Дело №2-823/2024
УИД 04RS0020-01-2024-000972-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 сентября 2024 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Дроздовой Ю.А., при секретаре Резеленчук С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования «Оздоровительный лагерь «Радуга», администрации муниципального образования «город Северобайкальск» о возложении обязательств,
УСТАНОВИЛ:
Северобайкальский межрайоный прокурор обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования «Оздоровительный лагерь «Радуга», администрации муниципального образования «город Северобайкальск», мотивируя заявленные требования тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что здания муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Оздоровительный лагерь «Радуга», требуют проведения текущего ремонта.
Согласно техническому заключению от 12.04.2024 №96-24-03-02/4, составленному ООО «Спецсервис», задание административно-бытового корпуса, входящего в комплекс образовательного учреждения, расположенное по адресу: г<адрес>, подлежит текущему ремонту, необходимо провести ремонт кровли (частичная замена листов шифера и замена коньковых элементов), установить отмостку в местах ее отсутствия.
Техническим заключением от 12.04.2024 №96-24-03-02/5, составленным ООО «Спецсервис», на здание столовой-дискозала, входящего в комплекс образовательного учреждения, расположенное по адресу: <адрес>, предусмотрена необходимость проведения текущего ремонта кровли (частичная замена листов шифера и замена коньковых элементов), ремонт цокольной части здания.
Техническим заключением от 12.04.2024 №96-24-03-02/2, составленным ООО «Спецсервис», установлено, что здание спального корпуса №2, входящего в комплекс образовательного учреждения, расположенное по адресу: <адрес>, необходимо отремонтировать, путем текущего ремонта трещин цокольной части, восстановления цокольной части здания.
Согласно техническому заключению от 12.04.2024 №96-24-03-02/3, составленному ООО «Спецсервис», здание спального корпуса №4, входящего в комплекс образовательного учреждения, расположенное по адресу: <адрес>, требует проведение текущего ремонта кровли (частичная замена листов шифера и замена коньковых элементов), а также ремонта и восстановления цокольной части, устройства отмостки в местах её отсутствия.
В соответствии с техническим заключением от 12.04.2024 №96-24-03-02/1, составленным ООО «Спецсервис», в здании спального корпуса №6, входящего в комплекс образовательного учреждения, расположенное по адресу: <адрес> необходимо провести текущий ремонт кровли (частичная замена листов шифера и замена коньковых элементов), ремонт трещины цокольной части.
Таким образом, проведенными обследованиями установлена необходимость проведения текущих ремонтов основных конструкций зданий образовательного учреждения в целях дальнейшей их безопасной эксплуатации.
Непринятие мер к проведению текущего ремонта здания образовательного учреждения может повлечь за собой ухудшение конструктивных и других характеристик надежности и безопасности муниципального здания, угрозу его обветшания и утраты, предпосылки к возникновению нарушения прав на безопасные условия обучающихся, причинению вреда их жизни и здоровья.
Выявленные нарушения затрагивают права и интересы неопределенного круга лиц, как посещающих, так работающих и обучающихся в образовательной организации на благоприятные условия пребывания в учреждении, ставят под угрозу их жизнь и безопасность.
С учетом уточнений просил:
1. возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Оздоровительный лагерь «Радуга» обязанность в течение 1 года 3 месяцев с момента получения финансирования на проведение текущего ремонта зданий муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Оздоровительный лагерь «Радуга» провести текущий ремонт:
- здания административно-бытового корпуса, входящего в комплекс образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, 4 км, в соответствии с техническим заключением от 12.04.2024 №96-24-03-02/4, а именно: ремонт кровли (частичная замена листов шифера и замена коньковых элементов), установить отмостку в местах ее отсутствия;
- здания столовой-дискозала, входящего в комплекс образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, 4 км, в соответствии с техническим заключением от 12.04.2024 №96-24-03-02/5, а именно: ремонт кровли (частичная замена листов шифера и замена коньковых элементов), ремонт цокольной части здания;
- здания спального корпуса №2, входящего в комплекс образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, 4 км, в соответствии с техническим заключением от 12.04.2024 №96-24-03-02/2, а именно: ремонт трещин цокольной части, восстановления цокольной части здания;
- здания спального корпуса №4, входящего в комплекс образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, 4 км, в соответствии с техническим заключением от 12.04.2024 № 96-24-03-02/3, а именно: ремонт кровли (частичная замена листов шифера и замена коньковых элементов), а также ремонт и восстановление цокольной части, устройства отмостки в местах её отсутствия;
- здания спального корпуса №6, входящего в комплекс образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, 4 км, в соответствии с техническим заключением от 12.04.2024 №96-24-03-02/1, а именно: текущий ремонт кровли (частичная замена листов шифера и замена коньковых элементов), ремонт трещины цокольной части;
2. возложить на администрацию муниципального образования «город Северобайкальск» обязанность по выделению денежных средств в рамках бюджетного процесса в необходимых для этого объемах на проведение текущего ремонта зданий муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Оздоровительный лагерь «Радуга», расположенных по адресу: <адрес>, 4 км, в соответствии техническими заключениями от 12.04.2024 №96-24-03-02/4, 12.04.2024 №96-24-03-02/5, 12,04.2024 №96-24-03-02/2, 12.04.2024 №96-24-03-02/3, 12.04.2024 №96-24-03-02/1, в течение 10 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Определением Северобайкальского городского суда от 5 сентября 2024 г. производство по делу в части исковых требований о возложении на муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Оздоровительный лагерь «Радуга» обязанности в течение 1 года 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести ремонт: здания административно-бытового корпуса, входящего в комплекс образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, 4 км, в соответствии с техническим заключением от 12.04.2024 №96-24-03-02/4 в части восстановления отмостки в местах ее отсутствия; здания спального корпуса №2, входящего в комплекс образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, 4 км, в соответствии с техническим заключением от 12.04.2024 №96-24-03-02/2; здания спального корпуса №4, входящего в комплекс образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, 4 км, в соответствии с техническим заключением от 12.04.2024 №96-24-03-02/3 в части осуществления ремонта, восстановления цокольной части, восстановления отмостки в местах ее отсутствия; здания спального корпуса №6, входящего в комплекс образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, 4 км, в соответствии с техническим заключением от 12.04.2024 №96-24-03-02/1 в части осуществления ремонта трещин цокольной части прекращено в связи с отказом истца от иска.
В судебном заседании представитель истца помощник Северобайкальского межрайонного прокурора Бадмаева А.А. исковые требования к МБОУ ДО «Оздоровительный лагерь «Радуга» поддержала в оставшейся части, суду пояснила, что остальные нарушения до настоящего времени не устранены.
Представитель ответчика МБОУ ДО «Оздоровительный лагерь «Радуга» Авдюшкина В.В. в судебном заседании отсутствовала будучи надлежаще извещенной, направила в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, согласно которому с исковыми требованиями прокурора в части неустраненных нарушений согласна.
Представитель ответчика администрации МО «город Северобайкальск» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
С учетом надлежащего извещения участников процесса, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.
В силу части 2 статьи 209, статьи 210 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктами 1.7, 3.2 устава муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Оздоровительный лагерь «Радуга» учредителем и собственником имущества учреждения является муниципального образование «город Северобайкальск». Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования «город Северобайкальск» осуществляет администрация муниципального образования «город Северобайкальск». К компетенции учредителя относится утверждение муниципального задания, осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания.
Согласно положениям статьи 6 Федерального закона №124 от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон №273-Ф3) является приоритет жизни и здоровья человека.
Как следует из статьи 28 Закона №273-Ф3 образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. К компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 Закона №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся в том числе включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с положениями пункта 5 части 1 статьи 9 Закона №273-Ф3 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
В ходе проведенной проверки установлено, что здания муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Оздоровительный лагерь «Радуга», требуют проведения текущего ремонта.
Согласно техническому заключению от 12.04.2024 №96-24-03-02/4, составленному ООО «Спецсервис», задание административно-бытового корпуса, входящего в комплекс образовательного учреждения, расположенное по адресу: <адрес>, 4 км, подлежит текущему ремонту, необходимо провести ремонт кровли (частичная замена листов шифера и замена коньковых элементов), установить отмостку в местах ее отсутствия.
Техническим заключением от 12.04.2024 №96-24-03-02/5, составленным ООО «Спецсервис», на здание столовой-дискозала, входящего в комплекс образовательного учреждения, расположенное по адресу: <адрес>, 4 км, предусмотрена необходимость проведения текущего ремонта кровли (частичная замена листов шифера и замена коньковых элементов), ремонт цокольной части здания.
Техническим заключением от 12.04.2024 №96-24-03-02/2, составленным ООО «Спецсервис», установлено, что здание спального корпуса №2, входящего в комплекс образовательного учреждения, расположенное по адресу: <адрес>, 4 км, необходимо отремонтировать, путем текущего ремонта трещин цокольной части, восстановления цокольной части здания.
Согласно техническому заключению от 12.04.2024 №96-24-03-02/3, составленному ООО «Спецсервис», здание спального корпуса №4, входящего в комплекс образовательного учреждения, расположенное по адресу: <адрес>, 4 км, требует проведение текущего ремонта кровли (частичная замена листов шифера и замена коньковых элементов), а также ремонта и восстановления цокольной части, устройства отмостки в местах её отсутствия.
В соответствии с техническим заключением от 12.04.2024 №96-24-03-02/1, составленным ООО «Спецсервис», в здании спального корпуса №6, входящего в комплекс образовательного учреждения, расположенное по адресу: <адрес>, 4 км, необходимо провести текущий ремонт кровли (частичная замена листов шифера и замена коньковых элементов), ремонт трещины цокольной части.
Проведенными обследованиями установлена необходимость проведения текущих ремонтов основных конструкций зданий образовательного учреждения в целях дальнейшей их безопасной эксплуатации.
