Судья Сайфуллин М.Ш. УИД № 16RS0046-01-2022-015423-73
дело №2-9958/2022 (1 инст)
№33-5902/2023
учет №026г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 апреля 2023 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нурмиева М.М.,
судей Абдуллиной Г.А. и Габидуллиной А.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пономарёвым К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Чеботаревой Е.В. – Зверевой И.В. на решение Вахитовского районного суда г.Казани от 20 декабря 2022 года, которым отказано в удовлетворении иска Чеботаревой Е.В. к Министерству образования и науки РТ о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в список для предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Чеботаревой Е.В. – Зверевой И.В. в поддержку апелляционной жалобы, возражения представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан – Зинатуллина Р.Р. относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА :
ФИО11 обратилась в суд с иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в список для предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование иска указано, что Чеботарева Е.В. <дата> года рождения является ребенком, оставшимся без попечения родителей. <дата> отец истца Чеботарев В.Г. умер. Решением Зеленодольского городского суда от <дата> мать истца Чеботарева Х.Г. была лишена родительских прав. Истец являлась воспитанницей Нурлатского детского дома с 26 августа 1999 года по 29 августа 2006 года.
По месту регистрации истца по адресу: <адрес> проживает ее единокровный брат – Турлак М. Согласно акту проверки использования и сохранности жилого помещения состояние указанной квартиры неудовлетворительное. Площадь указанной квартиры составляет 34,3 кв.м., из них жилая - 23,5 кв.м. У истца есть несовершеннолетний сын — Чеботарев К.В., <дата> года рождения. Норма жилого помещения не соответствует требования Закона ни для двоих, ни для троих человек. Каких-либо жилых помещений на праве собственности истец не имеет.
Решением Министерства образования и науки Республики Татарстан №32 от 9 октября 2018 года во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений было отказано в связи с неполным пакетом документов.
Решением Министерства образования и науки Республики Татарстан №22 от 18 июня 2022 года во включении истца в список снова было отказано без объяснения причин.
Ранее истец не могла подать заявление, поскольку за ней было закреплено жилое помещение.
Истец просил суд признать решение №32 от 9 октября 2018 года и №22 от 18 июня 2022 года Министерства образования и науки Республики Татарстан об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений незаконным; включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании представитель Чеботаревой Е.В. - Лефанина Н.А. исковые требования поддержала.
Представитель Министерства образования и науки Республики Татарстан в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Суд отказал в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Чеботарева Е.В. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В жалобе ссылается на те же доводы, что и в обоснование своего искового заявления, выражает несогласие с выводами суда. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывает, что имеет право на обеспечение жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Кроме того, отмечает, что срок для обращения для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей пропущен по уважительной причине, поскольку в 2017 году истец родила сына и находилась в отпуске по уходу за ребенком.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с п.1 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, которого не может быть лишен произвольно.
В соответствии с положениями ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 3, 9 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 июля 2018 года № 267-ФЗ), Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст.1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года №8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», принятого в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон) и определяющего порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - дети-сироты, ребенок-сирота), жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат:
1) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом.
Граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, однократно подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан (далее - уполномоченный орган) по месту жительства, а в случае невозможности определения их постоянного места жительства - по месту пребывания указанных лиц в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, создаваемых в установленном законодательством порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела следует, что Чеботарева Е.В. <дата> года рождения является ребенком, оставшимся без попечения родителей, отец истца Чеботарев В.Г. умер <дата>, мать истца Чеботарева Х.Г. лишена родительских прав решением Зеленодольского городского суда от <дата>.
Чеботарева Е.В. зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Нанимателем указанной квартиры является Турлак М.Г. (единокровный брат истца).
Согласно акту проверки использования и сохранности жилого помещения, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого является ребенок, оставшийся без попечения родителей, обеспечения надлежащего санитарного и технического состояния жилого помещения, распоряжения им, от 27 сентября 2021 года указано о том, что состояние квартиры по адресу: <адрес> – неудовлетворительное (л.д.26).
У истца есть несовершеннолетний сын - Чеботарев К.В., <дата> года рождения.
Каких-либо жилых помещений на праве собственности истец не имеет.
Чеботарева Е.В. жила у опекуна, однако по достижении 18 лет опекун выразил желание жить с истцом отдельно.
Решением Министерства образования и науки Республики Татарстан от 9 октября 2018 года во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений было отказано в связи с неполным пакетом документов (л.д.41).
Решением Министерства образования и науки Республики Татарстан от 18 июня 2022 года во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений снова было отказано с указанием о том, что был отказ в 2018 году, остается в силе (л.д.43).
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом № 159-ФЗ, в том числе и право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Оценив представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу, что на момент обращения истца с заявлением в Министерство образования и науки Республики Татарстан ее возраст составлял 28 лет и в настоящее время она не относится к категории лиц, установленных Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ. Доказательств того, что истец с 18 до 23 лет письменно обращался в органы местного самоуправления с заявлением о включении, как ребенка-сироты, в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилья, не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Чеботаревой Е.В., поскольку истец не выразила свою волю быть принятой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обращаясь в уполномоченные органы, до достижения возраста 23 лет без уважительных причин.
Согласно положениям ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
О наличии каких-либо обстоятельств, объективно препятствующих реализовать свои жилищные права, истец суду не сообщила, соответствующие доказательства не представлены.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким –либо причинам с заявлением о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась такая обязанность.
В утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 20.11.2013 «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» разъяснено, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Доводы апелляционной жалобы о том, что срок для обращения для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей пропущен по уважительной причине, поскольку в 2017 году истец родила сына и находилась в отпуске по уходу за ребенком, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку граждане, достигшие 23 лет и не обратившиеся соответствующим заявлением в уполномоченный орган, не могут рассматриваться в качестве нуждающихся лиц в соответствии со ст.8 Федерального закона. Непосредственное обращение в Министерство истцом началось с 2018 года, то есть по достижении 24 лет.
Кроме того, обращение истца в Министерство в 2018 году свидетельствует о том, что препятствий к обращению в установленный срок у истца не имелось, рождение ребенка в октябре 2017 года не препятствовало реализации права на жилище, отказ во включении в соответствующий список был обусловлен неполным пакетом документов, а повторное обращение последовало по истечении значительного промежутка времени в 2022 году, по достижении истцом 28 лет, без уважительных причин.
Кроме того, акт проверки использования и сохранности жилого помещения от 27 сентября 2021 года не свидетельствует о невозможности проживания истца по адресу регистрации.
Следует также отметить, что в случае признания ранее занимаемого жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания, истец не лишена права реализовать свое право на жилище в порядке, предусмотренном ст. 87 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
решение Вахитовского районного суда г.Казани от 20 декабря 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Чеботаревой Е.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Апелляционное определение суда изготовлено в окончательной форме 24 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи