ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-983/2024 (33-12217/2023) судья-докладчик суда апелляционной инстанции Подлесная И.А.
№ 2-1602/2023 председательствующий судья суда первой инстанции Шевченко И.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 февраля 2024 года гор. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: |
Подлесной И.А. |
судей: |
Курской А.Г., Морозко О.Р. |
при секретаре: |
Руденко В.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению Сафронова Валерия Степановича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, по апелляционной жалобе Сафронова Валерия Степановича на решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 17 октября 2023 года
УСТАНОВИЛА:
Сафронов В.С. предъявил к ОСФР по РК иск о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии, указав, что является получателем пенсии с 2004года; при этом, с 1970 г. до 1977 г., то есть <данные изъяты>, работал в районах Крайнего Севера, что дает право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии со ст. 30 ФЗ №173-ФЗ, то есть с применением районных коэффициентов, установленных Правительством РФ. Однако, ответчик при расчете размера пенсии, подлежащей выплате с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с нормами российского законодательства, не учел материалы выплатного дела и не принял во внимание повышающие коэффициенты размера пенсии для лиц, имеющих стаж более <данные изъяты>. в РКС. Ответчиком также не учитывается то обстоятельство, что пенсия ему была назначена по достижению возраста 57 лет, хотя право на пенсионное обеспечение возникло в связи с достижением возраста 52 года; данные обстоятельства также влекут увеличение размера выплачиваемой пенсии.
Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 17 октября 2023 года в удовлетворении исковых требований к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии Сафронову Валерию Степановичу отказано.
В апелляционной жалобе, Сафронов В.С. просит решение суда первой инстанции отменить, поскольку не были учтены его доводы, изложенные в иске. Кроме того, вследствие невручения ему повестки нарушено процессуальное право на участие в судебном заседании.
В соответствии с определением ВС РК от ДД.ММ.ГГГГ дело рассматривается по правилам по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы выплатного дела, выслушав пояснения истца, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и постановить новое судебное решение.
Согласно пункта 2 части 4 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось судебное заседание по рассмотрению иска Сафронова В.С.; в судебное заседание стороны либо их представители не явились; судом постановлено решение. При этом, суд первой инстанции исходил из того, что истец извещен надлежащим образом посредством направления ему судебного извещения, а кроме того, информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном интернет- сайте Красногвардейского райсуда РК,
В материалах дела находится судебное заказное письмо с уведомлением (судебная повестка на ДД.ММ.ГГГГ), с отметкой почтового отделения о невручении его Сафронову В.С. по причине «истечение срока хранения». Таким образом, для суда являлось очевидным неполучение истцом судебной повестки, направленной почтой. При этом, сведений о том, что истец уклонялся от получения повестки, либо совершил иные недобросовестные действия, результатом которых явилось возникновение рисков неполучения извещения, в материалах дела не имеется. В исковом заявлении истец указал не только свой почтовый адрес, но и номер мобильного телефона. В материалах дела не имеется данных о том, что при очевидности факта неполучения повестки истцом, суд первой инстанции известил истца иным возможным способом - направлением телефонограммы (л.д. 113 ГПК).
По смыслу положений ст. 165-1 ГК РФ во взаимосвязи с разъяснениями постановления Пленума N 25 юридически значимое сообщение не может считаться доставленным, если по обстоятельствам, не зависящим от адресата, оно не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. В силу п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является безусловным основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).
Исходя из разъяснения, содержащегося в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суду первой инстанции при рассмотрении вопроса о надлежащем /ненадлежащем извещении истца о судебном заседании следовало поставить на обсуждение вопрос о причинах неполучения им судебной корреспонденции и возможности использования иных способов извещения, однако этого сделано не было.
В апелляционной жалобе истец указал, что в силу своего возраста не обладает навыками получения информации о времени и месте рассмотрения дела по Интернету. Судебные повестки по сообщенному им месту проживания не приходили; каких-либо извещений в иной форме также не поступало.
Учитывая положения ст. 35, 113, 116, 117 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ, судебная коллегия полагает, что рассмотрение дела ДД.ММ.ГГГГ состоялось в отсутствие истца, являющейся более слабой стороной в возникших правоотношениях, связанных с социальным обеспечением, который не был надлежаще извещен о рассмотрении дела по существу. Указанные обстоятельства в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Сафроновым В.С. заявлены исковые требования о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет его пенсионных выплат до выплат, установленных ранее в Республике Крым до 2014 года (л.д.1-3).
Из мотивировочной части искового заявления Сафронова В.В. и его пояснений в заседании судебной коллегии следует, что исковые требования сводятся к возложению на ОСФР по РК обязанности произвести расчет размера пенсии по нормам законодательства Российской Федерации, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, то есть начала действия пенсионного законодательства Российской Федерации на территории Республики Крым, с учетом факта его работы продолжительностью <данные изъяты>. в РКС; факта назначения пенсии по основаниям Списка №2 (тяжелые условия труда) позже возникновения права на пенсионное обеспечение, что в своей совокупности, по мнению истца, влечет применение повышающих районных коэффициентов при определении расчетного размера трудовой пенсии и определения стажа работы для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии. Сафронов В.С. считает, что нарушены его пенсионные права, предусмотренные статьями 30, 33 ФЗ №400-ФЗ.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Сафронов В.С. проживает в Республике Крым; ДД.ММ.ГГГГ истец являлся получателем досрочной пенсии, установленной на основании Списка №2 по законодательству Украины, действовавшему на территории РК до ДД.ММ.ГГГГ; размер пенсии, исчисляемый с учетом Указа Президента Российской Федерации от 31.03.2014года №192»О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и гор. Севастополя», по состоянию на 31.12.2014 года составлял 20182, 71 руб. С 1.01.2015 года (для целей сравнения с «сохраненным» размером пенсии по ст. 4 ФЗ №208-ФЗ) по документам выплатного дела произведен перерасчет размера пенсии в соответствии с нормами ФЗ№400-ФЗ, в результате которого размер страховой пенсии по старости составил 11002, 15 руб. При данном расчете в суммарном значении трудового стажа <данные изъяты> учитывался, среди прочих, период работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Период работы Сафронова В.С. с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> был учтен пенсионным органом в общий трудовой стаж в льготном исчислении как <данные изъяты> – плавсостав районов Крайнего Севера. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> <данные изъяты>) учтен как работа в тяжелых условиях труда (Список №2). При определении отношения среднемесячного заработка, исчисленного за период работы с января 1972года по ДД.ММ.ГГГГ к среднемесячной заработной плате в РФ за этот же период (3,511) принималась максимально возможный показатель 1.2 в соответствии со ст. 30 Закона №172 –ФЗ (л.д. 20, 21, 22).
В силу положений части 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
ОСФР по РК расчет размера пенсии производил по наиболее выгодному для истца варианту - по пункту 3 ст. 30 ФЗ №173-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 ФЗ№173-ФЗ, при определении расчетного размера трудовой пенсии при оценке застрахованного лица отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При этом, учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
В случаях, когда представлены сведения о заработной плате с выплатами разных по размеру районных коэффициентов, для учета в повышенном размере указанного отношения заработков принимается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
Согласно пункта 2 статьи 28 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", к положениям которой отсылает пункт 3ст 30 ФЗ №173-ФЗ, при назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 2, 6 и 13 пункта 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.
В абзаце первом подпункте «6» п. 1 ст. 28, Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ, указаны: мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно статье 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (поименована: Суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 7 - 14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6 - 9 статьи 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Таким образом, в соответствии со ст. 28.1 ФЗ№173-ФЗ, для целей определения стажа работы Сафронова в районах Крайнего Севера для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в РКС к указанной работе приравнивалась работа по Списку № 2 (пп. 2 ст. 27 ФЗ №173 –ФЗ). То есть, стаж работы Сафронова В.С. для целей определения стажа в РКС и снижения возраста, суммарно составляет: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (плавсостав в РКС- <данные изъяты>) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (список № 2) – <данные изъяты>.
Сафронов В.С., как того требуют условия пункта 3 статьи 30 ФЗ №178-ФЗ, не проживал в РКС по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; при суммарном подсчете стажа в РКС и по Списку № 2 (в календарном порядке) стаж работы в РКС составляет менее 15 лет. Таким образом, применение повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной в РФ не должно учитываться; пенсионный орган обоснованно принимал во внимание указанное соотношение заработков в размере не свыше 1.2.
Ссылка Сафронова В.С. на необходимость учета периода работы в РКС для целей применения пункта 3 ст. 30 ФЗ №178-ФЗ в полуторном размере необоснованна, поскольку в данной норме права, как и в ст. 28.1 ФЗ №173-ФЗ, указывается о календарном учете стажа ( 15 календарных лет).
В пунктах 24, 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 (пункт 24 постановления).
Обратить внимание судов на то, что исходя из пункта 5 названных выше Правил, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, в календарном порядке (пункт 25 постановления).
Доводы Сафронова В.С. о том, что нарушены его пенсионные права вследствие неприменения пенсионным органом статьи 33 ФЗ №400-ФЗ, действующей с 1.01.2015 года, также несостоятельны.
Согласно статьи 33 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (поименована: Суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Ответчик обоснованно ссылается в возражениях на иск Сафронова В.С. на то, что суммирование стажа, предусмотренное статьей 33 ФЗ №400-ФЗ, предусмотрено для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости (а не для целей расчета размера пенсии); истцом право на досрочную страховую пенсию реализовано в 2004 году. При суммировании стажа по нормам ст. 33 ФЗ №400-ФЗ: 7 лет 2 мес. (плавстостав, РКС) и 3 года 1 мес., продолжительность работы в РКС составляет менее 15 лет.
Сафронов В.С. также ссылается на необходимость исчисления размера его пенсии в соответствии с нормами Закона РФ от 20.11.1990года №340-1 « О государственных пенсиях в Российской Федерации». Данный Закон утратил силу с 1.01.2002года в связи с принятием ФЗ №173-ФЗ. По смыслу статей 7, 14 Закона № 340-1, даже при выезде из районов Крайнего Севера, сохранялся размер пенсии, исчисленной с применением повышенного отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, тем лицам, пенсия которым назначена в соответствии с частью 1ст 14 Закона (проработавшим в РКС не менее 15 лет).
Таким образом, данные положения к разрешению возникшего спора не применимы.
Как следует из положений ст. 30 ФЗ №173-ФЗ, расчетный размер трудовой пенсии может определяться (в случае выбора застрахованного лица) по формуле, предусмотренной в пункте 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При этом, в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктом 4 статьи 30 ФЗ №173-ФЗ, под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, среди прочего, периоды работы в качестве рабочего, служащего.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением, среди прочего, периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере.
Согласно абзаца 40 пункта 4 ст. 30 ФЗ №173-ФЗ, расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с пунктом 4, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - 648 рублей 62 копеек. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, суммы, указанные в абзаце сороковом настоящего пункта, в том числе повышенные с учетом продолжительности общего трудового стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Сафронов В.С. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в РКС не проживал.
Исчисление стажа работы в РКС в полуторном размере, как того требует истец, производится не в специальный стаж, а в общий трудовой стаж.
Согласно абзаца 42 пункта 4 статьи 30 ФЗ №173-ФЗ, лицам, имеющим 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также лицам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, если они не менее 6 лет 8 месяцев или не менее 5 лет (соответственно мужчины и женщины) проработали в районах Крайнего Севера на работах, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, а также лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, если они не менее 8 лет 4 месяцев или не менее 6 лет 8 месяцев (соответственно мужчины и женщины) проработали в районах Крайнего Севера на работах, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, суммы, указанные в абзаце сороковом настоящего пункта, в том числе повышенные с учетом продолжительности общего трудового стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. Указанное увеличение производится независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до 1 января 2002 года.
Сафронов В.С. менее <данные изъяты> работал в районах Крайнего Севера на работах, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ N 173-ФЗ (работа в плавсоставе РКС – 7 <данные изъяты> Трудовой стаж на работах, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 ФЗ №173-ФЗ (п.1 ч.1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ) не установлен. Согласно статьи 3 ФЗ №208-ФЗ, перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела; право на пенсию не пересматривается. По материалам выплатного дела Сафронова В.С., право на пенсию и ее размер определялось исходя из наличия стажа, предусмотренного Списком № 2 – <данные изъяты>.; плавсостав морской\речной флот- <данные изъяты> Эти обстоятельства истцом не оспариваются.
По этим же мотивам, то есть в связи с отсутствием факта работы в РКС не менее 15 календарных лет, или факта работы в РКС в тяжелых условиях труда - не менее 8 лет и 4 мес., судебной коллегией признаются несостоятельными доводы истца о сохранении права на расчет размера пенсии с учетом районных коэффициентов в соответствии со ст. 31 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений.
Согласно статьи 31 Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (наименование статьи «Сохранение размера пенсии при выезде из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»), лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, пенсия назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией. Этот порядок распространяется также на лиц, имеющих право на пенсию в связи с особыми условиями труда. Пенсия устанавливается: по списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей мужчинам, проработавшим на Крайнем Севере не менее 6 лет 8 месяцев, и женщинам - не менее 5 лет; по списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей мужчинам, проработавшим на Крайнем Севере не менее 8 лет 4 месяцев, и женщинам - не менее 6 лет 8 месяцев.
Доводы Сафронова В.С. о том, что согласно статье 17 ФЗ №400-ФЗ он имеет право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, также не могут быть учтены. Суммирование по правилам ст. 33 ФЗ №400- ФЗ для определения стажа работы в РКС для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии не применяется, о чем указано в ч1ст 33 ФЗ №400-ФЗ.
Согласно части 4 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Сафронов В.С. проработал в РКС менее 15 календарных лет - <данные изъяты> (календарно).
Доводы Сафронова В.С. о том, что при расчете размера пенсии по нормам законодательства Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ должен был учитываться факт установления пенсии позже возникновения права на пенсионное обеспечение, не указывают на неправильность перерасчета размера пенсии по пункту 3 части 1 ст. 30 ФЗ № 178№-ФЗ; с данным указанным истцом обстоятельством законодательство не связывает применение повышающих коэффициентов.
На основании п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Руководствуясь статьей 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 17 октября 2023 года отменить, в иске Сафронову Валерию Степановичу - отказать.
Председательствующий:
Судьи: