УИД <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Никифорова С.В.,
при секретаре судебного заседания Энюховой М.Н.,
с участием помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Рожнова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Кошноруйский детский сад «Ромашка» Канашского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности обустроить уборную для маломобильных групп населения,
у с т а н о в и л :
Заместитель Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Кошноруйский детский сад «Ромашка» Канашского муниципального округа Чувашской Республики (ИНН/КПП 2106003943/ 210601001, ОГРН 1022102232459) (далее по тексту - МБДОУ «Кошноруйский детский сад «Ромашка») о возложении обязанности обустроить уборную для маломобильных групп населения путем установки стационарных и откидных опорных поручней в срок шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что проведенной Канашской межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения МБДОУ «Кошноруйский детский сад «Ромашка» законодательства о защите прав инвалидов и законодательства об образовании образовательными учреждения г. Канаш и Канашского района Чувашской Республики установлено, что в нарушение требований законодательства в названном дошкольном образовательном учреждении уборная для маломобильных групп населения не обустроена. По результатам выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой внесено представление в адрес директора МБДОУ «Кошноруйский детский сад «Ромашка» об устранении выявленных нарушений. ДД.ММ.ГГГГ в сообщении на это представление указано, что указанное нарушение будет устранено в ближайшее время. Таким образом, в МБДОУ «Кошноруйский детский сад «Ромашка» уборная для маломобильных групп населения не обустроена.
В судебном заседании прокурор Рожнов А.А. исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Ответчик МБДОУ «Кошноруйский детский сад «Ромашка», предоставив информацию о том, что уборная для маломобильных групп населения обустроена и доказательства тому в виде фотоприложения, явку своего представителя в суд не обеспечил.
Не явился в суд и представитель третьего лица - администрации Канашского муниципального округа Чувашской Республики извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
От них ходатайства об отложении судебного заседания не поступило.
При таких обстоятельствах, признав возможным рассмотрение дела в отсутствии неявившихся представителей ответчика и третьего лица, суд, выслушав прокурора, изучив представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставляется право обращения в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов.
Согласно части 1 статьи 2 и статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальные гарантии инвалидам представляют собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В этих целях обеспечиваются инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач Российской Федерации как социального государства.
Согласно пункту 2 и пункту 3 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а также соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются, в том числе обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ч. 3 ст. 79 ФЗ «Об образовании»).
Согласно статье 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В пункте 3 «Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (утв. приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 года №1309) указано, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий.
В соответствии с подп. «в» п. 20 Приказа Минпросвещения России от 09 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» в целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми - инвалидами и инвалидами организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают в том числе для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» во всех зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей, следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов универсальные и доступные кабины в уборных. При этом должна быть обеспечена доступность уборных общего пользования для людей с нарушениями зрения и нарушениями опорно-двигательного аппарата (п. 6.3.1).
Уборные для маломобильных групп населения размещаются как внутри туалетных блоков - доступные кабины, так и с автономным входом - универсальные кабины. В каждом доступном для маломобильных групп населения здании, сооружении при наличии уборных для посетителей должна быть, как минимум, одна универсальная кабина уборной (п. 6.3.2 Правил).
В универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидами, следует предусматривать установку стационарных и откидных опорных поручней, а также переносных или закрепленных на стене складных сидений (п. 6.3.3).
МБДОУ «Кошноруйский детский сад «Ромашка» является некоммерческой организацией, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств республиканского бюджета и местного бюджета Канашского муниципального округа Чувашской Республики, на основе плана финансово-хозяйственной деятельности. Учредителем образовательного учреждения является Канашский муниципальный округ Чувашской Республики. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляется администрацией Канашского муниципального округа Чувашской Республики (пункты 1.1 и 1.4 Устава).
Как установлено судом, Канашской межрайонной прокуратурой в ходе проведенной проверки исполнения МБДОУ «Кошноруйский детский сад «Ромашка» требований законодательства о защите прав инвалидов и законодательства об образовании установлено, что уборная для маломобильных групп населения в здании данного образовательного учреждения, расположенного по <адрес> не обустроена.
По результатам выявленных нарушений в адрес администрации МБДОУ «Кошноруйский детский сад «Ромашка» направлено представление (л.д.13-16).
Согласно письму заведующего МБДОУ «Кошноруйский детский сад «Ромашка» от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № на представление прокуратуры, уборная для маломобильных групп населения обустраивается (л.д. <данные изъяты>).
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования заместителя прокурора, обратившегося в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что после обращения заместителя Канашского межрайонного прокурора в суд с иском МБДОУ «Кошноруйский детский сад «Ромашка» требование прокурора об обязании оборудовать уборную для маломобильных групп населения путем установки стационарных и откидных опорных поручней, исполнены.
В связи с чем требования прокурора являются исполненными.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
удовлетворить иск заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Кошноруйский детский сад «Ромашка» Канашского муниципального округа Чувашской Республики (ИНН/КПП 2106003943/ 210601001, ОГРН 1022102232459) обязанность в течение шести месяцев после вступления в законную силу настоящего решения суда в здании детского сада, расположенном по <адрес> оборудовать уборную для маломобильных групп населения путем установки стационарных и откидных опорных поручней в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Данное решение считать исполненным.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий судья С.В.Никифоров
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.