РЎСѓРґСЊСЏ Кузнецова Р.Р. в„– 21-256/2022
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
г. Самара 07 апреля 2022 года
Судья Самарского областного суда Чемерисова О.В., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям Ушмудьевой Ю.А. на решение судьи Ленинского районного суда г.Самары от 28 декабря 2021 года, которым жалоба АО «Транснефть-Дружба» удовлетворена, постановление Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям №508-пл от 17.11.2021 о привлечении АО «Транснефть-Дружба» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
Постановлением №508-пл старшего государственного инспектора, начальника отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Ушмудьевой Ю.А. от 17.11.2021 юридическое лицо – АО «Транснефть-Дружба» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением должностного лица, защитник АО «Транснефть-Дружба» обратился с жалобой в Ленинский районный суд г.Самары, по результатам рассмотрения которой 28.12.2021 судьей Ленинского районного суда г.Самары вынесено обжалуемое решение.
В жалобе, поступившей в Самарский областной суд, старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям Ушмудьева Ю.А. просит отменить решение суда, приводя доводы о наличии в деянии юридического лица административного правонарушения.
Рсследовав материалы дела РѕР± административном правонарушении, изучив РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы, РІ защитников РђРћ «Транснефть-Дружба» РїРѕ доверенностям Бойко Рћ.Р®., Р’РѕСЂРѕРЅРєРѕРІСѓ Р›.Рђ., представителя Росприроднадзора РїРѕ Самарской Рё Ульяновской областям Р¤РРћ5, РїСЂРёС…РѕР¶Сѓ Рє следующему.
Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий установлены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.11.2018 №811 (вступил в законную силу с 27.06.2020) (далее - Приказ №811).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.11.2018 определено, что разработка мероприятий при неблагоприятных метеорологических условий осуществляется для всех источников выбросов на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (объекты I, II и III категорий), подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
При этом вопросы разработки для конкретного предприятия мероприятий по уменьшению выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий регулируются порядком проведения таких работ, установленным в соответствующем субъекте Российской Федерации.
На территории Самарской области действует постановление Правительства Самарской области от 24.11.2010 № 596 «Об организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Самарской области», согласно п. 9 которого (в редакции в ред. Постановления Правительства Самарской области от 17.12.2018 № 792) (далее - Постановление №596), мероприятия в период неблагоприятных метеорологических условий разрабатываются и утверждаются руководителем юридического лица или иным уполномоченным лицом и согласовываются с министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
С 28.05.2021 по 26.06.2021 на основании распоряжения от 21.05.2021 №-р проведена проверка исполнения законодательства в области окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности АО «Транснефть-Дружба», по результатам которой составлен акт о том, что Общество осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением природоохранного законодательства.
По пунктам 19, 20 акта проверки 19.10.2021 составлен протокол №- пл об административном правонарушении в отношении АО «Транснефть-Дружба».
Постановлением № 508-пл старшего государственного инспектора, начальника отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Ушмудьевой Ю.А. от 17.11.2021 АО «Транснефть-Дружба» признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившееся в следующем:
- план мероприятий (перечень) по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий, разработанный для объекта № не соответствует требованиям законодательства.
В соответствии с актом проверки (пункт 19 акта проверки) план мероприятий по снижению выбросов в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях для объекта №, утвержден Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
С 24.06.2020 вступил в силу Приказ Минприроды от 28.11.2019 № «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период работы неблагоприятных метеорологических условий», в которых установлены новые требования. Таким образом, Росприроднадзором при проведении проверки установлено, что план мероприятий (перечень) по уменьшению выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух разработан для №, не соответствует требованиям законодательства.
РџСЂРё вынесении обжалуемого постановления, должностным лицом Ушмудьевой Р®.Рђ. сделан вывод Рѕ том, что План мероприятий (перечень) РїРѕ уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ РІ атмосферный РІРѕР·РґСѓС… РїСЂРё наступлении неблагоприятных метеорологических условий, разработанный для объекта в„– РЅРµ соответствует требованиям законодательства: отсутствует пояснительная записка Рє плану мероприятий, результаты расчета рассеивания выбросов загрязняющих веществ РїСЂРё проведении мероприятий РїРѕ сокращению выбросов РІ период РќРњРЈ Рё определение эффективности мероприятий. Рные нарушения РЅРµ установлены.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Транснефть-Дружба», судья районного суда исходил из того, что в действиях юридического лица отсутствует нарушение статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха, Приказа Министерства Природных ресурсов и экологии от 28.11.2018 № 811, Общество исполнило обязанность по согласованию Мероприятий при НМУ с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований не согласиться с такими выводами судьи оснований не имеется.
Установлено, что в соответствии с требованиями постановления Правительства Самарской области от 24.10.2010 №596 «Об организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Самарской области» Обществом ДД.ММ.ГГГГ разработан и согласован с Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области план мероприятий (перечень) по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий <данные изъяты>Согласно представленным материалам, в связи с вступлением в законную силу 27.06.2020 Приказа № 811, АО «Транснефть-Дружба 08.07.2020 в адрес Минприроды направило запрос о необходимости корректировки и повторного согласования мероприятий при НМУ. (л.д.22)
В ответ на заявление письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области указало на отсутствие оснований для согласования нового Плана.
Пунктом 21 Требований определены критерии корректировки Мероприятий при НМУ – корректировка осуществляется хозяйствующим субъектом в случае изменения технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ, изменились более чем на 25%.
Установлено, что с учетом корректировки данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 15.02.2021, Обществом письмом от 30.04.2021 направлена в Министерство на согласование пояснительная записка, разработанная в соответствии с Требованиями, об отсутствии необходимости разработки Мероприятий при НМУ по объекту на <данные изъяты> 26.05.2021 от Министерства повторно получен ответ об отсутствии целесообразности корректировки и повторного согласования мероприятий при НМУ.
В пункте 21 Приказа № 811 перечислены случаи, при которых хозяйствующим субъектом должна осуществляется корректировка мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях, включая наличие изменений технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях, изменились более чем на 25%.
В отсутствии таких случаев, план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не подлежит корректировке.
Таким образом, при отсутствии оснований для корректировки, указанных в п.21 Приказа №811, в настоящее время действующим планом мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий является «План мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий для КРУ АО «Транснефть-Дружба», согласованный министерством 17.06.2019.
Материалы проверки не содержат сведений об изменении технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях, изменились более чем на 25%, что является основанием для корректировки мероприятий.
При вышеуказанных обстоятельствах, судья районного суда обоснованно пришел к выводу, что в действиях юридического лица отсутствуют нарушения ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха, Приказа Министерства Природных ресурсов и экологии от 28.11.2018 № 811 и, соответственно, отсутствует в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышеуказанные выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют материалам дела, требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств данного дела при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены.
Доводы заявителя жалобы о том, что наличие у хозяйствующего субъекта перечня мероприятий, согласованного с Министерством лесного хозяйства в рамках ранее действующего законодательства, не снимает с него обязанности разработать перечень мероприятий в соответствии с требованиями приказа № 811, основаны на неверном толковании закона и не могут быть приняты во внимание.
Судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание, что Общество исполнило обязанность по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий с органом исполнительной власти субъекта.
Несогласие подателя жалобы с применением судьей районного суда в данном деле законодательства, толкованием судьей норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оценкой имеющихся в деле доказательств и не свидетельствует о том, что им допущены существенные нарушения названного Кодекса, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к верному выводу об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушениях.
Доводы жалобы старшего государственного инспектора Ушмудьевой Ю.А. о том, что у АО «Транснефть-Дружба» отсутствую мероприятия выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, отвечающие требованиям вступившего в силу приказа Минприроды России от 28.11.2019 №811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий на территории Самарской области», не могут служить основаниями для отмены решения суда.
Оснований не согласиться с выводом судьи районного суда об отсутствии в действиях АО «Транснефть-Дружба» состава административного правонарушения не имеется. Вопреки утверждениям заявителя, нормы материального и процессуального права истолкованы и применены судьей районного суда правильно.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, судья районного суда обоснованно пришла к выводу, что постановление №508-пл старшего государственного инспектора, начальника отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Ушмудьевой Ю.А. от 17.11.2021 о привлечении АО «Транснефть-Дружба» к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При вышеизложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения жалобы государственного инспектора и отмены решения судьи Ленинского районного суда г.Самары отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статей 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
Решение судьи Ленинского районного суда г.Самары от 28.12.2021, которым постановление Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям №508-пл от 17.11.2021 о привлечении АО «Транснефть-Дружба» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - оставить без изменения.
Жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям Ушмудьевой Ю.А., – оставить без удовлетворения.
В соответствии со статьями 30.12- 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Самарского областного суда п/п О.В. Чемерисова
«КОПРРЇ ВЕРНА» РЎСѓРґСЊСЏ ____________________ (РїРѕРґРїРёСЃСЊ) Помощник СЃСѓРґСЊРё Р•.Рњ. Соловьева _______________ (РїРѕРґРїРёСЃСЊ) В«___В»__________ 20__ Рі. |