(№ 2 -583/2022)
УИД: 59RS0004-01-2021-008713-95
Судья – Оплетина Е.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Пьянкова Д.А.,
и судей Шабалиной И.А., Владыкиной О.В.,
при ведении протокола помощником судьи Носовой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 06 июля 2022 года дело по апелляционной жалобе администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 28 февраля 2022 года, которым постановлено: «возложить обязанность на администрацию г. Перми привести в нормативное состояние вспомогательные помещения специализированного жилищного фонда (душевые комнаты, умывальные, кухни, холлы, туалеты), расположенные по адресу: г. Пермь, ул. **** в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.».
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Шабалиной И.А., выслушав представителя истца Левыкину Л.Л., представителя третьего лица МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» Малых А.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г. Перми обратился в суд с иском к администрации г. Перми о возложении обязанности по приведению в нормативное состояние вспомогательных помещений специализированного жилищного фонда (душевые комнаты, умывальные, кухни, холлы, туалеты), расположенных по адресу: г. Пермь, ул. **** в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.
В обоснование требований указав, что прокуратурой г. Перми в ходе проверки информации в СМИ о ненормативном состоянии специализированного жилищного фонда г. Перми установлено, что жилые помещения, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. **** с 4 по 9 этажи (комнаты с №** по №**), являются муниципальными и отнесены к специализированному жилищному фонду – маневренный фонд. Согласно акту проверки ИГЖН Пермского края от 28.06.2021 по результатам обследования помещений 4, 5, 6, 9 этажей выявлены нарушения. В соответствии с протоколом (актом) санитарно-эпидемиологического обследования от 28.07.2021 №2039-ЦА при обследовании жилых помещений маневренного фонда по ул. ****, расположенных на 4-9 этажах здания на 8 этаже обнаружены не соответствие требованиям п. 128 СанПиН 2.1.3684-21. Прокуратурой г. Перми Главе города Перми 24.04.2020 внесено представление об устранении нарушений жилищного, бюджетного законодательства с требованием провести ремонт в помещениях, используемых для обслуживания комнат, расположенных в муниципальном маневренном жилищном фонде в указанном доме. Представление рассмотрено, удовлетворено. Первоначально планировалось проведение ремонтных работ в срок до 30.06.2020, в дальнейшем – до 15.08.2021. Ремонт помещений, используемых для обслуживания жилых комнат не осуществлен до настоящего времени.
Судом постановлено приведенное выше решение, с которым не согласился ответчик Администрация г. Перми, обратившись с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, вынести новое, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
В обоснование требований указывают, что с решением суда не согласны, считают, что судом допущены нарушения норм материального и процессуального права, неверно дана оценка обстоятельствам имеющим значение для дела. Указывают, что распоряжением начальника управления от 18.09.2019г № 059-11-01-04-335 «Об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда, используемого в качестве общежития» жилые помещения специализированого жилищного фонда, используемого в качестве общежития, в доме №** по ул. ****, г. Перми исключены из специализированного жилищного фонда, дом, расположенный по адресу: ул. **** признан многоквартирным домом. Обязанность по проведению ремонта и приведению в нормативное состояние мест общего пользования в вышеуказанном доме, возложена управляющую организацию ООО «ПМУП «Городское коммунальное и тепловое хозяйство». Обязанность по проведению ремонта и приведению в нормативное состояние пустующих муниципальных жилых помещений в доме №** по ул. **** г. Пермь, возложена на МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми». Более того, указывают, что в адрес управляющей компании и департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми направлялись обращения о необходимости привидения в нормативное состояние мест общего пользования и ремонта общедомового имущества. Вместе с тем, полагают нецелесообразным проведение текущего ремонта до проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных сетей, поскольку дом включен в Региональную программу фонда капитального ремонта на период 2021-2023 годы.
Из возражений прокуратуры города Перми следует, что решение суда является законным и основанным на представленных в суд доказательствах, доводы апелляционной жалобы необоснованные.
Представитель истца в судебном заседании поддержала письменные возражения на апелляционную жалобу, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, но не явившихся в судебное заседание, выслушав представителя истца, представителя третьего лица, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 92 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) установлено, что жилые помещения маневренного фонда относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно ст.95 ЖК РФ, жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; 2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; 3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; 3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; 4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Из содержания ст. 15 ЖК РФ следует, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 12.01.2011 комнаты с №** по №** общей площадью 1715,6 кв.м., в том числе жилой площадью 998,5 кв.м., в доме №** по ул. **** с 14 июня 2001 года признаны жилыми помещениями маневренного жилищного фонда.
Распоряжение начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 18.09.2019 из специализированного жилищного фонда, используемого в качестве общежития, исключены жилые помещения в доме №** по ул. **** Свердловского района города Перми. Дом признан многоквартирным жилым домом.
Согласно техническому паспорту на домовладение по адресу: г. Пермь, ул. **** от 12.02.2020 в здании расположено 96 жилых комнат, на этажах расположено по 2 блок-секции, включающие в себя 8 комнат, на которые приходится по 4 туалета, 1 кухня, 3 умывальных комнаты. Вход в блок-секцию осуществляется через холл на этаже, вход в помещения, предназначенные для обслуживания комнат (умывальные комнаты, кухня, туалеты, душевые), оборудован из общих комнат и доступен только жильцам комнат одной блок-секции.
Прокурором г. Перми в адрес Главы города Перми внесено представление от 24.04.2020 об устранений выявленных нарушений законодательства, их причин и условий, им способствующих, в том числе провести работы по приведению в нормативное техническое состояние мест общего пользования (умывальные комнаты, туалет) специализированного жилищного фонда дома №** по ул. **** г. Перми. В ответ на представление Глава города Перми направил в адрес прокурора г. Перми ответ, из которого следует, что спорные жилые помещения специализированного жилищного фонда исключены из специализированного жилищного фонда, после проведения работ по постановке мест общего пользования 4-9 этажей на государственный кадастровый учет, изготовления технических планов на квартиры и в дальнейшем их постановки на государственный кадастровый учет с целью смены статуса жилых помещений, находящихся в секции, на статус комнат в квартире, планируется провести текущий ремонт мест общего пользования (умывальных комнат, туалетов) маневренного фонда по ул. ****. Указанный дом включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 года, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 №288-п.
Актом проверки Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 28.06.2021 по результатам обследования многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. **** выявлены нарушения, которые подробно изложены в решении суда. При этом, согласно протоколу санитарно-эпидемиологического обследования №2039-ЦА от 28.07.2021 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» жилые помещения маневренного фонда, расположенные в здании по адресу: **** не соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам п. 128 СанПиН 2.1.3684-21.
Согласно представленным сведениям объем муниципального маневренного жилищного фонда по адресу: г. Пермь, ул. **** составляет 95 жилых помещений общей площадью 1013,6 кв.м., из них: 67 жилых помещений, предоставленных по договору найма общей площадью 711,4 кв.м., где проживает 106 человек. Свободные жилые помещения составляют 28 помещений общей площадью 302,2 кв.м., 15 жилых помещений – пункт временного размещения, общей площадью 160,8 кв.м.
МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» в адрес НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» было направлено письмо от 28.01.2022, где изложена просьба о рассмотрении возможности проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. **** в 2022 году для организации ремонтных работ в местах общего пользования 4-9 этажей многоквартирного дома.
НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» дан ответ, что собственникам помещений многоквартирного дома необходимо направить в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, либо в адрес регионального оператора заявление с приложением необходимых документов для инициирования комиссии по определению необходимости капитального ремонта многоквартирного дома.
22.07.2021 помощником прокурора г. Перми З. совместно с врачом гигиены ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» Ф. проведен визуальный осмотр объекта по адресу: помещений маневренного фонда по адресу: г. Пермь, ул. ****.
Установив указанные обстоятельства, оценив представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, указав, что органом местного самоуправления не выполнены требования жилищного законодательства, обязывающие его содержать в надлежащем состоянии принадлежащее ему имущество. Нахождение помещений вспомогательного назначения, входящего в состав специализированного жилищного фонда, в состоянии, не отвечающем установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, нарушает права граждан, как проживающих в данном жилищном фонде в настоящее время, так и граждан, которые в силу действующего законодательства могут быть вселены в указанные жилые помещения, в связи с чем, требования прокурора удовлетворил в полном объеме.
Оценив доводы ответчика о нецелесообразности проведения ремонта в спорных вспомогательных помещениях до проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем, суд пришел к выводу о том, что доводы ответчика носят предположительный характер, доказательств срока переноса работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома на более ранний срок суду не представлено, в связи с чем, суд пришел к выводу о том что отложение работ по косметическому ремонту приведет к дальнейшему ухудшению нормативного состояния вспомогательных помещений и нарушению прав неопределенного круга лиц, что в силу действующего законодательства недопустимо.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с данными выводами суда первой инстанции и приходит к выводу, что апелляционные жалобы не содержат правовых оснований для отмены постановленного судебного решения по следующим основаниям.
Доводы апелляционной жалобы об исключении спорных помещений из специализированного жилищного фондом, а также о том, что обязанность по проведению ремонта и приведению в нормативное состояние мест общего пользования в вышеуказанном доме, возложена управляющую организацию ООО «ПМУП «Городское коммунальное и тепловое хозяйство», а обязанность по проведению ремонта и приведению в нормативное состояние пустующих муниципальных жилых помещений в доме №42 по ул. Народовольческая г. Перми возложена на МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» не служат правовым основанием для отмены решения суда и принятии иного решения от отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку указанные обстоятельства не освобождают ответчика, как собственника жилых помещений, от несения бремени содержания своего имущества возникшего в силу закона. Неверного либо ошибочного толкования либо применения норм права, регулирующих возникшие правоотношения, судом первой инстанции не допущено. При этом, обязанность организовать проведение работ по устранению выявленных нарушений может быть реализована администрацией города Перми через свои структурные подразделения, к которым относится и МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми».
Доводы апелляционной жалобы о нецелесообразности проведения текущего ремонта до проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных сетей, поскольку дом включен в Региональную программу фонда капитального ремонта на период 2021-2023 годы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку данное субъективное мнение не основано на нормах материального права, при этом, указанным доводам дана надлежащая оценка судом первой инстанции, что следует из содержания решения суда, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится. Судебная коллегия считает, что всем доводам ответчика в решении суда дана правильная, полная и мотивированная правовая оценка.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам ответчика заявленным в судебном заседании и по сути не содержат сведений, опровергающих выводы суда первой инстанции. Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, оценив возражения ответчика, дал надлежащую оценку установленным обстоятельствам и представленным доказательствам, по правилам ст. 67 ГПК РФ, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба администрации г. Перми подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 28 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Перми - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи