Дело №2-412/21
УИД № 36RS0019-01-2021-000772-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Кантемировка 04 октября 2021 года
Кантемировский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Карпенко Т.В.,
при секретаре Гетманской Е.В.,
с участием: представителя истца – помощника прокурора Кантемировского района Воронежской области Павелко Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кантемировского района Воронежской области в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Новомарковского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности произвести государственную регистрацию объектов недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кантемировского района Воронежской области обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указывая на то, что прокуратурой Кантемировского района проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего правоотношения в области распоряжения и использования муниципальным имуществом. В ходе проверки установлено, что согласно реестру муниципальной собственности Новомарковского сельского поселения, на балансе администрации значатся: здание Новомарковского дома культуры (с. Новомарковка ул. Советская д.12), здание Попасного сельского дома культуры (с. Попасное).
Однако администрацией поселения в установленном порядке право собственности на указанные объекты недвижимости не зарегистрированы. Отсутствие зарегистрированного права собственности муниципального образования на данные объекты препятствует заключению долгосрочных договоров аренды, что приводит к эксплуатации объектов без надлежащего содержания и проведения текущего ремонта.
Неисполнением требований федерального законодательства о государственной регистрации права собственности или иных вещных прав на объекты недвижимости нарушаются интересы муниципального образования, поскольку игнорирование требований государства, выраженных в законодательных актах, подрывает авторитет органов власти, что является недопустимым.
Просят в судебном порядке возложить обязанность на администрацию Новомарковского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области, в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу, произвести государственную регистрацию объектов недвижимости: здания Новомарковского дома культуры (с.Новомарковка, ул.Советская, д.12), здания Попасного сельского дома культуры (с.Попасное).
В судебном заседании помощник прокурора Кантемировского района Воронежской области Павелко Я.В. исковое заявление поддержала по доводам, изложенным в нем, и просила его удовлетворить.
В судебное заседание ответчик - глава Новомарковского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области не явился, о дате и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно, надлежащим образом, письменным заявлением адресованным суду, просил дело рассмотреть в их отсутствии, не возражал об удовлетворении исковых требований. (л.д. 43).
Выслушав доводы истца, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования.
Как усматривается из искового заявления, прокурором заявлены требования об обязании, произвести государственную регистрацию объектов недвижимости: здания Новомарковского дома культуры, здания Попасного сельского дома культуры.
Судом установлено, что согласно реестру муниципальной собственности Новомарковского сельского поселения, на балансе администрации значатся: здание Новомарковского дома культуры, здание Попасного сельского дома культуры.(л.д.21).
Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены вопросы местного значения сельских поселений, к вопросам местного значения поселения, в том числе относится - владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ч. 3, 4 ст. 1 и ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-Ф3) государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется в том числе по заявлению правообладателя объекта недвижимости посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Частью 6 ст. 1 и ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 218-Ф3 предусмотрена обязательная государственная регистрация права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии со статьями 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной (п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи регулируется пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такие вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, администрация Новомарковского сельского поселения, на территории которого расположены названные объекты, наделена полномочиями по инициированию процесса постановки объекта недвижимости в силу его бесхозяйности на учет, с целью последующего обращения его в муниципальную собственность.
На территории Новомарковского сельского поселения Кантемировского муниципального района имеются: здание Новомарковского дома культуры, площадью 972 кв.м., год ввода в эксплуатацию 1992, возникновение 2005 год, здание Попасного сельского дома культуры, площадью 142,0 кв.м, год ввода в эксплуатацию 2005 год, которые не состоят на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество. В реестре муниципального имущества муниципального образования Новомарковского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области вышеуказанный объект значится.( л.д. 21)
Бездействие ответчика, выразившееся в не совершении действий по регистрации права собственности муниципального образования на спорный объект, препятствует заключению долгосрочных договоров аренды, что приводит к эксплуатации объекта без надлежащего содержания и проведения текущего ремонта.
В соответствии с постановлениями Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения
Федеральное законодательство в целях сохранности недвижимого имущества, государственного учета объектов недвижимости, совершаемых с ними сделок, установления обременений требует исполнения обязательных для всех лиц на всей территории Российской Федерации положений о государственной регистрации. Неисполнение требований о государственной регистрации объекта недвижимого имущества нарушает интересы муниципального образования как собственника, не позволяет обеспечить законный режим гражданского оборота объектов вещных прав. Между тем, в силу положений ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В связи с этим, суд находит требование прокурора Кантемировского района Воронежской области в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Новомарковского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности произвести государственную регистрацию объектов недвижимости обоснованным, подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Кантемировского района Воронежской области в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Новомарковского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности произвести государственную регистрацию объектов недвижимости удовлетворить.
Обязать администрацию Новомарковского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области, в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения в законную силу произвести государственную регистрацию объектов недвижимости: здание Новомарковского дома культуры (с.Новомарковка, ул. Советская, д.12), здание Попасного сельского дома культуры (с.Попасное).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кантемировский районный суд Воронежской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Изготовлено в совещательной комнате.
Судья КарпенкоТ.В
Дело №2-412/21
УИД № 36RS0019-01-2021-000772-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Кантемировка 04 октября 2021 года
Кантемировский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Карпенко Т.В.,
при секретаре Гетманской Е.В.,
с участием: представителя истца – помощника прокурора Кантемировского района Воронежской области Павелко Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кантемировского района Воронежской области в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Новомарковского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности произвести государственную регистрацию объектов недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кантемировского района Воронежской области обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указывая на то, что прокуратурой Кантемировского района проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего правоотношения в области распоряжения и использования муниципальным имуществом. В ходе проверки установлено, что согласно реестру муниципальной собственности Новомарковского сельского поселения, на балансе администрации значатся: здание Новомарковского дома культуры (с. Новомарковка ул. Советская д.12), здание Попасного сельского дома культуры (с. Попасное).
Однако администрацией поселения в установленном порядке право собственности на указанные объекты недвижимости не зарегистрированы. Отсутствие зарегистрированного права собственности муниципального образования на данные объекты препятствует заключению долгосрочных договоров аренды, что приводит к эксплуатации объектов без надлежащего содержания и проведения текущего ремонта.
Неисполнением требований федерального законодательства о государственной регистрации права собственности или иных вещных прав на объекты недвижимости нарушаются интересы муниципального образования, поскольку игнорирование требований государства, выраженных в законодательных актах, подрывает авторитет органов власти, что является недопустимым.
Просят в судебном порядке возложить обязанность на администрацию Новомарковского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области, в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу, произвести государственную регистрацию объектов недвижимости: здания Новомарковского дома культуры (с.Новомарковка, ул.Советская, д.12), здания Попасного сельского дома культуры (с.Попасное).
В судебном заседании помощник прокурора Кантемировского района Воронежской области Павелко Я.В. исковое заявление поддержала по доводам, изложенным в нем, и просила его удовлетворить.
В судебное заседание ответчик - глава Новомарковского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области не явился, о дате и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно, надлежащим образом, письменным заявлением адресованным суду, просил дело рассмотреть в их отсутствии, не возражал об удовлетворении исковых требований. (л.д. 43).
Выслушав доводы истца, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования.
Как усматривается из искового заявления, прокурором заявлены требования об обязании, произвести государственную регистрацию объектов недвижимости: здания Новомарковского дома культуры, здания Попасного сельского дома культуры.
Судом установлено, что согласно реестру муниципальной собственности Новомарковского сельского поселения, на балансе администрации значатся: здание Новомарковского дома культуры, здание Попасного сельского дома культуры.(л.д.21).
Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены вопросы местного значения сельских поселений, к вопросам местного значения поселения, в том числе относится - владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ч. 3, 4 ст. 1 и ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-Ф3) государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется в том числе по заявлению правообладателя объекта недвижимости посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Частью 6 ст. 1 и ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 218-Ф3 предусмотрена обязательная государственная регистрация права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии со статьями 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной (п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи регулируется пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такие вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, администрация Новомарковского сельского поселения, на территории которого расположены названные объекты, наделена полномочиями по инициированию процесса постановки объекта недвижимости в силу его бесхозяйности на учет, с целью последующего обращения его в муниципальную собственность.
На территории Новомарковского сельского поселения Кантемировского муниципального района имеются: здание Новомарковского дома культуры, площадью 972 кв.м., год ввода в эксплуатацию 1992, возникновение 2005 год, здание Попасного сельского дома культуры, площадью 142,0 кв.м, год ввода в эксплуатацию 2005 год, которые не состоят на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество. В реестре муниципального имущества муниципального образования Новомарковского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области вышеуказанный объект значится.( л.д. 21)
Бездействие ответчика, выразившееся в не совершении действий по регистрации права собственности муниципального образования на спорный объект, препятствует заключению долгосрочных договоров аренды, что приводит к эксплуатации объекта без надлежащего содержания и проведения текущего ремонта.
В соответствии с постановлениями Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения
Федеральное законодательство в целях сохранности недвижимого имущества, государственного учета объектов недвижимости, совершаемых с ними сделок, установления обременений требует исполнения обязательных для всех лиц на всей территории Российской Федерации положений о государственной регистрации. Неисполнение требований о государственной регистрации объекта недвижимого имущества нарушает интересы муниципального образования как собственника, не позволяет обеспечить законный режим гражданского оборота объектов вещных прав. Между тем, в силу положений ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В связи с этим, суд находит требование прокурора Кантемировского района Воронежской области в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Новомарковского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности произвести государственную регистрацию объектов недвижимости обоснованным, подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Кантемировского района Воронежской области в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Новомарковского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности произвести государственную регистрацию объектов недвижимости удовлетворить.
Обязать администрацию Новомарковского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области, в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения в законную силу произвести государственную регистрацию объектов недвижимости: здание Новомарковского дома культуры (с.Новомарковка, ул. Советская, д.12), здание Попасного сельского дома культуры (с.Попасное).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кантемировский районный суд Воронежской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Изготовлено в совещательной комнате.
Судья КарпенкоТ.В