения ответчиками этих норм по следующим основаниям. Осмотр помещений ТРЦ «------», находящихся на этаже, которому для целей удобства ориентации в Центре был присвоен 5 номер, подтверждает, что детская игровая зона в здании Торгово-развлекательного центра «------» по адрес расположена не выше второго этажа. Прилагаемые схемы-разрезы этажей также подтверждают данный факт. Наличие возможности эвакуации из помещений четвертого этажа здания ТРЦ «------» непосредственно наружу подтверждается п. ----- заключения по независимой оценке пожарного риска ----- от дата Согласно разделу ----- обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах, выполнены в полном объеме, расчетная величина индивидуального пожарного риска для персонала и посетителей составляет ----- и она меньше нормативного значения индивидуального пожарного риска -----. В разделе ----- заключения сделан вывод, что пожарная безопасность здания торгово-развлекательного центра «------» считается обеспеченной. На основании проведения расчетов по оценке пожарного риска экспертная организация ООО «------» делает вывод, что на момент проведения указанных проверочных мероприятий при существующих конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решениях в здании торгово-развлекательного центра «------» выполняются условия соответствия требованиям пожарной безопасности. Следовательно, текущее расположение торговых и детских игровых зон не создает угрозу причинения вреда жизни и здоровья посетителей ТРЦ. Архитектура ТРЦ «------» позволяет осуществлять экстренную эвакуацию посетителей с территории детской игровой зоны через ----- эвакуационные лестницы (внутренние лестничные сооружения, располагаемые на лестничных клетках – лестницы ----- типа), которые ведут: первая лестница ведет на один этаж ниже и имеет непосредственный выход на улицу, ------ вторая лестница ведет также на этаж ниже и через коридор (холл центрального входа) ведет также на улицу, на ------. Кроме того, имеются и другие лестницы, которые усиливают противопожарную защищенность посетителей как детской игровой зоны, так и всего Центра. Данные обстоятельства также были учтены при подготовке заключения.

Представитель ответчика ООО «Киндервиль» Михайлова Е.В. иск не признала, просила отказать в его удовлетворении, ссылаясь на его необоснованность.

Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Чувашской Республике Тихонов А.Л. вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда, пояснив, что после тщательного изучения представленных документов, в том числе заключения по независимой оценке пожарного риска ----- от дата, отчета по независимой оценке пожарного риска, составленными ООО «------», нарушений пожарной безопасности не имеется.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами.

Согласно статье 21 Федерального закона, прокурор осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с пунктом 1 ч.1 ст.34 Федерального закона "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (абз.4 ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности").

Согласно ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.

В силу ч.1 ст.38 указанного закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В силу ч.1 ст.55.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, в случаях нарушения при эксплуатации зданий, сооружений требований технических регламентов, проектной документации эксплуатация зданий, сооружений может приостанавливаться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 год № 69-ФЗ определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2002 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Согласно ч.2 ст.89 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".

СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» (изм. № 2, утв. Приказом Минстроя России от 03 декабря 2016 г. № 876/пр) отнесен к перечню национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение Федерального закона "Технический регламент безопасности зданий и сооружений". Это установлено Постановлением Правительства РФ № 1521 от 26 декабря 2014 г. «Об утверждении перечня национальных свобод правил (частей таких стандартов и сводов правил)», в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В развитие положений данного Федерального закона действуют Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390.

В соответствии с абз.3 ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В период с дата по дата прокуратурой Ленинского района г.Чебоксары с привлечением специалистов ОНДиПР по г.Чебоксары, УНДиПР Главного управления МЧС России по Чувашской Республике, ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория по Чувашской Республике - Чувашии» проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в здании, помещениях, территориях торгового центра «------», принадлежащим на праве собственности ООО «СпецФинПроект-Каскад», расположенным по адресу: адрес, по результатам которой выявлены ряд нарушения требований пожарной безопасности.

Постановлением ------ от дата юридическое лицо ООО «СпецФинПроект - Каскад» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб. 00 коп.

Основанием для обращения в суд с настоящим иском послужило следующее.

Так, в торгово-развлекательном центре «Каскад» допускается размещение игровых зон выше второго этажа, а именно детская игровая зона «------» размещена на пятом этаже торгово-развлекательного центра на основании договора аренды ----- от дата, заключенного между ООО «СпецФинПроект-Каскад» и ООО «Киндервиль». Кроме того, имеющаяся лестница 2-го типа (внутренняя открытая), соединяющая пятый и четвертый этаж, не является эвакуационной. Эвакуационные выходы из помещения данного этажа ведут наружу через лестничные клетки, соединяющие пять этажей здания.

Факт выявления вышеприведенных нарушений подтверждается справкой о результатах проверки от дата

Из справки следует, что изложенное является нарушением п.5.42 Сп 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», п.5.42* СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» (изм. № 2, утв. Приказом Минстроя России от 03 декабря 2016 г. № 876/пр).

Статьей 144 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что оценка соответствия объектов защиты (продукции), организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров проводится в формах: 1) аккредитации; 2) независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности); 3) федерального государственного пожарного надзора; 4) декларирования пожарной безопасности; 5) исследований (испытаний); 6) подтверждения соответствия объектов защиты (продукции); 7) приемки и ввода в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности; 8) производственного контроля; 9) экспертизы.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности (п.п.1 п.1 ст.6 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").

Согласно заключению по независимой оценке пожарного риска № ----- от дата составленному ООО «------», представленному стороной ответчика, пожарная безопасность здания торгово-развлекательного центра «------» считается обеспеченной. На основании проведения расчетов по оценке пожарного риска экспертная организация делает выводы, что на момент проведения указанных проверочных мероприятий при существующих конструктивных объемно-планировочных и инженерно-технических решениях в здании торгово-развлекательного центра «------», расположенном по адресу: адрес, выполняются условия соответствия требованиям пожарной безопасности.

В соответствии с п----- Заключения на пятом этаже здания расположена детская игровая комната. Эвакуация из помещений пятого этажа производится по внутренней лестнице ----- типа и по внутренним лестницам ----- типа, расположенным в лестничных клетках типа ----- ведущим непосредственно наружу.

Обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах, выполнены в полном объеме (п.----- Заключения).

В результате определения расчетных величин индивидуального пожарного риска установлено, что торгово-развлекательный центр «------» по адресу: адрес, имеет такое объемно-планировочное и организационно-техническое исполнение, что индивидуальный пожарный риск отвечает требуемому и не превышает значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания точке. Такой вывод содержится в отчете по независимой оценке пожарного риска на здание торгово-развлекательного центра «------», составленном Экспертной организацией ООО «------».

Указанные заключение по независимой оценке пожарного риска и отчет соответствуют положениям статей 59 и 60 ГПК РФ об относимости и допустимости доказательств.

Согласно п.п.3.47, 3.49, 3.50 Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденных приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 288:

3.47 этаж: Часть здания между отметками верха перекрытия или пола по грунту и отметкой верха расположенного над ним перекрытия (покрытия). Отнесение этажа к надземному, цокольному, подвальному и подземному осуществляется исходя из взаимного расположения отметки пола и планировочной отметки земли.

3.49 этаж надземный: Этаж, отметка пола помещений которого расположена не ниже планировочной отметки земли.

3.50 этаж первый: Нижний надземный этаж здания.

В соответствии с п.Б.30 Свода правил СП 118.13330.2012 этаж надземный (наземный): Этаж с отметкой пола помещений не ниже планировочной отметки земли. В примечании указано, что при переменных планировочных отметках земли этаж считается надземным при условии, что более 60% общей площади помещений находится не ниже планировочной отметки уровня земли или необходимые по нормам эвакуационные выходы с этажа имеют непосредственный горизонтальный проход на отметку земли.

При различном числе этажей в разных частях здания, а также при размещении здания на участке с уклоном, когда за счет уклона увеличивается число этажей, этажность определяется отдельно для каждой части здания (п.Г.8 СП 118.13330.2012).

Из материалов дела следует, что в силу особенностей архитектурного решения здание ТРЦ «------» имеет два этажа, расположенных на уровне планировочной отметки земли. Согласно технической документации на здание – это первый (с западной части здания, со стороны ------) и четвертый (с восточной части здания, ------) этажи.

Соответственно, фактически здание имеет два центральных выхода (входа), ведущих из помещений ТРЦ непосредственно наружу на планировочную отметку земли. При этом детская игровая зона ориентирована на восточную часть здания центра и эвакуация посетителей из помещений детской зоны осуществляется на уровень этажом ниже, на ------ по двум эвакуационным лестницам первого типа. При определении этажности восточной части здания этаж, на котором размещена детская игровая комната, является вторым этажом относительно уровня земли с этой части здания.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что размещение детской игровой зоны «------» на пятом этаже Торгово-развлекательного центра «------» не нарушает п.5.42 Сп 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», п.5.42* СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» (изм. № 2, утв. Приказом Минстроя России от 03 декабря 2016 г. № 876/пр), следовательно, непосредственную угрозу жизни и здоровью содержащихся в нем лиц не создает.

Таким образом, представленные стороной истца доказательства наличия нарушений требований пожарной безопасности опровергаются представленными стороной ответчика доказательствами.

Отсутствие доказательств наличия нарушений требований пожарной безопасности означает и отсутствие наличия опасности причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения возгорания.

Следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований прокурора суд не находит.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Ленинского района г.Чебоксары о запрете ООО «СпецФинПроект-Каскад», ООО «Киндервиль» эксплуатировать нежилые помещения №----- общей площадью ----- кв.м., расположенные на ------, до устранения нарушений требований пожарной безопасности - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.

Судья                              Н.В. Архипова

Мотивированное решение составлено 18 сентября 2018 г.

2-3072/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
заместитель прокурора Ленинского района г.Чебоксары в интересах неопределённого круга лиц
Ответчики
ООО "СпецФинПроект-Каскад"
ООО "Киндервиль"
Другие
Управление государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Чувашской Республике
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
02.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.05.2020Передача материалов судье
02.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее