Дело № 2-210-2021
УИД 21RS0017-01-2021-000068-04
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 декабря 2021 года г.Шумерля
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики
В составе:
Председательствующего Сливницыной Н.В.
При секретаре Нефедовой О.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полозновой Татьяны Михайловны и Полознова Валерия Григорьевича к Администрации ........................, ОАО «РЖД» о признании распоряжения от "___" ___________ г. № ___________-п незаконным; об обязании ответчиков предоставить их семье благоустроенное жилое помещение на первом этаже, отвечающее установленным требованиям применительно к условиям ........................, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению и находящееся в ........................ в течение месяца после вынесения решения суда; обязании ОАО «РЖД» осуществить мероприятия по уменьшению воздействия шума и вибрации от проходящих железнодорожных составов в течение 10 дней со дня вынесения решения суда,
У С Т А Н О В И Л :
Полознова Т.М. и Полознов В.Г. обратились в суд с указанным выше иском по тем основаниям, что они - инвалиды 1 группы, являются нанимателями жилого помещения по адресу: Чувашская Республика, ........................, общей площадью 41,1 кв.м, в том числе жилой - 23,4 кв.м., подсобной - 17,7 кв.м.
Администрация ........................ является наймодателем жилого помещения.
Данный дом представляет угрозу жизни и здоровью их семьи.
Согласно постановления от "___" ___________ г. № ___________-п администрации ........................ жилой ........................ по адресу: Чувашская Республика, ........................, был признан аварийным и непригодным для проживания. Указанным постановлением сектору учета и распределения жилья Управления градостроительства и городского хозяйства администрации ........................ требуется осуществить отселение граждан в имеющиеся свободные жилые помещения и организовать снос указанного дома в срок до "___" ___________ г..
Кроме того, что дом, находится в непосредственной близости от существующих железнодорожных путей общего пользования Горьковской железной дороги.
В результате хозяйственной деятельности ОАО "РЖД" по эксплуатации железнодорожных путей, нарушается право на благоприятные условия проживания, в связи с повышенным воздействием шума и ощутимой вибрацией, что способствует разрушению дома и надворных построек от проходящих железнодорожных составов.
Жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м.
Их дом находится на расстояние менее 50 метров от оси крайнего железнодорожного пути.
В соответствии с действующим законодательством шумы в ночное время (с 23 часов по 7 часов) могут признаваться действием, влекущим нарушение законных прав и интересов этих лиц. Законодательством предусмотрена административная ответственность за совершение действий, нарушающих тишину и спокойствие граждан. В соответствие с Федеральным законом от "___" ___________ г.г. № ___________-Ф3» Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается созданием благоприятных условий для отдыха в ночное время. В соответствии с медицинскими показаниями продолжительность непрерывного сна в ночное время должна составлять не менее восьми часов.
Постоянный шум от проходящих поездов, вибрация, превышающая допустимые значения, причиняет беспокойство, не дает спокойно ночью спать, из-за чего истцы испытывают головные боли, повышается артериальное давление. Они вынуждены снимать квартиру.
Ответчики не принимают меры по переселению их семьи из ........................ жилого ........................ в ........................, Чувашской Республики. Не обеспечивают благоприятную окружающую среду.
Кроме того, в связи с тем, что администрация ........................ не сносит расселенные дома по ........................, в брошенных домах живут бомжи. Квартиру № ___________ администрации ........................ практически разобрали на дрова. В сентябре 2020 года сожгли хозяйственный сарай, в котором они хранили запасы на зиму.
Согласно п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Просят:
Обязать администрацию ........................ исполнить постановление от 03.07.17г. № ___________-п, предоставив их семье благоустроенное жилое помещение на первом этаже по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям ........................, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению и находящемуся в черте ........................ в течение месяца после вынесения решения.
2.Обязать Горьковскую железную дорогу - филиал ОАО «РЖД» осуществить мероприятия по уменьшению воздействия шума и вибрации от проходящих железнодорожных составов в течение 10 дней со дня вынесения решения суда.
В ходе судебного разбирательства истцы неоднократно уточняли свои требования, с учетом уточнения просят:
Признать распоряжение от "___" ___________ г. незаконным.
Обязать администрацию ........................ и ОАО «РЖД» предоставить их семье благоустроенное жилое помещение на первом этаже, отвечающее установленным требованиям применительно к условиям ........................, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению и находящееся в ........................ в течение месяца после вынесения решения суда.
Обязать ОАО «РЖД» осуществить мероприятия по уменьшению воздействия шума и вибрации от проходящих железнодорожных составов в течение 10 дней со дня вынесения решения суда,
Истцы – Полознова Т.М. и Полознов В.Г. в судебное заседание не явились.
Представитель истца –Полозновой Т.М. – Безносова В.С. в судебном заседании требования Полозновой Т.М. поддержала по мотивам, изложенным в исковом заявлении и в уточненных исковых заявлениях, и вновь привела их суду.
Ответчики:
Представитель Администрации ........................ – Сотниченко Д.В. в судебном заседании иск Полозновой Т.М. не признала по мотивам, изложенным в отзывах, которые приобщены к материалам дела.
Представитель ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, представил в суд мотивированный отзыв, из которого усматривается, что иск он не признает, отзыв приобщен к материалам дела.
Третьи лица:
Представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Представитель Министерства финансов Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Представитель сектора учета и распределения жилья администрации ........................ в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав пояснения представителя истцов, представителя ответчика – администрации ........................, исследовав представленные в суд письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
При этом согласно части 3 названной статьи жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма также могут предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от "___" ___________ г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Исходя из изложенного, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством является установление судом объективной нуждаемости ее в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Полознова Т.М. является нанимателем квартиры под № ___________ ........................, в данной квартире также зарегистрирован Полознов В.Г.
Указанный жилой дом согласно заключению межведомственной комиссии от "___" ___________ г. признан аварийным и подлежащим сносу.
Как усматривается из Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от "___" ___________ г. № ___________ «О Республиканской адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Чувашской Республики на 2013-2017 годы», в данную программу включены дома №№ ___________;2;3;4 по ......................... Дома под № ___________ и 6 по ........................ не включены в данную программу, поскольку признаны аварийным и подлежащим сносу лишь "___" ___________ г..
В Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке до "___" ___________ г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации на 2019-2025 годы», утвержденную Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от "___" ___________ г. № ___________, жилой дом истцов также не включен, так как данный жилой дом признан непригодным для проживания после "___" ___________ г...
Распоряжением главы администрации ........................ от "___" ___________ г. № ___________-п принято решение о расселении и сносе жилого ........................ в срок до "___" ___________ г., а также направлении необходимых документов в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики для актуализации АИС «Реформа ЖКХ» система 2.0
Распоряжением главы администрации ........................ от "___" ___________ г. № ___________-п срок расселения и сноса жилого ........................ изменен и установлен до "___" ___________ г..
Данные установленные в ходе судебного разбирательства факты не оспариваются сторонами.
Вступившими в законную силу решениями Шумерлинского районного суда чувашской Республики от "___" ___________ г. и от "___" ___________ г. установлено, и не оспаривается в настоящий момент, что до "___" ___________ г. (введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) истица – Полознова Т.Н. и Полознов В.Г. не состояли в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Стороны пояснили в суде, что после "___" ___________ г. и до настоящего времени истцы также не обращались в адрес Администрации ........................ с заявлением о включении их в очередь нуждающихся в жилом помещении. Истицей – Полозновой Т.М. "___" ___________ г. было подано в адрес ответчика лишь заявление о включении жилого ........................ в «программу переселения граждан ........................ из аварийных домов».
В судебном заседании пояснениями сторон также установлено, что малоимущими в установленном законом порядке Полознова Т.М. и Полознов В.Г. не признаны.
Представитель истцов – Безносова В.С. в суде пояснила, что ни Полознова Т.Н., ни ее муж – Полознов В.Г. с заявлением о признании их малоимущими не обращалась, не представляли необходимые для оценки их имущественного и материального положения документы, в связи с чем вопрос о наличии у них статуса малоимущего ответчиком не рассматривался, так как они оба являются инвалидами и их материальное положение не соответствует статусу малоимущих.
Таким образом, материалы дела не содержат доказательств наличия у Полозновой Т.М. и Полознова В.Г. статуса малоимущих, данное обстоятельство имеет существенное значение для разрешения вопроса о предоставлении истцам жилого помещения по договору социального найма.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого Полозновой Т.М. и Полозновым В.Г. на условиях социального найма, непригодным для проживания, аварийным не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения их жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
Следует отметить, что доводы представителя истцов о том, что ответчиками нарушены права Полозновых на получение жилого помещения в счет признанного аварийным, являются ошибочными, поскольку частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во - исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято вышеуказанное постановление от "___" ___________ г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
По общему правилу, жилищные права нанимателя жилого помещения по договору социального найма в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Таким образом, в отличие от положений пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми установлен внеочередной порядок предоставления жилых помещений гражданам, поставленным на учет нуждающихся в жилых помещениях по общим основаниям, то есть в связи с признанием их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, положения статей 85 - 86 Жилищного кодекса Российской Федерации определяют специальный порядок обеспечения жилищных прав той категории лиц, которые будучи не признанными нуждающимися в жилых помещениях, также имеют право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма в порядке выселения. При этом имущественное положение данных граждан правового значения для целей, предусмотренных статьей 85 - 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, не имеет.
О применении данных норм ЖК РФ истцы и их представитель в ходе судебного разбирательства не заявляли, соответствующие доказательства не представляли, однако они вправе восстановить свои жилищные права в порядке, предусмотренном ст.85,86 ЖК РФ.
Не являются обоснованными требования истцов и о признании Распоряжения главы администрации ........................ от "___" ___________ г. № ___________-п, которым срок расселения и сноса жилого ........................ изменен и установлен до "___" ___________ г., поскольку определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.
Подлежит отказу и требование Полознова В.Г. и Полозновой Т.М. об обязании ОАО «РЖД» осуществить мероприятия по уменьшению воздействия шума и вибрации от проходящих железнодорожных составов в течение 10 дней со дня вынесения решения суда, исходя из следующего.
Как усматривается из отзыва на настоящий иск ОАО «РЖД», участок железнодорожного пути на станции Шумерля Горьковской железной дороги в районе ........................ по адресу ........................ введен в эксплуатацию в 1915 году, то есть до строительства .........................
Пунктом 6.8 Строительных норм и правил СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений» (утвержденный постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 года № 78) установлено, что жилую застройку необходимо отделять от железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СНиП II-12-77, ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 метров. Расстояние от железнодорожного полотна до жилой застройки принимаются на основе расчета с учетом величины грузооборота, пожаровзрызоопасности перевозимых грузов, а также допустимых уровней шума и вибрации.
В соответствии с п. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
Следовательно, обязательными для соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами являются санитарные правила и гигиенические нормативы, сфера действия которых распространяется на осуществляемую данными лицами деятельность.
П. 2.6 Санитарно - эпидемиологических правил и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно - защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74, для автомагистралей, линий железнодорожного транспорт, метрополитена, гаражей и автостоянок, а так же вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов, устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значения гигиенических нормативов. Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натуральных исследований и измерений.
Как следует из п. 1.2, 1.4, 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, санитарные нормы и правила распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и других объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровья человека.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» решения и мероприятия по снижению влияния шума и вибрации на объекты капитального строительства, а также архитектурно-строительные решения, обеспечивающие защиту помещений от шума, вибрации и других видов воздействия, разрабатываются в рамках подготовки проектной документации на эти объекты. Результаты разработки мероприятий и решения по снижению шумового и вибрационного воздействия на объекты капитального строительства включаются в состав проектной документации.
Согласно действующему Градостроительному кодексу Российской Федерации и санитарно-эпидемиологическому законодательству Российской Федерации проект проведения шумозащитных мероприятий устанавливается и подтверждается заключением государственной экспертизы.
В соответствии с СП 47.133330.2012 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения», утвержден приказом Госстроя России от 10 декабря 2012 г. № 83/ГС, подтверждение и/или уточнение условий, заложенных в проектной документации, в том числе проведение шумозащитных мероприятий, должно подтверждаться инженерными изысканиями, обеспечивающими получение необходимых мероприятий, как в период строительства, так и в период эксплуатации объектов.
В данном случае исполнение нормативной строительной документации, а также осуществление шумозащитных мероприятий, направленных на снижение уровня шума, а также негативного воздействия шума законодательно возложено на застройщика жилого дома.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылаются.
В нарушении указанных норм права истцами не предоставлены доказательства негативного воздействия вредных факторов (шума, вибрации).
Более того, согласно постановлению от "___" ___________ г. № ___________-п Администрации ........................ указанный выше ........................ признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Полозновой Татьяне Михайловне и Полознову Валерию Григорьевичу в иске к Администрации ........................ Чувашской Республики ОАО «РЖД» о признании распоряжения от "___" ___________ г. № ___________-п незаконным; об обязании ответчиков предоставить их семье благоустроенное жилое помещение на первом этаже, отвечающее установленным требованиям применительно к условиям ........................, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению и находящееся в ........................ в течение месяца после вынесения решения суда; обязании ОАО «РЖД» осуществить мероприятия по уменьшению воздействия шума и вибрации от проходящих железнодорожных составов в течение 10 дней со дня вынесения решения суда, отказать
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в месячный срок со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий Н.В.Сливницына
Мотивированное решение изготовлено "___" ___________ г..