Судья: Горячева М.Н. дело № 33-27188/2024
50RS0021-01-2023-003440-41
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Красногорск Московская область 29 июля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Ситниковой М.И.,
судей Асташкиной О.В., Рыбачук Е.Ю.,
при помощнике судьи Гурко К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-117/2024 по иску ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, Ян ФИО ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО; Красногорской городской прокуратуры <данные изъяты> в интересах ФИО, ФИО, ФИО к Администрации городского округа <данные изъяты>, ООО «Кедр» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами,
по апелляционным жалобам администрации г.о. Красногорск МО, ООО «Кедр», ЗАО «Новая Усадьба» на решение Красногорского городского суда Московской области от 16 января 2024 года,
заслушав доклад судьи Ситниковой М.И.,
объяснения явившихся лиц,
у с т а н о в и л а:
Истцы обратились в суд с иском к администрации городского округа <данные изъяты>, ООО «Кедр» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами.
В обоснование иска указано, что многоквартирные дома по адресу: <данные изъяты> находятся на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, общая площадь 17293 кв.м., вид разрешенного использования - для размещения группы многоквартирных жилых домов с подземными автостоянками. Собственником указанного земельного участка является ООО «Кедр».
Многоквартирные дома поставлены на кадастровый учет и первое помещение зарегистрировано в собственность:
- многоквартирный <данные изъяты>, кадастровый <данные изъяты> от <данные изъяты> - в 2021 г.;
- многоквартирный <данные изъяты>, кадастровый <данные изъяты> от <данные изъяты> - в 2019 г.;
- многоквартирный <данные изъяты>, кадастровый <данные изъяты> от <данные изъяты> - в 2019 г.
С момента постановки многоквартирных домов <данные изъяты>, 28, 30 на государственный кадастровый учет собственники помещений неоднократно обращались в администрацию г.о. <данные изъяты> с заявлениями об образовании земельных участков под указанными многоквартирными домами.
Вместе с тем, заявителям в письмах от <данные изъяты> и <данные изъяты>, администрацией разъяснены положения требований закона в части процедуры проекта межевания. Действий по реализации возложенных законодателем полномочий органом местного самоуправления не произведено.
Красногорской городской прокуратурой в адрес главы администрации г.о. Красногорск <данные изъяты> внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако земельный участок, на котором расположены многоквартирные дома, не образован и не поставлен на кадастровый учет.
Прокурор ФИО в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г.о. Красногорск в судебном заседании возражала против заявленных требований, просила в иске отказать.
Представитель ответчика ООО «Кедр» в судебном заседании возражал против заявленных требований, просил в иске отказать.
Представитель третьего лица ЗАО «Новая усадьба» в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Решением Красногорского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования удовлетворены в части признания бездействий администрации городского округа <данные изъяты> по непринятию мер по образованию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, расположенных под многоквартирными домами по адресу: <данные изъяты>, незаконными; возложении на администрацию городского округа <данные изъяты> обязанности принять меры по образованию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, расположенных под многоквартирными домами по адресу: <данные изъяты> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с постановленным решением, администрация городского округа <данные изъяты>, ООО «Кедр», ЗАО «Новая Усадьба» подали апелляционные жалобы, в которых просят решение суда отменить.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истцы являются собственниками помещений, расположенных в многоквартирных домах по адресу: <данные изъяты>.
Указанные многоквартирные дома находятся на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 17293 кв.м., вид разрешенного использования - для размещения группы многоквартирных жилых домов с подземными автостоянками. Собственником указанного земельного участка является ООО «Кедр».
<данные изъяты> между ООО «Кедр» и ЗАО «Новая усадьба» заключен договор аренды земельного участка <данные изъяты> в соответствии с условиями которого, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 17293, расположенный по адресу: <данные изъяты>
Многоквартирные дома поставлены на кадастровый учет и первое помещение зарегистрировано в собственность:
- многоквартирный <данные изъяты>, кадастровый <данные изъяты> от <данные изъяты> - в 2021 г.;
- многоквартирный <данные изъяты>, кадастровый <данные изъяты> от <данные изъяты> - в 2019 г.;
- многоквартирный <данные изъяты>, кадастровый <данные изъяты> от <данные изъяты> - в 2019 г.
С момента постановки многоквартирных домов <данные изъяты>, 28, 30 на государственный кадастровый учет собственники помещений неоднократно обращались в администрацию г.о. <данные изъяты> с заявлениями об образовании земельных участков под указанными многоквартирными домами.
Вместе с тем, заявителям в письмах от <данные изъяты> и <данные изъяты>, администрацией разъяснены положения требований закона в части процедуры проекта межевания. Действий по реализации возложенных законодателем полномочий органом местного самоуправления не произведено.
Красногорской городской прокуратурой в адрес главы администрации г.о. Красногорск <данные изъяты> внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако земельный участок, на котором расположены многоквартирные дома, не образован и не поставлен на кадастровый учет.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя заявленные требования, суд, сославшись на вышеприведенные обстоятельства, указал на то, что в силу положений статьи 36 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относятся к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> N 12-П).
Из изложенного следует, что право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от <данные изъяты> N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", следовательно, истцы вправе требовать формирования этого земельного участка, в том числе.
Согласно пункту 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 указанной статьи.
Таким образом, суд, сославшись на вышеуказанные положения закона, пришел к выводу о правомерности требований о формировании и постановке на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами истцов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционных жалоб.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в постановлении от <данные изъяты> N 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе от <данные изъяты> N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного Федерального закона).
В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" у участника долевой собственности при возникновении права собственности на объект долевого строительства одновременно возникает доля в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, которая не может быть отчуждена или передана отдельно от права собственности на объект долевого строительства. Государственная регистрация возникновения права собственности на объект долевого строительства одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Согласно пункту 136 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минэкономразвития России от <данные изъяты> N 765, при внесении в Единый государственный реестр первой записи о государственной регистрации права на жилое или нежилое помещение, входящее в состав введенного в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строительство (создание) которого осуществлялось с привлечением денежных средств участников долевого строительства, запись о государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок погашается на основании разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Таким образом, государственная регистрация права хотя бы одного собственника помещения в многоквартирном доме и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, в том числе на земельный участок, являются юридическим актом подтверждения и признания государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок.
Из разъяснений, изложенных в пунктах 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее - Градостроительный кодекс), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
Таким образом, именно орган местного самоуправления должен произвести действия по формированию земельного участка, на котором расположены многоквартирные дома.
Ссылки в апелляционных жалобах на то, что будет затруднительно достраивать стоянку, что все объекты подлежат единовременной сдаче, а также аннулированы разрешения на строительство, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку решение суда указаний о прекращении права собственности застройщика не содержит, а такое прекращение наступает в силу закона при передаче квартир в собственность. При этом необходимость формирования земельного участка под многоквартирными домами обусловлено целью соблюдения основных принципов земельного законодательства, в том числе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем иные доводы апелляционных жалоб, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Красногорского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации городского округа <данные изъяты>, ООО «Кедр», ЗАО «Новая Усадьба» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи