11RS0001-01-2021-001899-71 Дело № 2-3376/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2021 года город Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Губаевой Д.Ф.,
при секретаре Синицкой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Попова Алексея Васильевича к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Попов А.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере 500000 рублей.
В обоснование иска указал, что 28.06.2007 был осуждён Верховным Судом Республики Коми по ч. 2 ст. 105 УК РФ, ч. 5 ст. 69 УК РФ к пятнадцати годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. На приговор суда была подана кассационная жалоба, по результатам рассмотрения которой приговор был изменен. В связи с ошибками суда истец был этапирован в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, где провел около двух месяцев, а именно с 16.01.2019 по 05.03.2019. Он находился в переполненной камере с большим количеством людей, был ограничен в прогулке, просмотре телевизора, так как ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми не обеспечено в полной мере телевизорами на все камеры, не имел возможности общаться с родственниками посредством телефонной связи, свиданий, был ограничен в спортивных мероприятиях, в посещении банно-прачечного комплекса с двух разовым посещением в неделю, подвергался обыскам и ожиданием этапирования в маленьких и тесных помещениях. Кроме того, истцу не был представлен защитник на суде второй инстанции. В связи с чем ему был причинён моральный вред.
Определением суда от 03.03.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми.
Протокольным определением суда от 26.04.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице ФСИН России.
Также определением суда от 26.04.2021 к участию в деле привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Прокуратура Республики Коми.
Стороны после перерыва участия в судебном заседании не приняли.
Исследовав письменные материалы дела, материалы уголовного дела №5175001 по обвинению Попова А.В., суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению.
Установлено, что приговором Верховного Суда Республики Коми от 28.06.2007 по делу №2-22/2007 Попов А.В. признан виновным в совершении преступления по ч. 2 ст. 105 УК РФ, на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ осужден к пятнадцати годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д. 6-12).
Кассационным определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.2007 приговор оставлен без изменения (...
Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Коми от 28.11.2018 кассационное определение от 11.10.2007 отменено, уголовное дело передано на новое кассационное рассмотрение ...
Кассационным определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2019 приговор Верховного Суда Республики Коми в отношении Попова А.В. изменен, наказание снижено до 14 лет 2 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л...
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Из приведенных правовых норм и акта их толкования следует, что сами по себе нарушения личных неимущественных прав потерпевшего или посягательство на нематериальные блага не являются безусловными основаниями для удовлетворения требований о компенсации морального вреда. Обязательным условием удовлетворения названных требований является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.
Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.
Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.
При таких обстоятельствах само по себе содержание лица под стражей или отбывание им наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях, не порождают у него право на компенсацию морального вреда.
Юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством по делу о такой компенсации является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.
При установлении наличия или отсутствия физических и нравственных страданий, а также при оценке их характера и степени необходимо учитывать индивидуальные особенности потерпевшего и иные заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела.
Такими обстоятельствами могут являться длительность пребывания потерпевшего в местах лишения свободы или в местах содержания под стражей, однократность/неоднократность такого пребывания; половая принадлежность лиц, присутствующих при осуществлении потерпевшим санитарно-гигиенических процедур в отсутствии приватности; возможность самостоятельного принятия потерпевшим или совместно отбывающими с ним наказание лицами мер по обеспечению приватности санитарно-гигиенических процедур; состояние здоровья и возраст потерпевшего; иные обстоятельства.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.12.2020 года №50-П сам факт оставления осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе либо их перевода в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы для участия в следственных действиях или в судебном разбирательстве не меняет и не может менять основания и условия исполнения наказания, определенные вступившим в законную силу приговором суда, и обусловленное приговором правовое положения лица как осужденного. Следовательно, такие лица сохраняют свой статус осужденных к лишению свободы с присущими этому статусу и предусмотренными уголовно-исполнительным законодательством правами и обязанностями. В этой связи в случаях привлечения осужденных к лишению свободы к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве они содержатся в следственном изоляторе на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда (части первая - третья статьи 77.1 УИК РФ).
Исходя из правового статуса истца, являвшегося в период нахождения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми осуждённым к отбыванию наказания в исправительной колонии строгого режима, приговор в отношении которого вступил в законную силу, положения абзаца третьего п. 2 ст. 33 Федерального закона №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подлежат применению в системном единстве с ч. 1 ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), согласно которой следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, переведенных в них в порядке, установленном ст. 77.1 УИК РФ, и ч. ч. 1 - 3 ст. 80 УИК РФ о раздельном содержании осужденных различных категорий. Таким образом, учитывая, что Попов А.В., будучи осужденным к лишению свободы, был переведен в следственный изолятор для ознакомления с материалами дела и участия в судебном заседании, он должен был там содержаться на условиях отбывания им наказания в исправительном учреждении, то есть норма жилой площади в расчете на одного человека должна была соответствовать требованиям ст. 99 УИК РФ, а не положениям ст. 23 Федеральным законом от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В соответствии с положениями ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.
Истец отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.
В период с 17.01.2019 по 06.03.2019 истец содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в связи с его участием в судебных разбирательствах по пересмотру вынесенного в отношении него приговора суда.
Так, согласно материалам уголовного дела №5175001 Поповым А.В. 28.11.2018 было заявлено ходатайство об ознакомлении с материалами уголовного дела ...
Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2018 ходатайство Попова А.В. удовлетворено, уголовное дело снято с кассационного рассмотрения, назначенного на 15.01.2019, и направлено в Верховный Суд Республики Коми для организации ознакомления осужденного Попова А.В. с его материалами ...
На основании постановления судьи Верховного Суда Республики Коми от 09.01.2019 Попов А.В. 17.01.2019 был этапирован из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми для ознакомления с материалами уголовного дела (56, 57 том 4 уголовного дела). 17.01.2019 Попов А.В. был ознакомлен с материалами уголовного дела (л...
Для защиты интересов Попова А.В. при рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции в порядке ст. 51 УПК РФ был привлечен защитник (ордер адвоката и протокол судебного заседания суда кассационной инстанции от 21.02.2019 с участием Попова А.В. и его защитника на л...
Исходя из установленных по делу обстоятельств, доводы истца о непредставлении ему защитника в ходе рассмотрения его уголовного дела судом кассационной инстанции суд признает не обоснованными.
Из материалов дела (... следует, что Попов А.В. в период содержания с 17.01.2019 по 06.03.2019 в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми размещался в следующих камерах режимного корпуса учреждения:
- 16.01.2019 находился в сборном отделении;
- с 17.01.2019 в камере № 25, площадью 31,7 кв.м., жилой площадью 29,8 кв.м., в которой содержалось от 6 до 8 человек;
- с 23.01.2019 в камере № 29, площадью 32,1 кв.м., жилой площадью 30,6 кв.м., в которой содержалось от 8 до 9 человек;
- с 05.02.2019 в камере № 14, площадью 31,1 кв.м., жилой площадью 29,2 кв.м., в которой содержалось от 7 до 9 человек;
- с 28.02.2019 в камере № 40, площадью 37,9 кв.м., жилой площадью 36,4 кв.м., в которой содержалось 15 человек;
- с 05.03.2019 в камере № 26, площадью 38,9 кв.м., жилой площадью 37 кв.м., в которой содержалось от 14 человек.
Как усматривается из представленных суду копии книг количественной проверки лиц, содержащихся в СИЗО № 5-2018, № 38-2018, условия содержания Попова А.В. в период содержания с 17.01.2019 по 06.03.2019 в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми соответствуют установленной норме жилой площади на одного осуждённого, установленной положениями чт. 99 УИК РФ (л.д. 186-194).
Также в материалы дела представлены справки (...), согласно которым каждая камера следственного изолятора оборудована огороженными напольными чашами (унитазом), умывальником, приточно-вытяжной вентиляцией, окнами с форточками, ночными светильниками, лампами дневного света. Камеры следственного изолятора обеспечены радиоточкой с приемником, не реже одного раза в неделю в камерах устанавливаются телевизоры. Во исполнение требований п. 21 Правил внутреннего распорядка, утверждённого Приказом Минюста России №295 от 16.12.2016, помывка осужденных, в том числе переведенных в следственный изолятор в порядке ст. 77.1 УИК РФ, обеспечивается не менее двух раз в семь дней с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Лица, содержащиеся в следственном изоляторе, ежедневно обеспечиваются трехразовым горячим питанием, В случае их конвоирования в суд либо перед этапированием в места отбывания наказания, спецконтингент обеспечивается дополнительным питанием (сухим пайком), включающим в себя суточную норму питания.
Доказательств нарушения прав истца в период его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми суду не представлено.
Условия отбывания наказания в части реализации права осужденного на свидания, прямо регламентированы ст. 77.1 УИК РФ, которыми право осужденного, привлекаемого в качестве подозреваемого (обвиняемого), на свидания осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Право осужденного, привлекаемого в качестве свидетеля либо потерпевшего, на длительное свидание на территории исправительного учреждения или за его пределами и право несовершеннолетнего осужденного на краткосрочное свидание с выходом за пределы воспитательной колонии заменяются правом на краткосрочное свидание или телефонный разговор в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 89 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 92 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры. При отсутствии технических возможностей администрацией исправительного учреждения количество телефонных разговоров может быть ограничено до шести в год. Продолжительность каждого разговора не должна превышать 15 минут. Телефонные разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств или за счет средств их родственников или иных лиц. Порядок организации телефонных разговоров определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится исправительное учреждение.
При этом, по прибытии в исправительное учреждение, а также при наличии исключительных личных обстоятельств администрация исправительного учреждения предоставляет осужденному возможность телефонного разговора по его просьбе (пункт 2).
Пунктом 5 указанной статьи установлено, что телефонные разговоры осужденных могут контролироваться персоналом исправительных учреждений.
Из раздела 14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста РФ от 16.12.2016 №295 (далее – Правила), усматривается, что замена длительных свиданий на краткосрочные, а также свиданий на телефонные разговоры, в том числе с использованием систем видеосвязи при наличии технических возможностей, производится по письменному заявлению осужденного (п. 82).
В материалы дела представлена справка, согласно которой в личном деле осуждённого Попова А.В. отсутствуют заявления его или его родственников на краткосрочные или длительные свидания в спорный период времени.
Доказательств обратного суду не представлено, также не представлено суду доказательств, которые подтверждали бы доводы истца о лишении его права не телефонный разговор.
Положения УИК РФ относительно реализации права заниматься физической культурой, участвовать в спортивных мероприятиях, положениями главы 13 УИК РФ не регламентируются, в связи с чем к указанным отношениям подлежат применению положения Закона №103-ФЗ.
Положениями Закона №103-ФЗ не предусмотрена организация занятий физической культурой и спортом, в отношении совершеннолетних обвиняемых, содержащихся под стражей.
В связи с чем, доводы истца об ограничении его участия в спортивных мероприятиях судом также отклоняются.
Из ч.1 ст.15 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью первой статьи 16 Закона в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Согласно п. 49 Правил осуждённые, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру. Личный обыск проводится лицами одного пола с осуждёнными. Обыск жилых помещений при наличии в них осуждённых допускается в случаях, не терпящих отлагательства. Запрещенные вещи, а также вещи, имеющиеся у осужденных сверх установленного веса, изымаются в момент обнаружения, о чем составляется акт.
Также обыскам подвергаются осужденные при поступлении в исправительное учреждение (п. 6 Правил) и выезде из него.
Таким образом, обыски, которым мог подвергаться истец в период содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, являются правомерными.
Из материалов дела не следует, что истцом было отбыто наказание в большем объеме, чем это было назначено ему судом, в связи с чем право на реабилитацию, предусмотренную главой 18 УПК РФ, у истца не возникло. Доказательств нарушения условий содержания истца за период его нахождения в следственном изоляторе также не имеется.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Попова А.В. о взыскании компенсации морального вреда у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Попова Алексея Васильевича к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.
Председательствующий Д.Ф. Губаева
Мотивированное решение составлено 03.08.2021.