Судья Корочкина А.В. Дело №33-7920/2024 (2-1197/2024)
25RS0005-01-2023-005566-83
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 августа 2024 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Шульга С.В.,
судей Рябенко Е.М., Симоновой Н.П.,
при ведении протокола помощником Интыкбаевой Д.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района г. Владивостока в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Змеинка Плюс» о возложении обязанности, с участием третьего лица АО «ДГК»
по апелляционному представлению прокурора на решение Первомайского районного суда г. Владивостока от 14.06.2024, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Рябенко Е.М., объяснения представителя прокуратуры Прытковой М.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор г. Владивостока обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Змеинка Плюс» о возложении обязанности.
В обоснование указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения обществом законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которой установлено, что управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, осуществляет управляющая компания ООО «Змеинка Плюс», при этом многоквартирный дом не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
В связи с выявленными нарушениями законодательства генеральному директору общества 22.12.2023 внесено представление об устранении нарушений, однако выявленное нарушение устранено не было.
В связи с изложенным прокурор просил суд возложить на ответчика обязанность установить общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном <адрес> в <адрес> в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора поддержал исковые требования в полном объеме.
Представители АО «ДГК» в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.
Ответчик, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился прокурор, им внесено апелляционное представление, в котором ставится вопрос об отмене решения суда.
В обоснование доводов жалобы указано на то, что ООО «Змеинка Плюс», как управляющая организация, является надлежащим ответчиком по делу, так как обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений ч. 2 ст. 162 ЖК РФ и пп. «к» п. 11 Правил содержания общего имущества.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
В суде апелляционной инстанции представитель прокурора поддержала апелляционное представление, просила отменить решение, принять новое об удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика, надлежаще извещённый о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, на основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, дело рассмотрено в его отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав представителя прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционного жалобы, полагает, что имеются основания, предусмотренные ст.330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО «Змеинка Плюс» осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>.
Прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства, в ходе которой установлено, что в нарушение норм жилищного законодательства многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
22.12.2023 в адрес общества внесено представление прокурора об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере.
Письмом № 87 от 26.12.2023 ООО «Змеинка Плюс» уведомило прокурора об отсутствии технической возможности установить общедомовой прибор учета тепловой энергии в связи с необходимостью модернизации теплового узла, указав, также на необходимость принятия решения собственниками многоквартирного дома и накопления денежных средств по статье «текущий ремонт».
В своих пояснениях представитель АО «ДГК» подтвердил отсутствие технической возможности установки прибора учета без проведения модернизации теплового узла.
Согласно ответу ООО «Змеинка Плюс» от 14.06.2024 общее собрание собственников по вопросу модернизации теплового узла, а также по установке общедомового прибора учета тепла теплоснабжения в МКД по <адрес> не проводилась.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности», пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, оценив доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, указал, что ООО «Змеинка Плюс» не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по оснащению таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии в срок до 01.07.2012, обязанность по совершению таких действий возлагается на организацию, осуществляющую снабжение тепловой энергией и сети которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного дома, за счет лиц, не исполнивших в установленный срок обязанности по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, в связи с чем пришел к выводу отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции согласиться не может в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 13Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме (количество квартир в котором составляет не более чем тридцать); управлением товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). В зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются лица (организации), обязанные обеспечить оснащение многоквартирных домов соответствующими приборами учета.
В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
В силу ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 названного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Требования и нормативны по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В силу названных Правил организация, обслуживающая жилищных фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, являются: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
В соответствии пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно пп. «и», «к» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством РФ порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета).
Из вышеприведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергоснабжении мероприятия по энергоснабжению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Таким образом, обязанность ООО «Змеинка Плюс» по установке общедомового прибора учета тепловой энергии возложена на указанную организацию как осуществляющую управление многоквартирным домом в силу закона.
Отсутствие технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии по адресу: <адрес>, ответчиком в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по вопросу установки общедомового прибора учета тепловой энергии, отсутствие денежных средств, накопленных собственниками по статьей «текущий ремонт», также не являются основанием для не возложения на ответчика обязанности по установке общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, поскольку в силу требований вышеприведенных правовых норм работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов, как и другие мероприятия по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ.
Порядок финансового обеспечения производства работ по установке общедомового прибора учета тепловой энергии определен законом и производится за счет средств собственников помещений МКД путем включения таких расходов в оплату по содержанию общего имущества либо в порядке, установленном решением общего собрания собственников.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является незаконным и подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении иска прокурора и возложении на ООО «Змеинка Плюс» обязанности установить общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном <адрес> в <адрес>.
В силу положений ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Судебная коллегия полагает достаточным срок исполнения решения суда - 12 месяцев.
Руководствуясь ст. ст. 328 -330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Первомайского районного суда г. Владивостока от 14.06.2024 отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования прокурора Первомайского района г. Владивостока в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Змеинка Плюс» о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать ООО «Змеинка Плюс» (ИНН 2537049928/ОГРН 1082537000370) установить общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме по адресу: <адрес> течение 12 месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 27.08.2024.