Решение по делу № 21-256/2022 от 16.02.2022

Судья Кузнецова И.И. № 21-256/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Самара 07 апреля 2022 года

Судья Самарского областного суда Чемерисова О.В., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям Ушмудьевой Ю.А. на решение судьи Ленинского районного суда г.Самары от 28 декабря 2021 года, которым жалоба АО «Транснефть-Дружба» удовлетворена, постановление Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям №508-пл от 17.11.2021 о привлечении АО «Транснефть-Дружба» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

Постановлением №508-пл старшего государственного инспектора, начальника отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Ушмудьевой Ю.А. от 17.11.2021 юридическое лицо – АО «Транснефть-Дружба» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением должностного лица, защитник АО «Транснефть-Дружба» обратился с жалобой в Ленинский районный суд г.Самары, по результатам рассмотрения которой 28.12.2021 судьей Ленинского районного суда г.Самары вынесено обжалуемое решение.

В жалобе, поступившей в Самарский областной суд, старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям Ушмудьева Ю.А. просит отменить решение суда, приводя доводы о наличии в деянии юридического лица административного правонарушения.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, в защитников АО «Транснефть-Дружба» по доверенностям Бойко О.Ю., Воронкову Л.А., представителя Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям ФИО5, прихожу к следующему.

Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий установлены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.11.2018 №811 (вступил в законную силу с 27.06.2020) (далее - Приказ №811).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.11.2018 определено, что разработка мероприятий при неблагоприятных метеорологических условий осуществляется для всех источников выбросов на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (объекты I, II и III категорий), подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

При этом вопросы разработки для конкретного предприятия мероприятий по уменьшению выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий регулируются порядком проведения таких работ, установленным в соответствующем субъекте Российской Федерации.

На территории Самарской области действует постановление Правительства Самарской области от 24.11.2010 № 596 «Об организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Самарской области», согласно п. 9 которого (в редакции в ред. Постановления Правительства Самарской области от 17.12.2018 № 792) (далее - Постановление №596), мероприятия в период неблагоприятных метеорологических условий разрабатываются и утверждаются руководителем юридического лица или иным уполномоченным лицом и согласовываются с министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.

С 28.05.2021 по 26.06.2021 на основании распоряжения от 21.05.2021 №-р проведена проверка исполнения законодательства в области окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности АО «Транснефть-Дружба», по результатам которой составлен акт о том, что Общество осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением природоохранного законодательства.

По пунктам 19, 20 акта проверки 19.10.2021 составлен протокол №- пл об административном правонарушении в отношении АО «Транснефть-Дружба».

Постановлением № 508-пл старшего государственного инспектора, начальника отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Ушмудьевой Ю.А. от 17.11.2021 АО «Транснефть-Дружба» признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившееся в следующем:

- план мероприятий (перечень) РїРѕ уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ РІ атмосферный     РІРѕР·РґСѓС… РїСЂРё наступлении неблагоприятных метеорологических условий, разработанный для объекта в„– РЅРµ соответствует требованиям законодательства.

В соответствии с актом проверки (пункт 19 акта проверки) план мероприятий по снижению выбросов в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях для объекта №, утвержден Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

С 24.06.2020 вступил в силу Приказ Минприроды от 28.11.2019 № «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период работы неблагоприятных метеорологических условий», в которых установлены новые требования. Таким образом, Росприроднадзором при проведении проверки установлено, что план мероприятий (перечень) по уменьшению выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух разработан для №, не соответствует требованиям законодательства.

При вынесении обжалуемого постановления, должностным лицом Ушмудьевой Ю.А. сделан вывод о том, что План мероприятий (перечень) по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий, разработанный для объекта № не соответствует требованиям законодательства: отсутствует пояснительная записка к плану мероприятий, результаты расчета рассеивания выбросов загрязняющих веществ при проведении мероприятий по сокращению выбросов в период НМУ и определение эффективности мероприятий. Иные нарушения не установлены.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Транснефть-Дружба», судья районного суда исходил из того, что в действиях юридического лица отсутствует нарушение статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха, Приказа Министерства Природных ресурсов и экологии от 28.11.2018 № 811, Общество исполнило обязанность по согласованию Мероприятий при НМУ с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований не согласиться с такими выводами судьи оснований не имеется.

Установлено, что в соответствии с требованиями постановления Правительства Самарской области от 24.10.2010 №596 «Об организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Самарской области» Обществом ДД.ММ.ГГГГ разработан и согласован с Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области план мероприятий (перечень) по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий <данные изъяты>Согласно представленным материалам, в связи с вступлением в законную силу 27.06.2020 Приказа № 811, АО «Транснефть-Дружба 08.07.2020 в адрес Минприроды направило запрос о необходимости корректировки и повторного согласования мероприятий при НМУ. (л.д.22)

В ответ на заявление письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области указало на отсутствие оснований для согласования нового Плана.

Пунктом 21 Требований определены критерии корректировки Мероприятий при НМУ – корректировка осуществляется хозяйствующим субъектом в случае изменения технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ, изменились более чем на 25%.

Установлено, что с учетом корректировки данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 15.02.2021, Обществом письмом от 30.04.2021 направлена в Министерство на согласование пояснительная записка, разработанная в соответствии с Требованиями, об отсутствии необходимости разработки Мероприятий при НМУ по объекту на <данные изъяты> 26.05.2021 от Министерства повторно получен ответ об отсутствии целесообразности корректировки и повторного согласования мероприятий при НМУ.

В пункте 21 Приказа № 811 перечислены случаи, при которых хозяйствующим субъектом должна осуществляется корректировка мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях, включая наличие изменений технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях, изменились более чем на 25%.

В отсутствии таких случаев, план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не подлежит корректировке.

Таким образом, при отсутствии оснований для корректировки, указанных в п.21 Приказа №811, в настоящее время действующим планом мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий является «План мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий для КРУ АО «Транснефть-Дружба», согласованный министерством 17.06.2019.

Материалы проверки не содержат сведений об изменении технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях, изменились более чем на 25%, что является основанием для корректировки мероприятий.

При вышеуказанных обстоятельствах, судья районного суда обоснованно пришел к выводу, что в действиях юридического лица отсутствуют нарушения ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха, Приказа Министерства Природных ресурсов и экологии от 28.11.2018 № 811 и, соответственно, отсутствует в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вышеуказанные выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют материалам дела, требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств данного дела при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены.

Доводы заявителя жалобы о том, что наличие у хозяйствующего субъекта перечня мероприятий, согласованного с Министерством лесного хозяйства в рамках ранее действующего законодательства, не снимает с него обязанности разработать перечень мероприятий в соответствии с требованиями приказа № 811, основаны на неверном толковании закона и не могут быть приняты во внимание.

Судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание, что Общество исполнило обязанность по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий с органом исполнительной власти субъекта.

Несогласие подателя жалобы с применением судьей районного суда в данном деле законодательства, толкованием судьей норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оценкой имеющихся в деле доказательств и не свидетельствует о том, что им допущены существенные нарушения названного Кодекса, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к верному выводу об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушениях.

Доводы жалобы старшего государственного инспектора Ушмудьевой Ю.А. о том, что у АО «Транснефть-Дружба» отсутствую мероприятия выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, отвечающие требованиям вступившего в силу приказа Минприроды России от 28.11.2019 №811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий на территории Самарской области», не могут служить основаниями для отмены решения суда.

Оснований не согласиться с выводом судьи районного суда об отсутствии в действиях АО «Транснефть-Дружба» состава административного правонарушения не имеется. Вопреки утверждениям заявителя, нормы материального и процессуального права истолкованы и применены судьей районного суда правильно.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, судья районного суда обоснованно пришла к выводу, что постановление №508-пл старшего государственного инспектора, начальника отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Ушмудьевой Ю.А. от 17.11.2021 о привлечении АО «Транснефть-Дружба» к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При вышеизложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения жалобы государственного инспектора и отмены решения судьи Ленинского районного суда г.Самары отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статей 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

Решение судьи Ленинского районного суда г.Самары от 28.12.2021, которым постановление Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям №508-пл от 17.11.2021 о привлечении АО «Транснефть-Дружба» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - оставить без изменения.

Жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям Ушмудьевой Ю.А., – оставить без удовлетворения.

В соответствии со статьями 30.12- 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Самарского областного суда п/п О.В. Чемерисова

«КОПИЯ ВЕРНА»

РЎСѓРґСЊСЏ ____________________ (РїРѕРґРїРёСЃСЊ)

Помощник судьи Е.М. Соловьева

_______________ (РїРѕРґРїРёСЃСЊ)

В«___В»__________ 20__ Рі.

21-256/2022

Категория:
Административные
Другие
Бойко О.Ю.
Воронкова Л.А.
Транснефть-Дружба АО
АО "Транснефть-Дружба"
Ушмудьева Ю.А. Росприроднадзор
Суд
Самарский областной суд
Судья
Чемерисова О. В.
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
07.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее