Решение по делу № 3а-202/2019 от 27.12.2018

дело № 3а-202/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2019 года город Казань

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ибрагимова Р.С. при секретаре судебного заседания Ушакове К.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузнецова Дмитрия Александровича к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Кузнецов Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под торговые объекты) с кадастровыми номерами ...., ...., ...., ...., ...., ...., расположенных по адресу: Республика Татарстан, город Казань, Мамадышский тракт.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., ...., .... по состоянию на 20 сентября 2018 года составляет 1691520 рублей 74 копеек, 1377 709 рублей 20 копеек, 1316477 рублей 68 копеек и 1507826 рублей 18 копеек соответственно; земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 21 ноября 2018 года составляет 1913485 рублей; земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 21 сентября 2015 года составляет 1324131 рублей 62 копеек.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал.

Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», исполнительный комитет муниципального образования «город Казань» Республики Татарстан надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) предусмотрено право физических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В статье 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» указано, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Согласно пункту 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Как видно из материалов дела, Кузнецову Д.А. на праве собственности принадлежат земельные участки (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под торговые объекты) с кадастровыми номерами ...., ...., ...., ...., ...., ...., расположенных по адресу: <адрес>

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года № 927 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани по состоянию на 1 января 2013 года.

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., ...., .... определены филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан на основании вышеназванного постановления по состоянию на 20 сентября 2018 года в размере 1691520 рублей 74 копеек, 1377 709 рублей 20 копеек, 1316477 рублей 68 копеек и 1507826 рублей 18 копеек соответственно, и внесены в Единый государственный реестр недвижимости 21 сентября 2018 года.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером .... определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан на основании вышеназванного постановления по состоянию на 21 ноября 2018 года в размере 1913485 рублей, и внесена в Единый государственный реестр недвижимости 21 ноября 2018 года.

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами .... определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан на основании вышеназванного постановления по состоянию на 21 сентября 2015 года в размере 1324131 рублей 62 копеек, и внесена в Единый государственный реестр недвижимости 21 сентября 2015 года.

Аналогичные сведения о кадастровой стоимости земельных участков и о дате, по состоянию на которую определена их кадастровая стоимость, содержатся в кадастровой справке о кадастровой стоимости объектов недвижимости (т.1 л.д.86-91).

Не согласившись с величиной кадастровой стоимости земельных участков, административный истец обратился в оценочную организацию для определения их рыночной стоимости.

В силу статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.

В подтверждение своих доводов Кузнецов Д.А. представил отчеты №№ 417-18, 418-18, 419-18 от 25 декабря 2018 года, № 416/1-18 от 18 февраля 2019 года, составленные обществом с ограниченной ответственностью «Центр оценки «Эдвайс, об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., ...., ...., ...., .....

Согласно отчетам рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 20 сентября 2018 года составили 613600 рублей, 951400 рублей, 808 600 рублей, 753600 рублей; по состоянию на 21 ноября 2018 года составила 1382900 рублей; по состоянию на 21 сентября 2015 года составила 911900 рублей.

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в обоснование своих возражений представило замечания на отчет (т.2 л.д.12).

Данные обстоятельства были вынесены судом на обсуждение, по ходатайству представителя Кабинета Министров Республики Татарстан определением Верховного Суда Республики Татарстан от 20 марта 2019 года назначена судебная экспертиза для проверки соответствия отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения в нем рыночной стоимости земельных участков и установления их действительной величины. Обязанность оплаты расходов по проведению экспертизы возложена на Кабинет Министров Республики Татарстан, но в установленный судом срок им не исполнена.

Согласно части 5 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых документов и материалов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам административного дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

С учетом изложенных обстоятельств суд считает возможным разрешить дело по имеющимся в нем доказательствам установления рыночной стоимости земельных участков, оценив их по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При исследовании отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков судом установлено, что составивший его оценщик соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности: имеет соответствующую квалификацию, является членом саморегулируемой организации оценщиков, его ответственность при осуществлении оценочной деятельности застрахована, о чем свидетельствуют приложенные к отчету документы.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренном Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Поскольку содержание отчета в ходе судебного разбирательства допустимыми доказательствами не опровергнуто, замечания не содержат данных о том, каким образом имеющиеся, по его мнению, нарушения могли существенно повлиять на размер рыночной стоимости объектов оценки. Доказательств, которые могли бы опровергнуть содержащиеся в заключении эксперта выводы, равно как и сведений об иной рыночной стоимости спорных земельных участков административным ответчиком суду не представлено, оснований считать недостоверной рыночную стоимость земельных участков, определенную в отчетах №№ 417-18, 418-18, 419-18 от 25 декабря 2018 года, № 416/1-18 от 18 февраля 2019 года, у суда не имеется.

При таких обстоятельствах требование Кузнецова Д.А. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по результатам произведенной оценки обществом с ограниченной ответственностью «Центр оценки «Эдвайс, подлежит удовлетворению.

Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

С учетом даты подачи в суд административного искового заявления Кузнецовым Д.А., датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 26 декабря 2018 года. Таким образом, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 20 сентября 2018 года в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., ...., ....; с 21 ноября 2018 года в отношении земельного участка с кадастровым номером ....; с 21 сентября 2015 года земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Вместе с тем требование об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости предъявлено административным истцом также к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, который в данном случае не является органом, утвердившим оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости или осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, и не должен отвечать по требованиям административного истца. Следовательно, оснований для удовлетворения административного иска в этой части не имеется.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 174 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Кузнецова Дмитрия Александровича к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить частично.

Определить кадастровую стоимость земельных участков (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под торговые объекты), расположенных по адресу: Республика Татарстан, город Казань, Мамадышский тракт:

с кадастровыми номерами ...., ...., ...., .... указав их равной рыночной стоимости по состоянию на 20 сентября 2018 года в размере 613600 рублей, 951400 рублей, 808 600 рублей; 753600 рублей соответственно;

с кадастровым номером ...., указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 21 ноября 2018 года в размере 1382900 рублей;

с кадастровым номером ...., указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 21 сентября 2015 года в размере 911900 рублей.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 20 сентября 2018 года в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., ...., ....; с 21 ноября 2018 года в отношении земельного участка с кадастровым номером ....; с 21 сентября 2015 года земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 26 декабря 2018 года.

В удовлетворении административного искового заявления в части требований к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Судья Ибрагимов Р.С.

Справка: решение принято в окончательной форме 22 мая 2019года.

Судья Ибрагимов Р.С.

3а-202/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кузнецов Д.А.
Ответчики
Управление Росреестра
ФГБУ ФКП Росреестр
МЗИО РТ
КМ РТ
Другие
ИКМО г. Казани
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
27.12.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
27.12.2018[Адм.] Передача материалов судье
29.12.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.01.2019[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.01.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2019[Адм.] Судебное заседание
22.02.2019[Адм.] Судебное заседание
20.03.2019[Адм.] Судебное заседание
16.05.2019[Адм.] Производство по делу возобновлено
17.05.2019[Адм.] Судебное заседание
28.12.2018Регистрация административного искового заявления
28.12.2018Передача материалов судье
28.12.2018Решение вопроса о принятии к производству
21.01.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2019Судебное заседание
21.02.2019Судебное заседание
22.02.2019Судебное заседание
16.05.2019Производство по делу возобновлено
16.05.2019Судебное заседание
22.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее