Решение по делу № 2-31/2024 от 15.01.2024

Дело № 2-31/2024

УИД 13RS0018-01-2024-000017-61

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Ромоданово 07 мая 2024 г.

Ромодановский районный суд Республики Мордовия в составе

судьи Занькина Д.В.,

при секретаре Киреевой Н.А.,

с участием в деле:

истца – прокурора Ромодановского района Республики Мордовия,

ответчика – администрации Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия,

третьих лиц – администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, Акционерного общества "Газпром газораспределение Саранск", Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице структурного подразделения Трансэнерго, Семкина В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ромодановского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по предоставлению доступа к газопроводу,

установил:

прокурор Ромодановского района Республики Мордовия, действующий в интересах неопределённого круга лиц, первоначально обратился в суд с иском к администрации Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по предоставлению доступа к газопроводу и воздушным линиям электропередач.

В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия законодательства о землепользовании. В ходе проверки установлено, что около <адрес>, расположенного по <адрес> Республики Мордовия (принадлежащего Семкину В.В.) проложены надземный газопровод низкого давления и воздушная линия электропередач. Вместе с тем, в связи с произрастанием древесно-кустарниковой растительности доступ к указанным линейным объектам инженерной (коммунальной) инфраструктуры фактически отсутствует, следовательно, их обслуживание для эксплуатирующих организаций является затруднительным. Кроме того, возможное падение ветвей произрастающих рядом деревьев на линии газопровода и электропередач, может привести к их повреждению и повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан. В связи с этим, заявление прокурора направлено в защиту интересов неопределённого круга лиц.

Спорный земельный участок, где проходят вышеназванные линейные объекты, расположен в границах Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, данный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, а поэтому его содержание и благоустройство является предметом деятельности ответчика.

По этим основаниям прокурор просил суд обязать администрацию Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить доступ к надземному газопроводу и воздушным линиям электропередач, проходящим вблизи <адрес>, расположенного по <адрес> Республики Мордовия со стороны железнодорожных путей, включающий возможность проезда специализированной техники, в том числе путём вырубки препятствующей этому растительности.

Впоследствии прокурор представил в суд заявление о частичном отказе от заявленных исковых требований, в котором указал, что отказывается от требований в части возложения на ответчика обязанности предоставить доступ к воздушным линиям электропередач, проходящим вблизи <адрес>, расположенного по <адрес> Республики Мордовия со стороны железнодорожных путей, включающий возможность проезда специализированной техники, в том числе путём вырубки препятствующей этому растительности. Заявление мотивировано тем, что данное требование заявлено преждевременно. Производство по делу в этой части исковых требований просил суд прекратить (т.2, л.д.34).

Определением Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 7 мая 2024 г. принят отказ прокурора от иска в указанной части, производство по делу в этой части исковых требований судом прекращено (т.2, л.д.82-83).

Наряду с этим прокурор предоставил в суд дополнительное исковое заявление, в котором уточнил свои исковые требования, указав, что в настоящее время просит суд обязать администрацию Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить доступ к надземному газопроводу, проходящему в западном направлении от <адрес> Республики Мордовия, путём вырубки древесно-кустарниковой растительности вдоль трассы газопровода от условной точки с координатами Х=417562.11, Y=1302266.91 до условной точки с координатами Х=417580.16, Y=1302283.57 (протяжённостью 25 метров) на расстоянии 2 метров с западной стороны от трассы газопровода, в том числе путём вырубки нависающих над этой частью трассы газопровода веток деревьев, произрастающих напротив указанного дома.

В судебном заседании помощник прокурора Ромодановского района Республики Мордовия Андрякова О.А. заявленные исковые требования прокурора (с учётом отказа от части исковых требований и уточнения иска) поддержала по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика – администрации Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия в судебное заседание не явился, представив в суд письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, а также свои возражения на иск. В своих письменных возражениях на иск прокурора представитель ответчика Колмакова Т.В. (глава Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия) указала, что в данном случае обязанность по вырубке древесно-кустарниковой растительности, произрастающей рядом с газопроводом, должна быть возложена на соответствующую организацию, которая его эксплуатирует. Эта обязанность эксплуатирующей организации прямо предусмотрена пунктом 26 Правил охраны газораспределительных сетей, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года № 878. При этом спорный участок местности, где проходит надземный газопровод не относится к местам общего пользования сельского поселения, следовательно, администрация сельского поселения не обязана проводить работы по его благоустройству (т.1, л.д.74-76).

Представитель третьего лица – администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Алексеев Р.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал доводы письменных возражений на иск (т.1, л.д.70-73), аналогичные доводам возражений ответчика, пояснив, что заявленные прокурором исковые требования он считает необоснованными.

Представитель привлечённого судом к участию в деле в качестве третьего лица – АО "Газпром газораспределение Саранск" в судебное заседание не явился, представив в суд письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

В одном из предыдущих судебных заседаний по делу представитель указанного третьего лица – Куприянова Т.И., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что поддерживает заявленные прокурором исковые требования, так как считает их обоснованными.

Представитель другого третьего лица по делу – ОАО "Российские железные дороги" в лице структурного подразделения Трансэнерго, в судебное заседание не явился, представив в суд письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. При этом представитель названного третьего лица – Щеглов Д.А., действующий на основании доверенности, представил в суд свои письменные пояснения по существу предъявленного иска, содержащие в себе вывод о его согласии с заявленными прокурором требованиями (т.1, л.д.218-221).

Также являющийся третьим лицом по делу Семкин В.В. (собственник дома, рядом с которым проходит газопровод) в судебное заседание не явился по неизвестной причине, надлежащим образом был извещён о месте и времени его проведения.

В связи с этим суд, в соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принял решение о рассмотрении дела в отсутствие всех неявившихся в судебное заседание лиц.

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.

Свой вывод суд основывает следующим.

В соответствии со статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не является препятствием для распоряжения ими.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения, в частности относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

Аналогичные положения закреплены в подпункте 13 пункта 1 статьи 6 Устава Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, утверждённого решением Совета депутатов Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия от 30 мая 2014 г.

Решением Совета депутатов Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия от 10 октября 2017 г. № 2 утверждены Правила благоустройства территории Ромодановского сельского поселения (т.1, л.д.10-44).

Нормы названных правил, установленные в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, распространяются и на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 1.4 Правил благоустройства территории Ромодановского сельского поселения).

В силу пункта 1.3 Правил благоустройства территории Ромодановского сельского поселения:

- под территорией общего пользования понимается – территории Ромодановского сельского поселения, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц;

- под благоустройством территории поселения понимается – комплекс предусмотренных настоящими Правилами мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории;

- под объектами благоустройства понимаются – территории, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга, площадки автостоянок, улицы (в том числе пешеходные) и дороги, парки, скверы, иные зелёные зоны, площади и другие территории, технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны, контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.

Пунктом 2.1 Правил благоустройства территории Ромодановского сельского поселения предусмотрено, что благоустройство, в соответствии с планами проведения работ по благоустройству, и уборка территории Ромодановского сельского поселения осуществляются собственниками земельных участков, если иное не предусмотрено законом или договором, либо специализированными организациями на основании соглашений с хозяйствующими субъектами и физическими лицами.

Согласно пунктам 4.7, 4.7.3.6, 4.7.4 Правил благоустройства территории Ромодановского сельского поселения организация и проведение уборки территории Ромодановского сельского поселения в летний период включает в себя скашивание травы, обрезка кустарника, спил старовозрастных ветхих деревьев, а в период листопада сгребание и вывоз опавших листьев с проезжей части дорог, мест общего пользования, прилегающих, придомовых территорий.

Организация работ по уборке и благоустройству территории Ромодановского сельского поселения и ответственность за качество и своевременность выполненной работы возлагаются на администрацию Ромодановского сельского поселения, собственников, арендаторов земельных участков (пункт 12.1 Правил благоустройства территории Ромодановского сельского поселения).

В данном случае судом установлено и сторонами не оспаривается, что спорный земельный участок, по которому проходит надземная линия газопровода, расположен в границах Ромодановского сельского поселения и относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

Данный земельный участок фактически одновременно расположен в двух кадастровых кварталах с кадастровыми номерами 13:16:0101033, 13:16:0101036, вблизи расположенного в последнем квартале земельного участка с кадастровым номером 13:16:0101036:160 по адресу: <адрес>.

Наряду с этим судом установлено, что на территории Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия АО "Газпром газораспределение Саранск" осуществляет техническую эксплуатацию газораспределительных сетей, в том числе надземного газопровода низкого давления, расположенного в п. Ромоданово, ул. Восточная, ул. Заводская, ул. Новая, ул. Степана Разина, протяжённостью 5494 м.

Данный надземный газопровод принадлежит АО "Газпром газораспределение Саранск" на праве собственности, что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации права (т.1, л.д.106).

Таким образом, судом установлено, что спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, данный земельный участок расположен в границах Ромодановского сельского поселения, при этом на ответчика возложена обязанность по организации работ по уборке и благоустройству территории названного сельского поселения.

В свою очередь, АО "Газпром газораспределение Саранск" является собственником и эксплуатационной организацией надземного газопровода проходящего по ул. Степана Разина п. Ромоданово, где находится спорный земельный участок.

Из имеющегося в материалах дела комиссионного акта проверки технического состояния вышеназванного надземного газопровода от 11 марта 2024 г., составленного членами комиссии АО "Газпром газораспределение Саранск", следует, что на спорном земельном участке имеется кустарниковая растительность и два многолетних дерева (одно аварийное). Стволы и ветки деревьев нависают над газопроводом, что создаёт угрозу его повреждения и может повлечь аварийную ситуацию. Наличие указанных деревьев и кустарниковой растительности препятствует подъезду специальной техники непосредственно к газопроводу в случае возникновения аварийной ситуации (т.1, л.д.125-131).

Аналогичные данные приведены в актах проверки от 6 ноября 2023 г. и 14 марта 2024 г. составленных помощником прокурора Ромодановского района Республики Мордовия. При этом из последнего акта следует, что древесно-кустарниковая растительность произрастает на протяжении 25 метров вдоль трассы газопровода (т.1, л.д.5, 222-230).

Согласно имеющемуся в деле заключению ведущего специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Республике Мордовия от 28 марта 2024 г., два многолетних дерева на спорном земельном участке, расположены на землях, государственная собственность на которые не разграничена (т.2, л.д.9-13).

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Правилами охраны газораспределительных сетей, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 г. № 878 (далее по тексту- Правила 878) установлены условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей.

Согласно пункту "г" пункта 25 Правил 878 эксплуатационные организации газораспределительных сетей при условии направления собственникам, владельцам или пользователям земельных участков, которые расположены в охранных зонах, предварительного письменного уведомления имеют право проводить в охранных зонах в том числе, работы по расчистке трасс (просек) газопроводов от древесно-кустарниковой растительности при наличии лесорубочного билета, оформленного в установленном порядке.

Однако правилами № 878 не предусмотрена обязанность эксплуатирующей организации производить работы по вырубке древесно-кустарниковой растительности на земельных участках, находящихся в частной или государственной собственности, входящих в охранные зоны газораспределительных сетей.

При этом в соответствии с пунктом 15 Правил № 878 лесохозяйственные, сельскохозяйственные и другие работы, не подпадающие под ограничения, указанные в пункте 14 настоящих Правил, и не связанные с нарушением земельного горизонта и обработкой почвы на глубину более 0,3 метра, производятся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков в охранной зоне газораспределительной сети при условии предварительного письменного уведомления эксплуатационной организации не менее чем за 3 рабочих дня до начала работ.

В соответствии с пунктом 44 Правил № 878 эксплуатационные организации газораспределительных сетей, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны взаимодействовать в части обеспечения сохранности газораспределительных сетей, предупреждения аварий и чрезвычайных ситуаций, а также ликвидации их последствий.

Анализируя всё вышеизложенное суд приходит к следующим выводам.

Как указано выше при рассмотрении дела судом установлено, что спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, данный земельный участок расположен в границах Ромодановского сельского поселения, при этом на ответчика возложена обязанность по организации работ по уборке и благоустройству территории названного сельского поселения.

При таких обстоятельствах, возложение ответственности на организацию, эксплуатирующую газораспределительные сети, по обеспечению своевременной вырубки деревьев и кустарников, расположенных на не принадлежащем ей на праве собственности земельном участке (фактически распоряжаться не принадлежащим ей имуществом и нести бремя по его содержанию), законом не предусмотрена.

В связи с этим довод ответчика о том, что в данном случае обязанность по вырубке древесно-кустарниковой растительности, произрастающей рядом с газопроводом, должна быть возложена на эксплуатирующую газопровод организацию, судом отклоняется.

Ссылка администрации Ромодановского сельского поселения на пункт 26 Правил № 878, по мнению суда является несостоятельной, поскольку спорный земельный участок, где проходит надземный газопровод, находится в населённом пункте и данный земельный участок не относится к лесному фонду.

Довод ответчика о том, что спорный земельный участок не относится к местам общего пользования сельского поселения, судом отклоняется, поскольку данный довод противоречит установленным судом обстоятельствам.

При таких данных суд приходит к выводу, что в данном случае именно на администрацию Ромодановского сельского поселения возложена обязанность по выполнению соответствующих работ, невыполнение которых, как справедливо указывает в иске прокурор, может привести к повреждению газопровода и повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, требования прокурора основаны на законе, в связи с чем суд принимает решение об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.

При этом суд возлагает на ответчика обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить доступ к надземному газопроводу, проходящему в западном направлении от <адрес> Республики Мордовия, путём вырубки древесно-кустарниковой растительности вдоль трассы газопровода от условной точки с координатами Х=417562.11, Y=1302266.91 до условной точки с координатами Х=417580.16, Y=1302283.57 (протяжённостью 25 метров) на расстоянии 2 метров с западной стороны от трассы газопровода, в том числе путём вырубки нависающих над этой частью трассы газопровода веток деревьев, произрастающих напротив указанного дома.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Ромодановского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по предоставлению доступа к газопроводу, удовлетворить.

Обязать администрацию Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия (ОГРН 1021300711090, ИНН 1316100910) в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить доступ к надземному газопроводу, проходящему в западном направлении от <адрес> Республики Мордовия, путём вырубки древесно-кустарниковой растительности вдоль трассы газопровода от условной точки с координатами Х=417562.11, Y=1302266.91 до условной точки с координатами Х=417580.16, Y=1302283.57 (протяжённостью 25 метров) на расстоянии 2 метров с западной стороны от трассы газопровода, в том числе путём вырубки нависающих над этой частью трассы газопровода веток деревьев, произрастающих напротив указанного дома.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи жалобы через Ромодановский районный суд Республики Мордовия.

Судья Ромодановского районного

суда Республики Мордовия Д.В. Занькин

Решение в окончательной форме составлено 13 мая 2024 г.

Судья Ромодановского районного

суда Республики Мордовия Д.В. Занькин

2-31/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ромодановского района РМ
Ответчики
Администрация Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района РМ
Другие
Горьковская дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго - филиал ОАО "РЖД"
Администрация Ромодановского муниципального района РМ
Семкин Владимир Валерьевич
АО "Газпром газораспределение Саранск"
Суд
Ромодановский районный суд Республики Мордовия
Судья
Занькин Дмитрий Васильевич
Дело на странице суда
romodanovsky.mor.sudrf.ru
15.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.01.2024Передача материалов судье
16.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2024Подготовка дела (собеседование)
23.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.02.2024Судебное заседание
19.02.2024Судебное заседание
05.03.2024Судебное заседание
14.03.2024Судебное заседание
20.03.2024Судебное заседание
25.03.2024Судебное заседание
03.04.2024Судебное заседание
07.05.2024Судебное заседание
13.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее