Судья Скоробогатова Л.А. УИД 61RS0008-01-2023-006625-18
дело № 33-20216/2024
№ 2-1072/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 декабря 2024 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Горбатько Е.Н.,
судей Корецкого А.Д., Фетинга Н.Н.,
при секретаре Ивановской Е.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к ЖСК «Снабженец» об обязании согласовать программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирном доме по апелляционной жалобе ЖСК «Снабженец» на решение Советского районного суда г.Ростова-на-Дону от 19 сентября 2024 года.
Заслушав доклад судьи Фетинга Н.Н., судебная коллегия
установила
прокурор Советского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ЖСК «Снабженец» об обязании согласовать программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирном доме, указав в обоснование, что по итогам проведенной прокуратурой района проверки установлено, что ЖСК «Снабженец», являясь организацией, осуществляющей управление многоквартирным жилым домом по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, не разработана и не представлена на согласование в Управление Роспотребнадзора по Ростовской области программа производственного контроля качества и безопасности питьевой воды и горячей воды. Прокурор указал, что несоблюдение ответчиком требований действующего законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения может повлечь негативные последствия для жизни и здоровья граждан в случае потребления ими коммунальных ресурсов ненадлежащего качества.
На основании изложенного, прокурор просил суд обязать ЖСК «Снабженец» разработать и согласовать в Управлении Роспотребнадзора по Ростовской области программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирном доме, находящемся в управлении по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19 сентября 2024 года исковые требования прокурора г. Ростова-на-Дону удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением, ЖСК «Снабженец» подал апелляционную жалобу, в которой он просит об отмене решения суда, принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апеллянт приводит доводы, аналогичные изложенным в отзыве на исковое заявление, полагая, что суд первой инстанции не дал им должной правовой оценки.
Апеллянт отмечает, что ЖСК «Снабженец» не является лицом, осуществляющим водоснабжение, не эксплуатирует централизованную систему водоснабжения, а осуществляет управление общим имуществом многоквартирного дома в пределах внутридомовых сетей водоснабжения.
Апеллянт обращает внимание, что суд необоснованно возложил на ЖСК «Снабженец» полномочия по осуществлению контроля качества и безопасности питьевой воды и горячей воды, регламентированные требованиями СанПиН 2.1.3684-21, так как ответчик не является организацией, осуществляющей холодное и горячее водоснабжение.
Автор жалобы ссылается на то, что суд необоснованно ссылается в обжалуемом решении на Методические рекомендаций МР 2.1.4.0176-20 «Организация мониторинга обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения», так как ответчик не является организацией, эксплуатирующей централизованную систему водоснабжения, кроме того, данный документ носит рекомендательный характер.
Апеллянт обращает внимание, что правилами предоставления коммунальных услуг не предусмотрены мероприятия по организации и разработке программ производственного контроля качества, а также осуществление лабораторных исследований.
Автор жалобы указывает на то, что возложение на ЖСК «Снабженец» обязанности согласовать программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирном доме фактически противоречит толкованию Роспотребнадзора и Правительства РФ программы контроля.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов апелляционного представления, выслушав представителя истца, представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ЖСК «Снабженец» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным жилым домом по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, предоставляет собственникам помещений в указанном доме коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению.
Прокуратурой Советского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в результате которой установлено, что ЖСК «Снабженец» не разработана и не согласована в Управлении Роспотребнадзора по Ростовской области программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды.
По итогам проверки прокуратурой района председателю ЖСК «Снабженец» внесено представление от 08.12.2023, которое рассмотрено, однако конкретных мер к устранению выявленных нарушений не принято.
Обращаясь в суд с иском, прокурор района, ссылаясь на нарушение положений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, просил суд возложить на ответчика обязанность разработать и согласовать программу производственного контроля качества питьевой и горячей воды.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 161 ЖК РФ, Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», положениями Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 № 491, Методическими рекомендациями МР 2.1.4.0176-20 «Организация мониторинга обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от 30.04.2020, установив, что поскольку ЖСК «Снабженец» является юридическим лицом и управляющей организацией многоквартирных жилых домов, осуществляющей эксплуатацию централизованных и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения или водоотведения, пришел к выводу о наличии правовых основании для возложения на ответчика обязанности по разработке и согласованию в установленном порядке с Управлением Роспотребнадзора по Ростовской области программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции и его оценкой имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ЖСК «Снабженец» не является лицом, осуществляющим водоснабжение, не эксплуатирует централизованную систему водоснабжения, а осуществляет управление общим имуществом многоквартирного дома в пределах внутридомовых сетей водоснабжения, отклоняются судебной коллегией, поскольку у управляющей компании на обслуживании имеются инженерные сооружения (внутренние водопроводные сети - от места подключения к сетям поставщика до запорных устройств), предназначенные для транспортировки воды, которые управляющая компания эксплуатирует. Названный факт наделяет ее статусом организации, осуществляющей водоснабжение и, следовательно, несущей обязанность по осуществлению производственного контроля качества питьевой воды для систем внутренней разводящей сети и по разработке программы производственного контроля. Ответчик является лицом, ответственным за качество предоставляемых жильцам многоквартирного дома коммунальных услуг с использованием общедомовой системы водоснабжения.
Доводы жалобы о том, что суд необоснованно возложил на ЖСК «Снабженец» полномочия по осуществлению контроля качества и безопасности питьевой воды и горячей воды, регламентированные требованиями СанПиН 2.1.3684-21, так как ответчик не является организацией, осуществляющей холодное и горячее водоснабжение, основаны на неверном толковании норм материального права.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Частью 2 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ч. 5 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
В силу ч. 6 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя перечень показателей, по которым осуществляется контроль; указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов; указание частоты отбора проб воды.
В силу ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем).
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (часть 15 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.04.2015 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по делу № А13-2182/2014, организация, управляя многоквартирными домами и являясь исполнителем коммунальных услуг, обязана обеспечивать предоставление собственникам помещений коммунальных услуг надлежащего качества, в том числе услуги горячего водоснабжения, отвечающие санитарным и техническим требованиям, а также осуществлять контроль, в том числе путем организации производственного контроля качества горячей воды в соответствии с санитарными требованиями и нормативами.
Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения установлены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», введенных в действие с 01.03.2021.
В соответствии с п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 и приложениями № 2 - № 4 к Санитарным правилам.
Согласно п. 1 приложения № 4 к СанПиН 2.1.3684-21, хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения и (или) обеспечивающие население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, в соответствии с программой производственного контроля должны постоянно контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в местах водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей (далее - места водопользования).
Как следует из пункта 1 СанПиН 2.1.3684-21, настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Согласно пунктам 2.3.1, 2.3.2, 2.3.4 Методических рекомендаций МР 2.1.4.0176-20 «Организация мониторинга обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2020, производственный контроль обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения и/или обеспечивающим население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, по согласованной и утвержденной в установленном порядке программе производственного контроля качества и безопасности воды. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения и/или обеспечивающие население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, в соответствии с программой производственного контроля должны постоянно контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей (далее - места водопользования).
Таким образом, требования СанПиН 2.1.3684-21 распространяются на деятельность ЖСК, как осуществляющего эксплуатацию систем водоснабжения.
Доводы жалобы о том, что суд необоснованно ссылается в обжалуемом решении на Методические рекомендаций МР 2.1.4.0176-20 «Организация мониторинга обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения», так как ответчик не является организацией, эксплуатирующей централизованную систему водоснабжения, кроме того, данный документ носит рекомендательный характер, не являются основанием для отмены обжалуемого решения, так как апеллянтом не представлены доказательства, подтверждающие тот факт, что ЖСК «Снабженец» не относится к организациям, эксплуатирующим централизованную систему водоснабжения.
Доводы жалобы о том, что правилами предоставления коммунальных услуг не предусмотрены мероприятия по организации и разработке программ производственного контроля качества, а также осуществление лабораторных исследований, основаны на неверном толковании норм материального права.
Материалами дела подтверждается, что ЖСК «Снабженец» осуществляет управление многоквартирным жилым домом, находящимся по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в связи с чем является исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги, и обязано оказывать качественные коммунальные услуги.
В силу пп. 15, 16 ст. 2 Закона № 416-ФЗ организацией, осуществляющей холодное, горячее водоснабжение является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного, горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем.
В силу пунктов 15, 16 статьи 2 Закона N 416-ФЗ организацией, осуществляющей холодное, горячее водоснабжение является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного, горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем.
На основании части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В соответствии с частью 16 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
ЖСК, являясь исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме, в процессе осуществления своей деятельности должно точно и неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства Российской Федерации, в том числе, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Поскольку ЖСК во взаимоотношениях с жильцами многоквартирного дома является исполнителем коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, а также лицом, эксплуатирующим внутридомовые системы холодного водоснабжения, как лицо, ответственное за надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в состав которого включены, в том числе внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, обязано разработать программу производственного контроля и на основании данной программы проводить лабораторные исследования качества холодной и горячей воды в распределительной сети обслуживающего жилого многоквартирного дома на границе балансовой (эксплуатационной) принадлежности в соответствии с требованиями ст. ст. 11, 19 Федерального закона № 52-ФЗ, СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Кроме того, исходя из п. 78 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой должен информировать (в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов в письменной форме с момента возникновения аварийной ситуации, технических нарушений, получения результата лабораторного исследования проб воды) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам по микробиологическим, паразитологическим, вирусологическим и радиологическим показателям, а по санитарно-химическим - превышающем гигиенический норматив на величину допустимой ошибки метода определения в контрольных точках "перед подачей в распределительную сеть" и "в распределительной сети". В случае возникновения аварийной ситуации, технических нарушений на внутридомовых сетях водоснабжения, выполнение требований п. 78 СанПиН 2.1.3684-21 относится к исключительной компетенции организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, и не может быть отнесено к ресурсоснабжающей организации в силу требований статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ссылки апеллянта на то, что возложение на ЖСК «Снабженец» обязанности согласовать программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирном доме фактически противоречит толкованию Роспотребнадзора и Правительства РФ программы контроля, фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств дела, направлены на неправильное толкование норм действующего гражданского законодательства, в связи с чем не могут служить основанием для удовлетворения жалобы. Данные доводы дублируют позицию заявителя, занимаемую в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, которой была дана надлежащая всесторонняя оценка, соответствующая фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
Каких-либо иных доводов со ссылкой на находящиеся в деле, но не исследованные судом доказательства, в апелляционной жалобе не содержится.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Ростова-на-Дону от 19 сентября 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ЖСК «Снабженец» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 19.12.2024.