18.10.2017 г. п. Дубки
Судья Саратовского районного суда Саратовской области Дементьева О.С.,
при секретаре Пивиной Е.В.,
с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности ООО «ПолиСнаб» Гузевой Л.В.,
представителя Роспотребнадзора по Саратовской области Ямина Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПолиСнаб» на постановление по делу об административном правонарушении от 31.08.2017г. заместителя начальника Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области по ст. 6.5 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «ПолиСнаб»,
установил:
в Саратовский районный суд Саратовской области поступилажалоба на постановление по делу об административном правонарушении от 31.08.2017 г. заместителя начальника Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области, которым юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «ПолиСнаб» признано виновным по ст. 6.5 КоАП РФ с назначением юридическому лицу наказания в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
ООО «ПолиСнаб» в жалобе на указанное постановление просит суд его отменить, как незаконное и необоснованное, поскольку договорами на ООО «ПолиСнаб» не возложена обязанность водоснабжения в целом, а лишь использование переданного имущества по его целевому назначению, которое заключается в технологическом обеспечении водой сельских населенных пунктов. Договором предусмотрено содержание имущества и производство текущего ремонта. Договором не предусмотрено проводить модернизацию, реконструкцию, капитальный ремонт, аварийный ремонт за счет арендатора. Кроме того, организацией, осуществляющей водоснабжение, является муниципальное образование.
В судебном заседании представитель ООО «ПолиСнаб» Гузева Л.В., доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям. Указывает на то, что между ООО «ПолиСнаб» и администрацией <данные изъяты> муниципального образования Саратовского района Саратовской области заключен договор о передаче в краткосрочную аренду недвижимого муниципального имущества <данные изъяты> муниципального образования, согласно которому ООО «ПолиСнаб» обязано использовать имущество исключительно по целевому назначению. Следовательно, на ООО «ПолиСнаб» не возложена обязанность производить реконструкцию данного имущества. Ссылается на то, что ООО «ПолиСнаб» не является гарантирующей организацией.
Представитель Роспотребнадзора по Саратовской области Ямин Г.В.,в судебном заседании с жалобой не согласен, просит оставить оспариваемое постановление без изменения, а жалобу ООО «ПолиСнаб» без удовлетворения. При этом пояснил, что ООО "ПолиСнаб", обеспечивающее поставку воды, обязано осуществлять производственный контроль качества питьевой воды, обеспечивать соответствие качества воды санитарно-эпидемиологическим требованиям, разработать и согласовать рабочую программу производственного контроля качества воды, осуществлять производственный контроль качества питьевой воды посредством проведения лабораторных исследований.
Заслушав участвующих в деле лиц, рассмотрев дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, проверив в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, суд приходит к следующему.
Жалобы на постановления должностных лиц и коллегиальных органов по делам об административных правонарушениях согласно ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ подаются в районные суды и рассматриваются судьями этих судов в судебных заседаниях с участием заинтересованных лиц и выяснением всех обстоятельств дела в полном объеме (ст. 30.6 КоАП РФ). При рассмотрении жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях предметом оценки их качества, в числе прочего, являются обоснованность постановлений (п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ) и соблюдение материальных и процессуальных правовых норм при рассмотрении дела (ст. 30.7 КоАП РФ).
Административная ответственность по ст. 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Объектом данного административного правонарушения выступают публично-правовые, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, объективную сторону составляют противоправные действия или бездействие, выраженные в неисполнении или нарушении установленных требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению, субъектами являются граждане и должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в обязанности которых входит соблюдение требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст. 18Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ « О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 32 вышеприведенного Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг; производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом; лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
В соответствии с п. 4.7. СанПин 2.1.41074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденных Постановлением Главным государственным санитарном врачом Российской Федерации от 26.09.2001г. №24 - производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 июля 2001 г. N 19 введены в действие Санитарные правила - СП 2.1.5.1059-01.2.1.5. "Водоотведение населенных мест. Санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. Санитарные правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16.07.2001 (далее - СП 2.1.5.1059-01).
Пунктом 1.3. СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» предусмотрено, что санитарные правила обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, гражданами, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов по добыче питьевых подземных вод, других хозяйственных и иных объектов, деятельность которых оказывает или может оказывать влияние на состояние подземных вод, а также для организаций, осуществляющих управление и контроль в области охраны подземных вод в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.3 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.01.2015г. №10 « О прядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды» производственный контроль осуществляется в целях обеспечения качества и безопасности воды в бактериологическом и физическом отношении, безвредности воды по химическому составу, благоприятности органолептических и других свойств воды для человека, в том числе ее температуры, при централизованном водоснабжении и включает в себя:
а) отбор проб воды;
б) проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям;
в) контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, в том числе гарантирующими организациями (далее соответственно - качество воды, организация, осуществляющая водоснабжение, производственный контроль).
Гарантирующие организации вправе осуществлять производственный контроль на объектах централизованной системы холодного водоснабжения, эксплуатируемых другими организациями.
Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее - программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - территориальный орган).
Программа производственного контроля утверждается на срок не более 5 лет (п.5 Правил).
Как следует из материалов дела ООО «ПолиСнаб» является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации в качестве юридического лица (л.д.57,58).
Судом установлено, что собственником сооружений - в том числе: - водонапорная башня, общая площадь 25 кв.м., кадаст.: №, по адресу объекта: <адрес>; - водонапорная башня, общая площадь 25 кв.м., кадаст.: №, по адресу объекта: <адрес>, является администрация <данные изъяты> муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области.
01.11.2014 года между администрацией <данные изъяты> муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области и ООО «ПолиСнаб» заключен договор аренды №, по которому вышеуказанное имущество было передано для обеспечения бесперебойного водоснабжения и водоотведения населения и иных потребителей <данные изъяты> муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области и осуществления эксплуатации имущества.
В силу пунктов 2.3.3 данного договора ООО «ПолиСнаб» обязано содержать имущество в полной сохранности, исправности, надлежащем техническом, экологическом, санитарном и противопожарном состоянии.
Кроме того, п 2.3.4 данного договора ООО «ПолиСнаб» обязано производить за свой счет текущий ремонт, производить иные расходы на эксплуатацию имущества.
Согласно Уставу ООО "ПолиСнаб", утвержденному решением единственного участника № от 22.08.2012г., общество осуществляет, в том числе, следующие цели и виды деятельности: извлечение прибыли; сбор, очистка и распределение воды. На виды деятельности, подлежащие лицензированию, Общество обязано оформить лицензию в соответствии с действующим законодательством.
Из материалов рассматриваемого дела установлено, что, в период с 02.08.2017г. по 24.08.2017г., в ходе административного расследования Центральным территориальным отделом на основании определения № от 02.08.2017г. были истребованы у ООО «ПолиСнаб» протоколы лабораторно-инструментальных исследований качества воды за 2016-2017г.г., копии медицинских книжек всех сотрудников, программа производственного контроля за качеством воды, однако данные документы в Центральный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Саратовской области не представлены в виду их отсутствия, что является нарушением ст. 11, 18, 32 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. п. 1, 3, 5 Постановления Правительства РФ от 06 января 2015 года "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды", п. 4.7 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения"; п. 1.3. СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.5 КоАП РФ.
Вина ООО "ПолиСнаб" в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, подтверждается исследованными в судебном заседании письменными материалами дела, в том числе, протоколом № от 25.08.2017г. об административном правонарушении в отношении ООО «ПолиСнаб», в котором изложено существо правонарушения, приведено событие административного правонарушение, указаны нормы Закона, нарушение которых вменяется заявителю; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 6.5 КоАП РФ в отношении ООО "ПолиСнаб" от 02.08.2017г.; определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 02.08.2017г.; договором № от 01.11.2014г.; уставом ООО «ПолиСнаб»; выпиской из ЕГРЮЛ, и др.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, надлежащими должностными лицами, в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются, в том числе, Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Исходя из п.6 ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
ООО «ПолиСнаб» в соответствии с требованиями п. 4.7 СанПиН 2.1.4.1074-01, Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999 года обязано было постоянно контролировать качество воды в местах водоразбора внутренней водопроводной сети, путем проведения лабораторных исследований.
Однако, ООО «ПолиСнаб» не представлено доказательств проведения исследований качества воды за 2016-2017г.г.
Кроме того, согласно письму главы администрации <данные изъяты> муниципального района от 28.07.2017г, ООО "ПолиСнаб» является гарантирующей организацией, обеспечивающей питьевое хозяйственно-бытовое водоснабжение населения <данные изъяты>.
Таким образом, ООО "ПолиСнаб" является юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, вследствие чего данное Общество является субъектом, обеспечивающим транспортировку воды, оно обязано осуществлять производственный контроль качества воды, обеспечивать соответствие качества воды санитарно-эпидемиологическим требованиям, осуществлять производственный контроль качества воды посредством проведения лабораторно-инструментальных исследований.
Ввиду изложенного, вопреки доводам жалобы, в действиях ООО «ПолиСнаб» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах, вывод должностного лица Центрального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области о нарушении норм санитарно-эпидемиологического законодательства и о наличии в деянии ООО «ПолиСнаб» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, является правомерным.
Процедура рассмотрения дела об указанном административном правонарушении должностным лицом Центрального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области соблюдена, поскольку из представленного материала усматривается, что законный представитель был извещен о времени и месте рассмотрения дела и присутствовал при таком рассмотрении, таким образом, нарушений ст. 25.1 КоАП РФ суд не усматривает.
Постановление о привлечении ООО «ПолиСнаб» к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ вынесено должностным лицом Центрального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в пределах своей компетенции, а также срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для отмены обжалуемого постановления, в том числе и по доводам, изложенным в жалобе, не имеется. Процессуальных нарушений влекущих отмену вынесенного постановления, не допущено.
При назначении административного наказания в отношении юридического лица административным органом, в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, в полной мере учтены: характер и степень общественной опасности совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ст. 6.5 КоАП РФ для юридических лиц, а именно - в размере, приближенном к минимальному, и смягчению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ, судья
решил:
постановление по делу об административном правонарушении от 31.08.2017г. заместителя начальника Центрального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области, которым общество с ограниченной ответственностью «ПолиСнаб» признано виновным по ст. 6.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 руб. - оставить без изменения, жалобу ООО «ПолиСнаб» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья:
Секретарь: