КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья: Бондарчук О.М. № 33-3782/2021
24RS0040-01-2020-003470-31
2.209
19 мая 2021 года г.Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Елисеевой А.Л.,
судей Абрамовича В.В., Макурина В.М.,
при помощнике судьи Гончаровой Т.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Елисеевой А.Л.,
гражданское дело по иску прокурора города Норильска к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Объединенная дирекция заповедников Таймыра», Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации об устранении нарушений природоохранного законодательства,
по апелляционной жалобе представителя ФГБУ «Заповедники Таймыра» -Здобняк Г.А.,
по апелляционной жалобе представителя Минприроды России – Осиповой Н.В.,
на решение Норильского городского суда Красноярского края от 01.12.2020 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора города Норильска об устранении нарушений природоохранного законодательства удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенная дирекция заповедников Таймыра» и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации ликвидировать в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу отходы с территории государственного природного заповедника «Большой Арктический» в границах земельного участка с кадастровым номером № (единое землепользование общей площадью 41692220000 кв.м.), а именно:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенная дирекция заповедников Таймыра» и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации ликвидировать в течение 1 лет с момента вступления решения суда в законную силу отходы с территории государственного природного заповедника «Путоранский» в границах земельного участка с кадастровым номером № (площадью 5239304259 кв.м.) в районе <данные изъяты>.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция заповедников Таймыра» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 руб.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор города Норильска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации с иском (с учетом уточнений, л.д. 14-18 т.2) к ФГБУ «Заповедники Таймыра», Минприроды России об устранении нарушений природоохранного законодательства, а именно: о возложении на ответчиков обязанности ликвидировать в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу отходы с территории государственного природного заповедника «Большой Арктический» в границах земельного участка с кадастровым номером № (единое землепользование общей площадью 41692220000 кв.м.), а именно:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Кроме того, просил обязать ФГБУ «Объединенная дирекция заповедников Таймыра», Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации ликвидировать в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу отходы с территории Государственного природного заповедника «Путоранский» в границах земельного участка с кадастровым номером № (площадью 5239304259 кв.м.) в районе <данные изъяты>.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проведения исполнения законодательства, направленного на сохранение природных комплексов и объектов, расположенных на территориях государственных заповедников, установлено, что территории заповедников «Большой Арктический», «Путоранский», «Таймырский» загрязнены отходами, образовавшимися от деятельности охотников, полярников и геологических экспедиций. Отходы состоят из останков коррозируемых металлоконструкций, металлических емкостей, автомотосредств, разрушающихся строений изб и зимовий, а также металлических бочек, баков, разъеденных ржавчиной, в части которых остаются горюче-смазочные материалы. Поскольку выявленные отходы причиняют значительный вред окружающей среде, бездействия ответчиков по ликвидации данных отходов ведут к загрязнению почв и неблагоприятному воздействию на весь животный и растительный мир уникальных природных заповедников, в связи с чем, прокурор был вынужден обратиться в суд с вышеназванными требованиями.
Судом постановлено выше приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ФГБУ «Заповедники Таймыра» - Здобняк Г.А. (доверенность от 11.03.2020 года, сроком до 31.12.2020 года) просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Кроме того, в случае оставления жалобы по изложенным в ней основаниям без удовлетворения, просит решение суда изменить, установив срок исполнения решения суда по ликвидации отходов с территории: государственного природного заповедника «большой Арктический», «Таймырский» - в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу; государственного природного заповедника «Путоранский» - в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу. Полагает, что Прокурором пропущен срок исковой давности, поскольку накопленные отходы образовались в 1970-1980 годы (более 40 лет назад), а дата проведения прокурорской проверки для определения начала течения срока исковой давности сама по себе правового значения не имеет (Определение ВС РФ №4-КГ15-69 от 16.02.2016 года). Указывает, что в силу ст.1 Федерального закона «Об окружающей среде» организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Таким образом, ФГБУ «Заповедники Таймыра» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку действующим законодательством не предусмотрено возложение на него обязанности по ликвидации отходов, образовавшихся в период СССР. Являясь бюджетным учреждением, ФГБУ «Заповедники Таймыра» не имеет финансовой возможности самостоятельно исполнить решение.
В апелляционной жалобе представитель Минприроды России – Осипова Н.В. (доверенность от 28.10.2020 года) просит отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований к Минприроды России возложении обязанности ликвидировать отходы, образовавшиеся на территории государственных природных заповедников «Большой Арктический», «Путоранский», принять в указанной части новое решение об отказе к ним в удовлетворении требований в полном объеме. Полагает, что при разрешении спора судом не установлено, в каком именно порядке должна быть осуществлена ликвидация отходов и какие конкретно действия должно совершить Минприроды России. Так, действующим законодательством установлено два механизма ликвидации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: 1) в порядке ст.80.2 Федерального закона «Об окружающей среде»; 2) в соответствии со статьями 13, 42 ЗК РФ. Судом не установлено, относятся ли спорные объекты к объектам накопленного вреда окружающей среде (ОНВОС).
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда, руководствуясь ст.ст.167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся сторон: уполномоченного представителя ФГБУ «Заповедники Таймыра», представителей третьих лиц: Министерства природных ресурсов и рационального использования Красноярского края, Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не сообщивших суду об уважительности неявки в суд.
Проверив материалы дела, решение суда первой инстанции, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав (посредством ВКС) представителей Минприроды России – Навицкую Н.А., Сорокина И.А. (по доверенностям), поддержавших доводы своей жалобы, возражения прокурора Андреевой А.Г., судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Право каждого на благоприятную окружающую среду предусмотрено статьей 42 Конституции Российской Федерации.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 58 вышеназванного ФЗ N 7-ФЗ природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях (пункт 2 статьи 58 Закона N 7-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли государственных природных заказников относятся к землям особо охраняемых природных территорий.Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий (пункт 2 статьи 95 ЗК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании распоряжения Правительства РФ от 31.12.2008 № 2055-р в Перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, включены заповедники: «Путоранский» (№ 71), «Таймырский» (№ 79), «Большой Арктический» (№ 15).
Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 № данные заповедники закреплены за ФГБУ «Заповедники Таймыра» и находятся в ведении Минприроды России.
Приказом Минприроды России от 13.08.2012 № «О реорганизации подведомственных Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственных учреждений» реорганизованы в форме слияния три подведомственные Минприроды России федеральные бюджетные учреждения «Государственный природный заповедник «Большой Арктический», «Государственный природный заповедник «Путоранский» и «Государственный природный биосферный заповедник «Таймырский». Права и обязанности реорганизованных учреждений перешли к вновь возникшему 21.03.2013 года (в результате реорганизации) федеральному государственному бюджетному учреждению «Объединенная дирекция заповедников Таймыра».
Пунктом 1 Устава ФГБУ «Заповедники Таймыра» в редакции, утвержденной приказом Минприроды России от 16.07.2019 №, определено, что ФГБУ «Заповедники Таймыра» (сокращенное наименование) осуществляет управление государственными природными заповедниками «Большой Арктический», «Путоранский», государственным природным биосферным заповедником «Таймырским», государственными природными заказниками федерального значения «Пуринский» и «Североземельский» и является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением, имеющим целью осуществления охраны природных территорий в целях создания биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов, организация и проведение научных исследований, осуществление (государственного мониторинга окружающей среды), экологическое просвещение и развитие познавательного туризма, а также содействие научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.
Учредителем указанного учреждения является Правительство РФ. Полномочия учредителя от имени Российской Федерации осуществляет орган исполнительной власти - Минприроды России (п. 3 Устава).
Собственником имущества Учреждения является Российская Федерация (п. 4 Устава, п. 2 ст. 6 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).
Из представленных выписок из ЕГРПНИ от 20.10.2020 года следует, что земельные участки с кадастровыми: № (площадью 5 239 304 259 кв.м.), расположенным по адресу: <адрес> и № (единое землепользование общей площадью 41 692 220 000 кв.м.), расположенном по адресу: <адрес> находятся в собственности Российской Федерации и передано в бессрочное пользование ФГБУ «Заповедники Таймыра» (п. 13 Устава, п. 6 ст. 95 Земельного кодекса РФ). Категория данных земель: земли особо охраняемых территорий и объектов; вид разрешенного использования: для охраны и регулирования использования растительного и животного мира, для размещения иных особо охраняемых природных территорий (объектов).
В октябре 2019 года прокуратурой г. Норильска проведена проверка исполнения законодательства, направленного на сохранение природных комплексов и объектов, расположенных на территориях государственных заповедников «Большой Арктический», «Путоранский», «Таймырский». В ходе проверки установлено, что территории вышеуказанных заповедников загрязнены отходами, образовавшимися от деятельности охотников, полярников и геологических экспедиций. Отходы состоят из останков коррозируемых и пришедших в негодность металлоконструкций, металлических емкостей, автомотосредств, разрушающихся строений. Наиболее опасными из отходов для природной экосистемы заповедников являются находящиеся на них металлические бочки, баки, разъеденные ржавчиной. В части емкостей остаются нефтепродукты, т.е. горюче-смазочные материалы. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №, отходы нефтепродуктов относятся к отходам III класса опасности.
Отсутствие длительное время действий к ликвидации вышеуказанных отходов приводит к загрязнению почв и воздействию на весь животный и растительный мир природных заповедников.
По результатам проверки прокурором г. Норильска 31.10.2019 директору ФГБУ «Заповедники Таймыра» внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране объектов животного мира для решения вопроса по очистке территории.
Вместе с тем, убедительных и достоверных доказательств ликвидации выявленных отходов на указанных выше земельных участках ответчиками не представлено и материалы дела не содержат.
Разрешая исковые требования прокурора и удовлетворяя иск, суд первой инстанции, проанализировав указанные выше нормативные правовые акты, принимая во внимание установленные обстоятельства о том, что собственник отходов, размещенных на поименованных земельных участках, не установлен, земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, имеют вид разрешенного использования « для охраны и регулирования использования растительного и животного мира, для размещения иных особо охраняемых природных территорий (объектов)», был передан в установленном законом порядке в бессрочном пользовании ФГБУ «Заповедники Таймыра», возложил обязанность по ликвидации отходов на ответчиков.
Судебная коллегия принимает во внимание доводы апелляционной жалобы Минприроды России о том, что выявленные проверкой отходы к объектам накопленного вреда окружающей среде (ОНВОС) не относятся, поскольку доказательств данному обстоятельству материалы дела не содержат. Таким образом, правовой механизм, установленный ст. 80.2 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не подлежит применению.
При этом, суд первой инстанции обосновано возложил обязанность по ликвидации отходов с территории государственных природных заповедников «Большой Арктический» и «Путоранский» на ФГБУ «Заповедники Таймыра», как на юридическое лицо, владеющим на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровыми : № и №.
С выводами суда об удовлетворении заявленных требований в указанной части судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства, при этом судебная коллегия учитывает следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с Уставом ФГБУ «Заповедники Таймыра», утвержденным приказом Минприроды России № от 16.07.2019 года ФГБУ «Заповедники Таймыра» является федеральным государственным бюджетным учреждением. Функции и полномочия учредителя в отношении ФГБУ «Заповедники Таймыра» осуществляет федеральный орган исполнительной власти – Минприроды России.
Таким образом, ФГБУ «Заповедники Таймыра» как юридическое лицо, имеющее тип и организационно-правовую форму федеральное государственное бюджетное учреждение, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, пределы которой ограничены находящимися в его распоряжении (на праве оперативного управления) имуществом, и в случае недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам данного учреждения несет собственник имущества (учредитель) –Минприроды России. В указанной части оспариваемое решение подлежит изменению.
Кроме того, данный вывод согласуется и с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26.04.2016 года N 13-П о недопустимости расширительного толкования пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой содержащееся в указанной норме положение по своему конституционно-правовому смыслу в системе правового регулирования не предполагает возложения на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на землях, находящихся в федеральной собственности, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.
Исходя из вышеизложенного, подлежат отклонению доводы апелляционных жалоб о том, что ответчики не являются надлежащими во вышеизложенным обстоятельствам. Кроме того, ФГБУ «Заповедники Таймыра» представление прокурора от 31.10.2019 года ( л.д.18-28 том 1) в установленном законом порядке не обжаловало; при этом, доказательств выполнения данного представления в полном объеме ответчиками в материалы дела не представлено.
Не могут послужить основанием для отмены обжалуемого решения суда и доводы апелляционной жалобы ФГБУ «Заповедники Таймыра» о том, что выявленные отходы возникли до образования Заповедника (в период деятельности СССР), поскольку представление прокурора г. Норильска вынесено в целях устранения нарушений законодательства об охране объектов животного мира, согласуется с уставной деятельностью ФГБУ «Заповедники Таймыра» на переданных данному ответчику землях имеющих особую категорию- земли особо охраняемых территорий и объектов.
Судебная коллегия не может принять во внимание доводы ФГБУ «Заповедники Таймыра» о пропуске прокурором срока исковой давности на обращение в суд с учетом длящегося характера спорных правоотношений.
Установленный судом срок ликвидации отходов отвечает требованиям разумности и справедливости, постановлен с учетом фактических обстоятельств дела, а также с учетом особенности особо охраняемых территорий заповедников и неблагоприятных последствий для обитаемых в заповедниках объектов животного мира.
Ссылка ФГБУ «Заповедники Таймыра» на невозможность исполнения решения в установленный судом срок на правильность выводов суда не влияют, поскольку должник не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения с приведением соответствующих мотивов и доказательств.
Иные доводы апелляционных жалоб не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.
Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено, решение суда является законным и обоснованным. Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не выявлено. Кроме того, на основании ч.6 ст. 330 ГПК РФ, правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Изменить решение Норильского городского суда Красноярского края от 01.12.2020 года.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенная дирекция заповедников Таймыра», а при недостаточности денежных средств - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации ликвидировать в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу отходы с территории Государственного природного заповедника «Большой Арктический» в границах земельного участка с кадастровым номером № (единое землепользование общей площадью 41692220000 кв.м.), а именно:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенная дирекция заповедников Таймыра», а при недостаточности денежных средств - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации ликвидировать в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу отходы с территории Государственного природного заповедника «Путоранский» в границах земельного участка с кадастровым номером № (площадью 5239304259 кв.м.) в районе <данные изъяты>.
В остальной части вышеуказанное решение оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя Минприроды России – Осиповой Н.В., представителя ФГБУ «Заповедники Таймыра» -Здобняк Г.А.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: