Дело № 2а-3354/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
06 июня 2017 года |
город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Калашниковой А.В.,
при секретаре Коваленко И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску исполняющего обязанности заместителя прокурора города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости,
установил:
и.о. заместителя прокурора города Архангельска Кузнецов М.Ю. обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости - сети дренажно-ливневой канализации в районе 5 подъезда дома 7 по ул. Розы Люксембург в г. Архангельске.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения проверки по факту ненадлежащего оказания коммунальной услуги по водоотведению было установлено, что сеть дренажно-ливневой канализации, проходящая в районе 5 подъезда дома 7 по ул. Розы Люксембург в г. Архангельске, имеет значительный износ, в связи с чем происходит постоянное подтопление подвала указанного дома. В состав общего имущества собственников дома спорная сеть не входит, в казне МО «Город Архангельск» не числится, МУП «Водоканал» не обслуживается. Администрацией меры по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной вещи не принимаются, что создает неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Кузнецов М.Ю. требования поддержал, дополнительно указал, что спорный участок сети дренажно-ливневой канализации на обслуживание никому не передан, в состав общего имущества дома 5 и дома 7 по ул. Розы Люксембург не входит, что подтверждено уполномоченными лицами при проведении совместного осмотра. Участок сети требует ремонта, в связи с чем необходимо определить его собственника.
Представитель административного ответчика Староверова Е.В. с требованиями прокурора не согласилась, указав, что сеть дренажно-ливневой канализации не отвечает признакам недвижимого имущества, входит в состав общего имущества жилого дома 7 по ул. Розы Люксембург, в связи с чем не может быть признана бесхозяйным имуществом.
Заинтересованные лица МУП «Архкомхоз», МУП «Водоканал», ООО УК «Ломоносовский», ПАО «Северное речное пароходство», ООО «УК МИР» в суд представителей не направили.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Судом установлено, что сеть дренажно-ливневой канализации, проходящая в районе 5 подъезда дома 7 по ул. Розы Люксембург в г. Архангельске, имеет значительный износ, в связи с чем происходит постоянное подтопление подвала указанного дома.
Актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленным сторонами и заинтересованными лицами по настоящему делу, установлено, что участок сети дренажно-ливневой канализации от пятого подъезда дома 7 до дома 5 по ул. Розы Люксембург находится на подпоре, наблюдается просадка колодца, далее от угла дома 5 до коллектора по ул. Розы Люксембург также участок на подпоре, в изношенном состоянии.
МУП «Архкомхоз» и МУП «Водоканал» указано на то, что спорный участок данными организациями не обслуживается, действительно, находится в аварийном состоянии.
Вопрос о признании бесхозяйным имуществом поставлен прокурором в отношении участка сети дренажно-ливневой канализации, расположенной в районе 5 подъезда дома 7 по ул. Розы Люксембург в г. Архангельске: от колодца, расположенного у пятого подъезда жилого дома 7, до колодца, расположенного около угла дома 5 и далее вдоль торца дома 5 до проезжей части ул. Розы Люксембург (на схеме, представленной прокурором, - от колодца К1 до колодца К2 протяженностью 6 м 90 см, от колодца К2 до колодца К3 протяженностью 19 м 70 см, от колодца К3 до колодца К4 протяженностью 6 м 90 см).
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Под обеспечением безопасности и организацией водоотведения понимается, в том числе, поддержание в исправном состоянии сетей дренажно-ливневой канализации.
В данном случае меры по организации водоотведения не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности участка сети дренажно-ливневой канализации, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, а также подтопления рядом расположенных жилых домов.
Согласно п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
При рассмотрении дела судом установлено, что в районе дома 7 по ул. Розы Люксембург, то есть на территории муниципального образования «Город Архангельск», имеется сеть дренажно-ливневой канализации, которая в настоящее время не обслуживается ни МУП «Архкомхоз», ни МУП «Водоканал».
Участок сети, расположенный рядом с домом 7 по ул. Розы Люксембург, находится в аварийном состоянии, вследствие чего происходит постоянное подтопление подвала указанного дома.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанный объект недвижимости отсутствуют.
По сообщению администрации МО «Город Архангельск», департамента городского хозяйства администрации МО «Город Архангельск» указанный объект в реестре муниципального имущества муниципального образования не значится.
Сведений о федеральной принадлежности указанного объекта в деле также не имеется, сеть расположена на территории муниципального образования, федеральной собственностью не является.
Доводы административного ответчика о том, что указанное имущество в части входит в состав общего имущества многоквартирного дома 7 по ул. Розы Люксембург в г. Архангельске, а в другой части - в состав общего имущества дома 5 по ул. Розы Люксембург в г. Архангельске, поскольку расположено на земельных участках, сформированных под указанными домами, суд находит несостоятельными.
Судом установлено, что в настоящее время управление многоквартирным домом 7 по ул. Розы Люксембург ООО УК «Ломоносовский» не осуществляет. Дом является многоквартирным, земельный участок под домом сформирован.
Дом 5 по ул. Розы Люксембург занимает ПАО «Северное речное пароходство».
В материалах дела отсутствуют сведения об обслуживании спорного участка сети дренажно-ливневой канализации собственниками указанных домов или обслуживающими их организациями. Напротив, при проведении совместного осмотра стороны отрицали обслуживание сети дренажно-ливневой канализации своими силами.
В техническом паспорте дома 7 по ул. Розы Люксембург сведений о наличии внутридомовой дренажной системы не имеется. Отсутствуют такие сведения и в техническом паспорте дома 5 по ул. Розы Люксембург. Копии технических паспортов имеются в материалах дела.
Поврежденные дренажные колодцы, осмотр которых произведен прокурором совместно с представителями заинтересованных лиц и администрацией, относятся к дренажно-ливневой канализации. Указанная дренажно-ливневая канализация является самостоятельным инженерным сооружением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания), согласно пункту 2 которых в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в частности, включаются: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (подпункт «е»); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (подпункт «ж»).
Основным критерием отнесения объекта к общему имуществу многоквартирного дома является его функциональное назначение, связанное с обслуживанием именно этого одного многоквартирного дома. Назначением дренажно-ливневой канализации является отведение грунтовых и поверхностных вод от целого ряда домов. Иными словами, она предназначена для обслуживания более одного дома. По этой причине спорные дренажные колодцы не относятся к общему имуществу многоквартирного дома истца, у управляющей организации отсутствует обязанность по их содержанию.
При этом ни дренажно-ливневая канализация, ни спорные дренажные колодцы управляющей организации многоквартирного дома на обслуживание не передавались и в силу ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, они не относятся к общему имуществу многоквартирного дома 7 по ул. Розы Люксембург.
Исходя из положений п. 2 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 о разграничении государственной собственности в Российской Федерации и приложения 3 к постановлению, объекты инженерной инфраструктуры городов отнесены к муниципальной собственности, и независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Дренажные колодцы расположены на территории МО «Город Архангельск». Вопросы организации благоустройства территории городского округа, так же как и организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации п. 4, 26 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Являясь частью системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе, ливневой канализации, дренажные колодцы относятся к объектам инженерной инфраструктуры и являются муниципальной собственностью.
При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами прокурора о том, что необращение администрации в уполномоченный орган с заявлением о принятии спорного объекта на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы административного ответчика о том, что сеть дренажно-ливневой канализации не отвечает признакам недвижимого имущества, голословны и несостоятельны, поскольку сеть дренажно-ливневой канализации является сооружением коммунального хозяйства и подлежит постановке на учет в качестве недвижимого имущества.
Согласно ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО «Город Архангельск» по необращению с заявлением в уполномоченный орган о постановке на учет бесхозяйного имущества, и возложении на администрацию обязанности совершить данные действия.
С учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, суд считает разумным не устанавливать специальный срок, ограничившись общими правилами исполнения судебного решения с даты вступления его в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования исполняющего обязанности заместителя прокурора города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Архангельск», выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - сети дренажно-ливневой канализации, расположенной в районе 5 подъезда дома 7 по ул. Розы Люксембург в г. Архангельске, как бесхозяйной недвижимой вещи.
Возложить на администрацию муниципального образования «Город Архангельск» обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сети дренажно-ливневой канализации, расположенной в районе 5 подъезда дома 7 по ул. Розы Люксембург в г. Архангельске (на схеме - от колодца К1 до колодца К2 протяженностью 6 м 90 см, от колодца К2 до колодца К3 протяженностью 19 м 70 см, от колодца К3 до колодца К4 протяженностью 6 м 90 см).
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 13 июня 2017 года
Председательствующий А.В. Калашникова