дело № 2-2535/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе
председательствующего судьи Камышановой А.Н.,
при секретаре Сафаровой Л.В.,
с участием истца Панкратова Е.Н., представителя ответчика ГКУ «Центр социальной защиты населения по городу Волжскому» Шумиличевой И.С.,
31 мая 2019 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском Волгоградской области гражданское дело по исковому заявлению Панкратова Е.Н. к Государственному казённому учреждению «Центр социальной защиты населения по городу Волжскому» о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты, обязании назначить компенсацию расходов
УСТАНОВИЛ
Панкратов Е.Н. обратился в суд с иском к Государственному казённому учреждению «Центр социальной защиты населения по городу Волжскому» (далее ГКУ ЦСЗН) о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты, обязании назначить компенсацию расходов. В обосновании указав, что "."..г. обратился в ГКУ ЦСЗН с заявлением о назначении ежемесячно денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Решением №... ему было отказано в назначении выплаты по причине наличия долга. Указывает, что долга за компенсируемый период нет. Просит суд признать решение №... от "."..г. ГКУ ЦСЗН незаконным, назначить Панкратову Е.Н. компенсацию расходов за капитальный ремонт за фактически оплаченный период.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, указав, что <...>.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении. Пояснил, что <...>
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковые требования не подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - ФЗ «О ветеранах»).
Пунктом 1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда».
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, реализацию мер социальной поддержки, установленных этим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном Федеральном законе (статья 8 ФЗ «О ветеранах»).
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пункт 4 пункта 1 статьи 13 ФЗ «О ветеранах»).
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 ФЗ «О ветеранах»).
Частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
В Волгоградской области предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, включая ветеранов труда, осуществляется в соответствии с Законом Волгоградской области от 31 декабря 2015 года № 246-ОД «Социальный кодекс Волгоградской области», вступившим в силу с 1 июля 2016 года.
В соответствии со статьёй 27 названного закона ветеранам труда предоставляются следующие меры социальной поддержки: ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Размер которой составляет 529 рублей, а также ежемесячная денежная выплата (ЕДВ на оплату ЖКУ) на компенсацию 50 процентов: взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов от указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного за один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, и занимаемой общей площади жилых помещений в коммунальных квартирах –занимаемой площади) в пределах социальной норма площади жилья, установленной Администрацией Волгоградской области.
В соответствии со статьей 7 Закона Волгоградской области от 31 декабря 2015 года N 246-ОД "Социальный кодекс Волгоградской области" приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 19 апреля 2016 года N 396 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан за счет средств областного бюджета. При этом меры социальной поддержки предоставляются государственными казенными учреждениями Центрами социальной защиты населения, подведомственными комитет социальной защиты населения Волгоградской области в виде ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе компенсацию части взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (п. 1.3 Порядка).
Согласно пункту 2.9 Порядка, ЕДВ на оплату ЖКУ назначается гражданам индивидуально в виде авансовых сумм в размере, определяемом как сумма компенсаций расходов по оплате 50 процентов каждого вида жилищно-коммунальных услуг.
В пункте 2.7 указанного Порядка содержится перечень оснований для принятия Центром социальной защиты решения об отказе в назначении мер социальной поддержки:
- несоответствие гражданина требованиям и условиям, установленным пунктами 1.1, 1.2, 1.4 - 1.6 настоящего Порядка;
- непредставление документов, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего Порядка, или наличие в представленных документах недостоверных сведений;
- незаполнение одного или нескольких обязательных для заполнения полей формы заявления.
Судом установлено, что Панкратов Е.Н. является ветераном труда, что подтверждается копией удостоверения серии Т-VI №..., выданного "."..г. ГКУ ЦСЗН (л.д. 11).
Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права от "."..г. сособственниками <адрес> в <адрес> по ? доли являются Панкратов Е.Н., а также его супруга Панкратова Н.Н. (л.д. 15). Лицевой счёт по указанной квартире открыт на имя Панкратовой Н.Н. Указанные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании сторонами.
В марте 2019 года Панкратов Е.Н. обратился в ГКУ ЦСЗН с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Решением ГКУ ЦСЗН№... от "."..г. Панкратову Е.Н. в назначении ежемесячной денежной выплате на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отказано по причине наличия у него задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт. В выплате отказано до момента погашения задолженности или заключения соглашения по её погашению (л.д. 6).
Не согласившись с указанным решением "."..г. Панкратов Е.Н. подал на него жалобу в Комитет социальной защиты населения <адрес> (л.д. 7).
Письмом от "."..г. №... Панкратову Е.Н. разъяснено, что в связи с наличием не погашенной задолженности региональному оператору УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Волгоградской области» в назначении выплаты ЕДВ на оплату ЖКУ отказано, после погашения задолженности или при заключении соглашения по погашению, Панкратов Е.Н. имеет право обратиться в Центр за назначением выплаты (л.д. 8).
Из пункта 1.5 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан за счет средств областного бюджета усматривается, что меры социальной поддержки назначаются гражданину при отсутствии у него задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданином соглашений по её погашению (пункт 1.5 Порядка).
В целях выявления обстоятельств, влияющих на право получения ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, комитет социальной защиты населения Волгоградской области обеспечивает информационное взаимодействие центров социальной защиты населения с организациями, предоставляющими гражданам жилищно-коммунальные услуги, в том числе путем заключения соответствующих соглашений (пункт 3.2 Порядка).
Согласно приведённым нормативным положениям право определённых категорий граждан, в том числе лиц, признанных ветеранами труда, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральным законом. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральным законом, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения и направлены на поддержание нормального жизненного уровня этих граждан.
По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут явиться основанием для приостановления предоставления гражданину уполномоченным органом компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Как разъяснено в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период её образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжёлое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Из изложенных выше нормативных положений, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует:
Наличие у уполномоченного органа, предоставляющего гражданину в качестве меры социальной поддержки компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, информации о задолженности у получателя такой компенсации само по себе не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления этой меры социальной под держки.
Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой выплаты, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о приостановлении предоставления компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в частности до принятия такого решения проверить поступившую к нему информацию о наличии задолженности, установить, соответствует ли информация о наличии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг действительному положению дел, и, если такая задолженность имеет место, установить причины её возникновения.
Принятие решения уполномоченным органом о приостановлении предоставления гражданину такой меры социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, допускается только в случае, если уполномоченным органом будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или имеет место невыполнение гражданином условий соглашения по погашению этой задолженности. При возникновении спора между получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и уполномоченным органом по вопросу о наличии у получателя этой меры социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и причинах её возникновения правомерность действий по приостановлению предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателю этой меры социальной поддержки должен доказать уполномоченный орган.
При наличии уважительных причин образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
При отсутствии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг приостановление уполномоченным органом предоставления гражданину мер социальной поддержки не допускается.
В суде установлено, что на основании межведомственного взаимодействия ГКУ ЦСЗН от учреждения «Современные городские технологии» в рамках информационного обмена информацией, получены сведения о наличии задолженности по оплате взноса за капитальный ремонт по квартире, расположенной по адресу <адрес><...> в размере <...> рублей 46 копеек (л.д. 16).
Указанная информация подтверждена также представлены Панкратовым Е.Н. документами (квитанции на оплату обязательного взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД). Согласно данных документов, по квартире, расположенной по адресу <адрес><...> имеется задолженность на <...> года в размере <...> рублей <...> копеек, на март <...>, на апрель <...>
Панкратов Е.Н. в суде не оспаривал, что с <...> года производит оплату обязательного взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД по квартире только за текущие периоды, а именно за <...>, за <...>, за <...>
Судом не установлено уважительности причин не оплаты взноса за капитальный ремонт Панкратовым Е.Н., данная задолженность имеет место более чем за 2 месяца, что не оспаривалось сторонами в суде.
Образовавшуюся задолженность за предыдущие периоды Панкратов Е.Н. не оплачивает, соглашения о её погашении не заключает, так как считает, что данная задолженность не может являться основанием для отказа в назначении компенсации по ЕДВ на оплату ЖКУ, так как компенсации подлежит только текущий оплаченный период.
В тоже время суд считает, что указанный довод основан на неверном толковании норм права.
Установление мер социальной поддержки гражданину может иметь место только при отсутствии у него задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданином соглашений по её погашению. В данном случае не имеет юридического значения период образования задолженности, а именно за предыдущий период или компенсируемый.
Суд считает, что ГКУ ЦСЗН правомерно приняло решение об отказе в назначении мер социальной поддержки Панкратову Е.Н., поскольку взнос на капитальный ремонт является одним из структурных элементов платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме, установленной ЖК РФ, и наличие задолженности по данному взносу при условии неоплаты задолженности в течение двух и более месяцев влечёт отказ в предоставления субсидий получателям мер социальной поддержки, в том числе и ветеранам труда.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Отказать Панкратову Е.Н. в удовлетворении исковых требований к Государственному казённому учреждению «Центр социальной защиты населения по городу Волжскому» о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты, обязании назначить компенсацию расходов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме
Судья А.Н. Камышанова
Справка: мотивированное решение изготовлено 5 июня 2019 года
Судья А.Н. Камышанова