Дело Уа-6738/2018
копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 05 декабря 2018 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Ерохиной А.Л.,
при секретаре Ильиной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску А1, А2 к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска об оспаривании отказа и возложении обязанности,
установил:
Пяткова Г.И. и Пяткова Н.Б. обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство от 29 декабря 2017 года исх. № П-8863-ек и возложении обязанности выдать разрешение на строительство в целях проведения работ по реконструкции нежилого помещения У (магазин непродовольственных товаров) с увеличением площадей за счет помещений У и У в многоквартирном жилом Х на земельном участке с кадастровым номером У. Требования мотивируют тем, что 13 апреля 2016 года администрацией г. Красноярска Пятковой Г.И. и Пятковой Н.Б. было выдано распоряжение о переводе жилых помещений У и У по Х в нежилые с проведением работ по реконструкции. 20 декабря 2017 года истцы обратились в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением о выдаче разрешения на строительство, приложив все необходимые документы, однако письмом № П-8863-ек от 29 декабря 2017 года в выдаче разрешения на строительство было отказано, поскольку заявителями не представлен правоустанавливающий документ на часть земельного участка, принадлежащий на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного дома, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, решение общего собрания, кроме этого указано, что входные группы расположены в зоне ИТ, не предусматривающей размещение объектов, многоквартирный дом и объект реконструкции расположены за границами места допустимого размещения объекта, за границами земельного участка и за красной линией, площадь объектов для обслуживания жилой застройки превышает 20% общей площади дома. Истцы считают действия ответчика по отказу в выдаче разрешения на строительство незаконными, поскольку договор аренды земельного участка был заключен 27 марта 2017 года, 19 июля 2017 года Департамент градостроительства администрации г. Красноярска отказал истцам в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, поскольку реконструкция помещений внутри многоквартирного дома не ухудшает существующее положение; решение общего собрания принято 100% голосов собственником многоквартирного дома; многоквартирный дом был построен в 1965 году, граница проходит по красной линии квартала, разрешение о переводе жилого помещения в нежилое выдано после утверждения Правил землепользования и застройки от 07.07.2015, однако произвести реконструкцию нежилых помещений У, У и У путем их объединения с учетом требований Департамента невозможно; согласно техническому заключению ООО НПМП «Сибпромтехпроект» от 2015 года площадь встроенных нежилых помещений соответствует требованиям градостроительного плана и составляет 19,47% от общей площади жилого дома.
Административный истец Пяткова Н.Б. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, доверила представлять свои интересы Борисенко В.А.
Административный истец Пяткова Г.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, доверила представлять свои интересы Борисенко В.А.
Представитель административных истцов Пятковой Г.И. и Пятковой Н.Б. – Борисенко В.А., действующий на основании доверенностей от 01 февраля 2017 года (л.д. 10) и от 20 февраля 2018 года (л.д. 92), в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Департамента градостроительства администрации г. Красноярска Козловский И.О., действующий на основании доверенности от 12 марта 2018 года (л.д. 182), в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях относительно исковых требований (л.д. 203-209).
Заинтересованные лица администрация г. Красноярска, Управление архитектуры администрации г. Красноярска в судебное заседание представителей не направили, извещены надлежащим образом.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
В соответствии со ст. 154 КАС РФ, с учетом мнения сторон, суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Выслушав мнение представителей административных истцов и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Административные истцы обратились с требованиями об оспаривании решения органа местного самоуправления, наделенного публичными полномочиями по предоставлению разрешения на строительство, в связи с чем требования подлежат рассмотрению в порядке КАС РФ.
Статья 40 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу положений частей 3 и 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 30 Градостроительного Кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно положениям статьи 35 Градостроительного Кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются Территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и внесение в него изменений. Карта градостроительного зонирования устанавливает границы территориальных зон.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальней ремонт.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Как следует из материалов дела, Пятковой Г.И. на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: Х (л.д. 15-18), Пятковой Н.Б. и Пятковой Г.И. на праве долевой собственности принадлежит жилое помещение по адресу: Х нежилое помещение У по указанному адресу (л.д. 19-22).
Распоряжением администрации г. Красноярска № 9-уарх от 13.04.2016 Пятковой Н.Б. и Пятковой Г.И. разрешено перевести жилые помещения У и У по Х в нежилые помещения с проведением работ по реконструкции (л.д. 23).
00.00.0000 года А2 и А1 обратились в Департамент градостроительства администрации Х с заявлением о выдаче разрешения на строительство с приложением документов согласно ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (л.д. 24-25).
Письмом № П-8863-ек от 29 декабря 2017 года Пятковой Н.Б. и Пятковой Г.И. было отказано в выдаче разрешения на строительство по следующим основаниям: заявителями не представлен правоустанавливающий документ на часть земельного участка, принадлежащий на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного дома, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, решение общего собрания, кроме этого указано, что входные группы расположены в зоне ИТ, не предусматривающей размещение объектов, многоквартирный дом и объект реконструкции расположены за границами места допустимого размещения объекта, за границами земельного участка и за красной линией, площадь объектов для обслуживания жилой застройки превышает 20% общей площади дома (л.д. 26-27).
Из материалов дела следует, что 06 июля 2015 года оформлен протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Х, согласно которому на общем собрании приняло участие 100% от общего числа голосов в доме, решение о предоставлении административным истцам права использовать на возмездной основе часть земельного участка с кадастровым номером У для устройства входной группы (крыльца) с поручением УК «Первая городская» заключить договор аренды, а также решение о предоставлении административным истцам разрешения на перевод жилых помещений У и У в нежилые, объединение и реконструкцию общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в части устройства отдельного входа от нежилого помещения У для использования в дальнейшем нежилого помещения по назначению приняты единогласно 100% голосов всех собственников (л.д. 28-35).
Доводы административного ответчика об отсутствии согласия собственников нежилых помещений У, У, У, У, У, У, У, У опровергаются представленным в Департамент градостроительства при обращении с заявлением о выдаче разрешения на строительство и имеющимся в материалах дела приложением к протоколу внеочередного общего собрания от 06 июля 2015 года.
Не соответствует фактическим обстоятельствам основание отказа в выдаче разрешения на строительства как отсутствие правоустанавливающего документа на часть земельного участка с кадастровым номером У, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, под размещение входной группы нежилого помещения, поскольку при обращении с заявлением о выдаче разрешения на строительство административными истцами был представлен договор аренды части общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома от 27 марта 2017 года, заключенный Пятковой Г.И. от своего имени и от имени и в интересах Пятковой Н.Б. на основании доверенности 77 АБ 7841868 от 13.06.2015, а также с письменного согласия Пятковой Н.Б. на заключение договора аренды от 25.04.2016. Доверенность и письменное согласие были представлены в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением о выдаче разрешения на строительство (л.д. 38, 39).
Основание отказа в виде непредоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции суд находит необоснованным в связи со следующим.
Пяткова Г.И., действующая также по доверенности от имени Пятковой Н.Б., обратилась в Управление архитектуры администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, запрашиваемый предельный размер – без отступа от красной линии (при нормативном 6 м) на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0200135:28 помещений с кадастровыми номерами 24:50:0200135:143, 24:50:0200135:137, 24:50:0200135:150 с целью размещения магазина продовольственных товаров. В выдаче решения о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции административным истцам было отказано в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0200135:28 расположен в двух территориальных зонах – многофункциональной зоне (МФ) и зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ).
Оценивая такие основания отказа в выдаче разрешения на строительство, как то что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0200135:28 расположен в двух территориальных зонах – многофункциональной зоне (МФ) и зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), входные группы расположены в за границами земельного участка и за границами красных линий, многоквартирный дом и объект реконструкции расположены за границами места допустимого размещения объекта, за границами земельного участка и за красной линией, площадь объектов для обслуживания жилой застройки превышает 20% общей площади дома, суд приходит к следующим выводам.
Распоряжение администрации г. Красноярска о переводе жилого помещения в нежилое с реконструкцией выдано 13 апреля 2016 года, то есть после принятия и утверждения решением Красноярского городского совета депутатов от 07 июля 2015 года № В-122 Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск, что свидетельствует об официальном подтверждении возможности перевода жилого помещения в нежилое с реконструкцией. При этом, реконструкция является обязательным требованием для перевода и не может быть произведена иным способом, чем указано в положительном заключении экспертизы (л.д. 63-89).
Граница многоквартирного жилого дома по Х проходит по красной линии квартала, вместе с тем дом построен в 1965 году, провести реконструкцию нежилых помещений У, У, У путем их объединения с учетом требований Департамента градостроительства администрации г. Красноярска невозможно, поскольку необходимо изменять границы земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом. Кроме этого, граница красной линии утверждена значительно позднее даты ввода в эксплуатацию многоквартирного жилого дома.
Согласно п. 2.14 СНиП 2.07.01-89 по красной линии допускается размещать жилые здания с встроенные в первые этажи или пристроенными помещениями общественного назначения, а на жилых улицах в условиях реконструкции сложившейся застройки – и жилые здания с квартирами в первых этажах.
В силу требований к коду 2.5, установленным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», площадь встроенно-пристроенных помещений (для обслуживания жилой застройки) должна быть не более 20% общей площади дома.
В соответствии с выпиской из ЕГРН на жилой дом общая площадь всех нежилых помещений в доме составляет 45%, что превышает установленный показатель.
Вместе с тем, на момент выдачи разрешения на перевод жилых помещений в нежилые административным истцам процент нежилых помещений в многоквартирном жилом доме составлял 19,47% от общей площади жилого дома и не превышал установленных требований законодательства, что подтверждается техническим заключением ООО Научно-производственное многоотраслевое предприятие «Сибпромтехпроект» (л.д. 40-62).
Учитывая наличие у административных истцов права на получение разрешения на строительство в целях проведения работ по реконструкции нежилого помещения У (магазин непродовольственных товаров) с увеличением площадей за счет помещений У и У в многоквартирном жилом Х на земельном участке с кадастровым номером У, суд находит оспариваемый отказ Департамента градостроительства администрации г. Красноярска исх. № П-8863-ек от 29 декабря 2017 года незаконным и подлежащим отмене с возложением на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав административных истцов путем выдачи Пятковой Г.И. и Пятковой Н.Б. разрешения на строительство.
Разрешая вопрос о сроке устранения нарушений в порядке ч. 3 ст. 227 КАС РФ, суд приходит к выводу об установлении административному ответчику Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска тридцатидневного срока для выдачи разрешения на строительство. Указанный срок является разумным и подлежит исчислению с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования А1, А2 удовлетворить.
Признать решение Департамента градостроительства администрации города Красноярска № П-8863-ек от 29 декабря 2017 года об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконным.
Возложить на Департамент градостроительства администрации г. Красноярска обязанность в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу выдать А1 и А2 разрешение на строительство в целях проведения работ по реконструкции нежилого помещения У (магазин непродовольственных товаров) с увеличением площадей за счет помещений У и У в многоквартирном жилом Х в Х на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0200135:28.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Подписано председательствующим
Копия верна
Судья Ерохина А.Л.