Непринятие мер к проведению текущего ремонта здания образовательного учреждения может повлечь за собой ухудшение конструктивных и других характеристик надежности и безопасности муниципального здания, угрозу его обветшания и утраты, предпосылки к возникновению нарушения прав на безопасные условия обучающихся, причинению вреда их жизни и здоровья.
В период рассмотрения дела установлено, что выявленные нарушения ответчиком устранены в части проведения ремонта:
- здания административно-бытового корпуса, входящего в комплекс образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, 4 км, в соответствии с техническим заключением от 12.04.2024 №96-24-03-02/4 в части восстановления отмостки в местах ее отсутствия;
- здания спального корпуса №2, входящего в комплекс образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, 4 км, в соответствии с техническим заключением от 12.04.2024 №96-24-03-02/2;
- здания спального корпуса №4, входящего в комплекс образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, 4 км, в соответствии с техническим заключением от 12.04.2024 №96-24-03-02/3 в части осуществления ремонта, восстановления цокольной части, восстановления отмостки в местах ее отсутствия;
- здания спального корпуса №6, входящего в комплекс образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, 4 км, в соответствии с техническим заключением от 12.04.2024 №96-24-03-02/1 в части осуществления ремонта трещин цокольной части.
МБОУ ДО «Оздоровительный лагерь «Радуга является бюджетным учреждением. В соответствии с Уставом МБОУ ДО «Оздоровительный лагерь «Радуга» учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «город Северобайкальск», от имени которого выступает администрация МО «город Северобайкальск».
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Обязательство по финансированию мероприятий по проведению текущего ремонта является расходным обязательством органа местного самоуправления. Соответственно выделение средств на данное мероприятие возможно в рамках бюджетного процесса.
Как указано в статье 53 Федерального закона №131-ФЗ, формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Перечисленные нарушения требований законодательства, за исключением добровольно исполненных, нашли подтверждение в судебном заседании, подтверждаются Техническими заключениями от 12.04.2024 №96-24-03-02/4, 12.04.2024 №96-24-03-02/5, 12,04.2024 №96-24-03-02/2, 12.04.2024 №96-24-03-02/3, 12.04.2024 №96-24-03-02/1 и другими материалами дела.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанностей в натуре.
С учетом установленных обстоятельств, в целях защиты прав и интересов неопределенного круга лиц, как посещающих, так работающих и обучающихся в образовательной организации на благоприятные условия пребывания в учреждении, суд считает обоснованными требования прокурора обоснованными.
В соответствии со статьями 1, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях защиты интересов общества и государства, в т. ч. посредством обращения с заявлением в суды.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц и муниципальных образований.
Суд считает, что прокурор вправе в интересах неопределенного круга лиц обратиться в суд с настоящим иском, поскольку выявленные нарушения затрагивают права и интересы неопределенного круга лиц, ставят под угрозу их жизнь и безопасность.
Разрешая вопрос о предоставлении срока для исполнения решения суда, суд в соответствии с положениями ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным установить срок заявленный в исковом заявлении, указанный срок по мнению суда является разумным, позволяющим провести необходимые мероприятия по устранению выявленных нарушений закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования «Оздоровительный лагерь «Радуга», администрации муниципального образования «город Северобайкальск» о возложении обязательств удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Оздоровительный лагерь «Радуга» (ИНН 0317004124; ОГРН 1020300796834) в течение 1 года 3 месяцев с момента получения финансирования на проведение текущего ремонта зданий муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Оздоровительный лагерь «Радуга» провести текущий ремонт:
- здания административно-бытового корпуса, входящего в комплекс образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, 4 км, в соответствии с техническим заключением от 12.04.2024 №96-24-03-02/4, а именно: ремонт кровли (частичная замена листов шифера и замена коньковых элементов);
- здания столовой-дискозала, входящего в комплекс образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, 4 км, в соответствии с техническим заключением от 12.04.2024 №96-24-03-02/5, а именно: ремонт кровли (частичная замена листов шифера и замена коньковых элементов), ремонт цокольной части здания;
- здания спального корпуса №4, входящего в комплекс образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, 4 км, в соответствии с техническим заключением от 12.04.2024 №96-24-03-02/3, а именно: ремонт кровли (частичная замена листов шифера и замена коньковых элементов);
- здания спального корпуса №6, входящего в комплекс образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, 4 км, в соответствии с техническим заключением от 12.04.2024 №96-24-03-02/1, а именно: текущий ремонт кровли (частичная замена листов шифера и замена коньковых элементов.
Обязать администрацию муниципального образования «город Северобайкальск» обязанность по выделению денежных средств в рамках бюджетного процесса в необходимых для этого объемах на проведение текущего ремонта зданий муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Оздоровительный лагерь «Радуга», расположенных по адресу: <адрес>, 4 км, в соответствии техническими заключениями от 12.04.2024 №96-24-03-02/4, 12.04.2024 №96-24-03-02/5, 12.04.2024 №96-24-03-02/3, 12.04.2024 №96-24-03-02/1, в лечение 10 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ю.А. Дроздова
Решение принято в мотивированной форме 16 сентября 2024 года.