Решение по делу № 2-236/2020 от 13.12.2019

Дело № 2-236/2020

75RS0023-01-2019-003330-61

РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)

Именем Российской Федерации

10 февраля 2020 года.

Черновский районный суд г.Читы

в составе председательствующего Ман-за О.В.,

при секретаре Днепровской Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите, в помещении суда, гражданское дело по иску прокурора Чернвоского района г.Читы в интересах Данилова к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

у с т а н о в и л :

Прокурора Черновского района г.Читы обратился в суд в интересах Данилова с вышеназванными исковыми требованиями, ссылаясь на следующее:

Истец Данилова работает учителем математики в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » с 09 сентября 2015 года на основании трудового договора от 01 сентября 2015 года. Согласно условиям дополнительного соглашения к трудовому договору от 01 сентября 2018 года Данилова установлена нагрузка на 2018-2019 учебный год 36 часов, установлен базовый оклад за ставку в размере 8560 руб. с учетом компенсации за книгоиздательскую деятельность, оклад за фактическую нагрузку составил 17120 руб. Всего заработная плата составила 42119 руб. 98 коп., включая: районный коэффициент 40% - 9910 руб. 58 коп., процентную надбавку за работу в Забайкальском крае 30% - 7432 руб. 94 коп., надбавку за руководство методическим объединением – 428 руб., надбавку за заведование кабинетом – 428 руб., надбавку за квалификационную категорию – 856 руб., надбавку за выслугу лет – 2140 руб. В соответствии с Порядком определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы составляет 18 часов в неделю. Согласно п.п. 2.3.5.1. Положения об оплате труда работников МБОУ СОШ , надбавка за выслугу лет устанавливается работникам учреждения в размере до 25 процентов к окладу, ставки заработной платы, исчисленных из нормы часов рабочего времени, установленной по должности. В 2018 г. на уровне городского округа «Город Чита» действовало соглашение между комитетом образования администрации гоодского округа «Город Чита» и Читинской городской организацией Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации по обеспечению социально-экономических, правовых и профессиональных гарантий работнимков образовательных организаций городского округа «Город Чита» на 2013-2015 годы, действие которого на основании дополнительного соглашения от 11 ноября 2015 года продлено на 2016-2018 годы. В соответствии с п. 5.13 дополнительного соглашения, выплаты стимулирующего характера (выплата за наличие квалификационной категории, надбавка за выслугу лет, надбавка за почетное звание, почетный знак, ученую степень, ученое звание) определяются с учетом фактического объема учебной нагрузки. Таким образом, начисление Данилова надбавки за выслугу лет, исходя из нормы часов рабочего времени, установленной по должности, не соответствует действующему трудовому законодательству и соглашению сторон социального партнерства. Поскольку с 01 февраля 2019 года надбавка за выслугу лет Данилова начисляется за фактический объем учебной нагрузки, расчет недоначисленной заработной платы Данилова комитетом образования администрации городского округа «Город Чита» произведен за период ноябрь 2018 года – январь 2019 года с учетом отпускных за указанный период, и составляет 12328 руб. 10 коп.

Просит суд взыскать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » в пользу Данилова недоначисленную заработную плату за ноябрь 2018 года по январь 2019 года в размере 12328 руб. 10 коп.

Представитель истца помощник прокурора Черновского района г.Читы Фалилеева в суде исковые требования поддержала полностью и пояснила аналогичное вышеизложенному.

Истец Данилова в судебном заседании также исковые требования поддержала полностью и пояснила аналогичное пояснениям представителя истца.

Представитель ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » Абраменкова, действующая на основании доверенности, в суде исковые требования не признала и пояснила, что п. 5.2.2 Методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций установлено, что размеры выплат за стаж непрерывной работы рекомендуется определять дифференцированно с учетом продолжительности непрерывной работы с помощью коэффициентов или процентов от размеров ставок заработной платы или должностных окладов работников, устанавливаемых по квалификационному уровню ПКГ, а работников, не включенных в профессиональны квалификационные группы, - от размеров окладов (должностных окладов), установленных трудовым договором. В соответствии со ст. 10 Закона Забайкальского края от 09 апреля 2014 года № 964-ЗЗК «Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края», надбавка за выслугу лет в размере до 30 процентов оклада (должностного оклада), ставки заработной платы устанавливается работникам краевых учреждений образования. Размер данной надбавки, порядок и условия ее выплаты устанавливаются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, на которые возложены координация и регулирование деятельности соответствующих отраслей и (или) которые осуществляют функции и полномочия учредителей краевых учреждений. Пунктом 2.3.5.3 распоряжения Министерства образования, науки и молодежной политики от 12 мая 2015 года № 851-р установлено, что надбавка за выслугу лет начисляется, исходя из должностного оклада работника (без учета премий и иных стимулирующих выплат) и выплачивается ежемесячно одновременно с заработной платой. Письмом Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 30 марта 2015 года № 2700 разъяснялся порядок начисления заработной платы педагогическим работникам. Приказом директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » от 27 июля 2017 года утверждено Положение об оплате труда работников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа », в соответствии с п. 2.3.5.1 данного Положения надбавка за выслугу лет устанавливается работникам учреждений в размере до 25% к окладу (должностному окладу), ставке, исчисленных из нормы часов рабочего времени, установленной по должности. Полагает, что оснований для начисления надбавки за выслугу лет, исходя из фактической нагрузки, не имеется. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований.

В качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены Комитет образования администрации городского округа «Город Чита» и администрация городского округа «Город Чита». Их представитель Абраменкова, действующая на основании доверенностей, в суде также исковые требования не признала и пояснила аналогичное пояснениям представителя ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа », дополнив, что расчет стороны истца она не оспаривает, поскольку он произведен МКЦ «ЦБ МОО».

Выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В силу ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии с ч. 3 и 4 указанной статьи Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка является фиксированным размером оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) является фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Согласно ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе, тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет следующие положения: заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 8 Трудового кодекса РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ст. 9 Трудового кодекса РФ).

К числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений иных непосредственно связанных с ними отношений ст. 2 Трудового кодекса РФ относит обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В силу ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 Трудового кодекса РФ включает:

- фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 Трудового кодекса РФ);

- доплаты, надбавки компенсационного характера (например, ст. 146 Трудового кодекса РФ - Оплата труда в особых условиях; ст. 147 Трудового кодекса РФ - Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; ст. 148 Трудового кодекса РФ - Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями; ст. 149 Трудового кодекса - Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных);

- доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 Трудового кодекса РФ - Поощрения за труд).

При этом, установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности в нормальных условиях труда.

Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.

В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела, что истец Данилова состоит в трудовых отношениях с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » в должности учителя математики с 09 сентября 2015 года, что подтверждается представленным в материалы дела трудовым договором № 183 от 01 сентября 2015 года, л.д.

Также в суде установлено и следует из материалов дела, что на 2018-2019 учебный год истице Данилова была установлена нагрузка 36 часов в неделю, ей установлена надбавка за выслугу лет 25%, л.д..

Указанные обстоятельства в суде не оспариваются объяснениями представителя ответчика и представителем третьих лиц.

В соответствии с Порядком определения учебной нагрузки педагогических работников, указанной в трудовом договоре, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 22 декабря 2014 года № 1601, норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляет 18 часов в неделю.

Согласно п. 2.8.1 приложения 1 к Приказу Минобрнауки РФ от 22 декабря 2014 года № 1601, учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, которая признана нормируемой частью их педагогической работы и расчетной величиной для исчисления заработной платы за месяц.

Согласно представленным расчетным листкам, истцу Данилова в 2018-2019 учебный год надбавка за выслугу лет 25% начислялась из расчета ставки 18 часов в неделю, а не за фактическую нагрузку, л.д.

Заявляя исковые требования о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, сторона истца ссылается на то, что п.п. 2.3.5.1. Положения об оплате труда работников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » противоречит абз. 9 раздела IX «Особенности формирования системы оплаты труда работников сферы образования» Единых рекомендаций по установлению на федеральном региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018, 2019 годы, в связи с чем, ей начислялись надбавки за выслугу лет и за звание из расчет ставки 18 часов в неделю, а не за фактическую нагрузку.

Согласно представленному Положению об оплате труда работников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа », а именно п. 2.3.5.1., п.2.3.5.8., надбавка за выслугу лет устанавливается работникам учреждений в размере до 25 процентов к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы, исчисленных из нормы часов рабочего времени, установленной по должности. Надбавка за выслугу лет начисляется, исходя из базового оклада (без учета премий и иных стимулирующих выплат) по основной работе и выплачивается ежемесячно одновременно с заработной платой. Надбавка за почетное звание работникам учреждений устанавливается в процентах к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы, исчисленных из нормы часов рабочего времени, установленной по должности, л.д.

Таким образом, положением об оплате труда работников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » установлена стимулирующая выплата как надбавка за выслугу лет, однако только на ставку заработной платы.

П.п. 14 п. 1.1 Положения об оплате труда работников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » предусмотрено, что данное положение разработано в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, которые утверждаются на каждый год решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

На основании абз. 9 раздела IX «Особенности формирования системы оплаты труда работников сферы образования» Единых рекомендаций по установлению на федеральном региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018, 2019 годы предусмотрено, что при наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или_ повышений, установленных в процентах по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах, которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленной за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.

В соответствии в вышеуказанными действующими нормами трудового права, условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В материалы дела представлено Соглашение между комитетом образования администрации городского округа «Город Чита» и Читинской городской организацией Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации по обеспечению социально-экономических, правовых и профессиональных гарантий работников образовательных организаций городского округа «Город Чита» на 2013-2015 годы, заключенного между комитетом образования администрации городского округа «Город Чита» и Читинской городской организацией Профсоюза работников и науки Российской Федерации, действие которого дополнительным соглашением от 11 ноября 2015 года продлено на 2016-2018 г. Согласно п. 5.13 указанного Соглашения, выплаты стимулирующего характера (выплата за наличие квалификационной категории; надбавка за выслугу лет; надбавка за почетное звание, почетный знак, ученую степень, ученое звание) определяются с учетом фактического объема учебной нагрузки, л.д.

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ, установление стимулирующей выплаты за выслугу лет, за почетное звание является правом работодателя. Однако, работодатель в данном случае, самостоятельно установив такие надбавки, в нарушение действующих единых рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также дополнительного соглашения, заключенного между комитетом образования администрации городского округа «Город Чита» и председателем Читинской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, не вправе был ограничивать указанные выплаты в пределах нормы часов.

Каких-либо особенностей по оплате труда лиц, работающих свыше нормы часов рабочего времени, позволяющих исключить выплаты стимулирующего характера при оплате труда таких работников, ни в действующей трудовом законодательстве, ни в Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном, местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018, 2019 г.г., утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, ни в соглашениях на уровне муниципального образования между работодателем и профсоюзной организацией, не содержится.

При этом, доводы представителя ответчика и представителя третьих лиц о начислении указанных выплат на норму часов со ссылкой на Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, на Закон Забайкальского края «№Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края», распоряжение Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, положение об оплате труда работников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа », суд находит несостоятельными, поскольку указанные нормативные акты не могут быть применены в предлагаемой редакции, в связи с заключенным отраслевым Соглашением, а также в связи с тем, что указанные представителем ответчика положения являются ухудшающими условия работников по сравнению с принятыми на 2018-2019 г. Едиными рекомендациями.

В вышеуказанных Единых рекомендациях закреплены принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда, в которых указано на обязательность установления в государственных и муниципальных учреждениях систем оплаты труда, в том числе, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая фиксированные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда (номы часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы), а также размеры доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, размеры выплат стимулирующего характера, на обязательность обеспечения равной оплаты за труд равной ценности, в том числе, при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации – различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, а также результатами деятельности учреждений.

По существу порядок начисления надбавки за стаж на ставку заработной платы лишает работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени и внесших свой вклад в результаты деятельности учреждения в повышенном размере, права на получение выплат стимулирующего характера за выслугу лет с учетом их фактической нагрузки. Такие условия оплаты труда являются дискриминационными по отношению к этим работникам при оплате их работы.

Суд не может оставить без внимания и то обстоятельство, что с февраля 2019 года работникам МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » выплаты за выслугу лет производятся за фактически отработанное время.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за выслугу лет и за почетное звание, начисленной на фактический объем учебной нагрузки.

В обоснование исковых требований стороной истца представлен расчет, согласно которому задолженность по заработной плате за период с 01 1 ноября 2018 года по 01 февраля 2019 года составляет 12328 руб. 10 коп. с учетом отпускных.

Ни представителем ответчика, ни представителем третьих лиц указанных расчет не оспорен, более того, они согласились с представленным истцом расчетом.

Таким образом, с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » в пользу истца подлежит взысканию задолженность по заработной плате с учетом фактически отработанного времени за период с 01 ноября 2018 года по 01 февраля 2019 года в сумме 12328 руб. 10 коп.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 493 руб. 13 коп.

Руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Черновского района г.Читы удовлетворить.

Взыскать с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » в пользу Данилова недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ноября 2018 года по январь 2019 года в сумме 12328 руб. 10 коп.

Взыскать с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 493 руб. 13 коп.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение одного месяца через Черновский районный суд г.Читы.


Судья:

Мотивированное решение изготовлено 17 февраля 2020 года.

13.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.12.2019Передача материалов судье
17.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.12.2019Судебное заседание
13.01.2020Судебное заседание
27.01.2020Судебное заседание
19.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее