Дело №3-540/2017

Верховный суд Республики Башкортостан

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Уфа                      15 июня 2017 года

Верховный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Михляевой Г.А.,

при секретаре Шакировой Г.Р.,

с участием представителя ООО «Строй-Ойл-Уфа» Алмасова Ф.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Строй-Ойл-Уфа» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Строй-Ойл-Уфа» (далее ООО «Строй-Ойл-Уфа») обратилось в Верховный суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Республике Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, указав в обоснование своих требований, что является арендатором расположенных по адресу: адрес, земельных участков: с кадастровым номером №... общей площадью 3912 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: «для проектирования и строительства жилых комплексов, объектов соцкультбыта, предприятий бытового обслуживания населения, торгово-административных зданий, подземных автостоянок»; с кадастровым номером №... общей площадью 3771 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: «для проектирования и строительства жилых комплексов, объектов соцкультбыта, предприятий бытового обслуживания населения, торгово-административных зданий, подземных автостоянок»; с кадастровым номером №... общей площадью 2225 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: «для проектирования и строительства жилых комплексов, объектов соцкультбыта, предприятий бытового обслуживания населения, торгово-административных зданий, подземных автостоянок»; с кадастровым номером №... общей площадью 3412 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: «для проектирования и строительства жилых комплексов, объектов соцкультбыта, предприятий бытового обслуживания населения, торгово-административных зданий, подземных автостоянок»; с кадастровым номером №... общей площадью 29294 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: «для проектирования и строительства жилых комплексов, объектов соцкультбыта, предприятий бытового обслуживания населения, торгово-административных зданий, подземных автостоянок»; с кадастровым номером №... общей площадью 8844 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: «для проектирования и строительства жилых комплексов, объектов соцкультбыта, предприятий бытового обслуживания населения, торгово-административных зданий, подземных автостоянок»; с кадастровым номером №... общей площадью 3202 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: «для проектирования и строительства жилых комплексов, объектов соцкультбыта, предприятий бытового обслуживания населения, торгово-административных зданий, подземных автостоянок». Постановлением Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года № 5860 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель городского округа город Уфа Республики Башкортостан и установлена кадастровая стоимость земельных участков в размере: по состоянию на 01.06.2014 года – с кадастровым номером №... – 95848068,48 руб.; с кадастровым номером №... – 92283874,29 руб.; с кадастровым номером №... – 56044835,25 руб.; с кадастровым номером №... – 83810491,40 руб.; по состоянию на 21.10.2015 года с кадастровым номером №... – 717251872,40 руб.; по состоянию на 19.11.2015 года с кадастровым номером №... – 214792370,76 руб.; по состоянию на 26.07.2015 года с кадастровым номером №... – 78751749,10 руб. Согласно отчету ООО «Центр-Консалтинг» от 19.09.2016 №12025 рыночная стоимость спорных земельных участков на эти даты составляет: с кадастровым номером №... – 25150000 руб.; с кадастровым номером №... – 24240000 руб.; с кадастровым номером №... – 14990000 руб.; с кадастровым номером №... – 21940000 руб.; с кадастровым номером №... – 145440000 руб.; с кадастровым номером №... – 52210000 руб.; с кадастровым номером №... – 25920000 руб. Считает, что установленная кадастровая стоимость земельных участков завышена, что нарушает его права, так как ведет к необоснованному увеличению размера арендных платежей. Просит установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости.

В судебное заседание представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с положениями ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представитель ООО «Строй-Ойл-Уфа» исковые требования поддержал в полном объеме. Против выводов эксперта, проведшего исследование участков по определению суда, не возражал, сделанное им заключение не оспорил. Пояснил, что с заключением эксперта знаком, с ним согласен. Указал, что установление кадастровой стоимости земельных участков равной его рыночной стоимости необходимо для уменьшения размера арендных платежей. Просил установить кадастровую стоимость земельных участков в размере рыночной в соответствии с результатом экспертизы.

ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан в письменном ответе от 05.05.2017 г. № 04676 сообщило, что земельный участок с кадастровым номером №... площадью 11164 кв.м., поставлен на государственный кадастровый учет 10.08.2010 г., с кадастровым номером №... площадью 37075 кв.м., поставлен на государственный кадастровый учет 26.11.2009 г., с кадастровым номером №... площадью 11164 кв.м., поставлен на государственный кадастровый учет 26.11.2009 г., с кадастровым номером №... площадью 3412 кв.м., поставлен на государственный кадастровый учет 09.07.2013 г., с кадастровым номером №... площадью 3912 кв.м., поставлен на государственный кадастровый учет 13.02.2013 г., с кадастровым номером №... площадью 3771 кв.м., поставлен на государственный кадастровый учет 14.02.2013 г., с кадастровым номером №... площадью 2225 кв.м., поставлен на государственный кадастровый учет 07.03.2014 г., с видом разрешенного использования «для проектирования и строительства жилых комплексов, объектов соцкультбыта, предприятий бытового обслуживания населения, торгово-административных зданий, подземных автостоянок» категории земель: земли населенных пунктов. Кадастровая стоимость участков была определена в ходе проведения в 2014 году очередного тура работ по актуализации ГКОЗ, результаты которой утверждены постановлением Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года № 5860, имеют дату определения – 01.06.2014 года. В сведения о площади земельного участка с кадастровым номером №... внесено 19.11.2015 г. изменение на значение 8844 кв.м., кадастровая стоимость рассчитана в Акте определения кадастровой стоимости, имеет дату определения 19.11.2015 г. В сведения о площади земельного участка с кадастровым номером №... внесено 15.04.2015 г. изменение на значение 29322 кв.м., 21.10.2015 г. – на значение 29294 кв.м., кадастровая стоимость рассчитана в Акте определения кадастровой стоимости, имеет дату определения 21.10.2015 г. В сведения о площади земельного участка с кадастровым номером №... внесено 26.07.2016 г. изменение на значение 3202 кв.м., кадастровая стоимость рассчитана в Акте определения кадастровой стоимости, имеет дату определения 26.07.2016 г. в результате выполненных работ кадастровая стоимость участков составила: с кадастровым номером №... – 95848068,48 руб.; с кадастровым номером №... – 92283874,29 руб.; с кадастровым номером №... – 56044835,25 руб.; с кадастровым номером №... – 83810491,40 руб.; с кадастровым номером №... – 717251872,40 руб.; с кадастровым номером №... – 214792370,76 руб.; с кадастровым номером №... – 78751749,10 руб. (л.д.15-23 т.1).

В представленном в предварительное судебное заседание письменном возражении на административное исковое заявление представителя Администрации ГО г. Уфа РБ и Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ просит в удовлетворении иска отказать, указав на несоответствие представленного истцом отчета требованиям федерального законодательства, некорректность аналогов по основным ценообразующим факторам (л.д. 85-87 т.3).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит административное исковое заявление с учетом его уточнения подлежащим удовлетворению.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.

В силу ч. 7 ст. 1, ч. 4 ст. 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, органом регистрации прав на основании документов, поступивших в этот орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Пунктом 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В силу пункта 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

В пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно положениям ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц – в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

В силу положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Исходя из положений статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 3 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 1 марта 2011 г. № 275-О-О и от 3 июля 2014 г. № 1555-О, установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель, тем самым действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 3 июля 2014 г. № 1555-О правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки, но не исключающее использование индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу. Преимущество же применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости земельного участка.

При этом определение кадастровой стоимости в размере рыночной обусловлено исключительно выбором иной модели ее исчисления и не означает оспаривание достоверности государственной кадастровой оценки земельного участка и законности акта об ее утверждении.

Действующее законодательство не содержит ограничений, препятствующих арендатору объекта недвижимости как лицу, имеющему самостоятельный правовой интерес, обратиться в установленном законом порядке в суд в целях установления кадастровой стоимости в размере равной его рыночной стоимости. При этом право на обжалование результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости арендаторами таких объектов не находится в прямой зависимости от того, применяется ли кадастровая стоимость арендуемого объекта для расчета арендных платежей в силу закона или в силу договора.

Установлено, что Управлением по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан и ООО «Строй-Ойл-Уфа» заключен договор аренды от дата №... сроком до 01.01.2018 года. Предметом договора является земельный участок с кадастровым номером №... площадью 37075 кв.м. (л.д. 73-79 т.1).

Управлением по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан и ООО «Строй-Ойл-Уфа» заключен договор аренды от дата №... сроком до 01.01.2015 года. Предметом договора является земельный участок с кадастровым номером №... площадью 3412 кв.м. (л.д. 81-87 т.1).

Дополнительным соглашением от 11.02.2015 г. № 1 к данному договору внесено изменение в срок аренды – до 01.01.2018 г. (л.д. 80 т.1).

Управлением по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан и ООО «Строй-Ойл-Уфа» заключен договор аренды от дата №... сроком до 01.01.2018 года. Предметом договора является земельный участок с кадастровым номером №... площадью 2225 кв.м. (л.д. 86-93 т.1).

Управлением по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан и ООО «Строй-Ойл-Уфа» заключен договор аренды от дата №... сроком до 01.01.2018 года. Предметом договора является земельный участок с кадастровым номером №... площадью 3771 кв.м. (л.д. 94-99 т.1).

Управлением по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан и ООО «Строй-Ойл-Уфа» заключен договор аренды от дата №... сроком до 01.01.2018 года. Предметом договора является земельный участок с кадастровым номером №... площадью 3912 кв.м. (л.д. 100-105 т.1).

Управлением по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан и ООО «Строй-Ойл-Уфа» заключен договор аренды от дата №... сроком до 01.01.2018 года. Предметом договора является земельный участок с кадастровым номером №... площадью 9367 кв.м. (л.д. 106-111 т.1).

Управлением по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан и ООО «Строй-Ойл-Уфа» заключен договор аренды от дата №... сроком до 01.01.2018 года. Предметом договора является земельный участок с кадастровым номером №... площадью 3928 кв.м. (л.д. 112-117 т.1).

В соответствии с п. 4.2.1 приведенных договоров размер арендной платы исчисляется путем умножения ставки арендной платы за землю (установленной соответствующим решением Совета ГО г. Уфа РБ) на кадастровую стоимость арендуемого земельного участка и часть (долю) земельного участка, занятого объектом, принадлежащим арендатору. Расчет арендной платы определен в приложении к договору, который является неотъемлемой частью договора (п. 4.3).

Исчисление арендной платы исходя из кадастровой стоимости арендуемого земельного участка подтверждается представленными расчетами, (л.д. 78, 86, 92, 98, 104, 110, 117 т.1, л.д. 93-100 т.3).

Данные обстоятельства административными ответчиками, заинтересованными лицами не оспорены.

Доказательства иного расчета размера арендной платы за спорный земельный участок, отсутствия учета при этом его кадастровой стоимости административными ответчиками, заинтересованными лицами суду не представлены.

Материалами дела подтверждается, что земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет: с кадастровым номером №..., общей площадью 3912 кв.м. – 13.02.2013 года; с кадастровым номером №..., общей площадью 3771 кв.м. – 14.02.2013 года; с кадастровым номером №..., общей площадью 3412 кв.м. – 09.07.2013 года; с кадастровым номером №..., общей площадью 29294 кв.м. – 26.11.2009 года; с кадастровым номером №..., общей площадью 8844 кв.м. – 10.08.2010 года; с кадастровым номером №..., общей площадью 3202 кв.м. – 26.11.2013 года, имеют вид разрешенного использования: «для проектирования и строительства жилых комплексов, объектов соцкультбыта, предприятий бытового обслуживания населения, торгово-административных зданий, подземных автостоянок», расположены по адресу: адрес (л.д. 25-31, 32-40, 41-45, 46-56, 57-62, 63-72 т.1).

Постановлением Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года № 5860 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель городского округа город Уфа Республики Башкортостан, определенные по состоянию на 1 июня 2014 года.

Указанный акт является общедоступным документом, размещен на официальных информационных сайтах, а также в правовой системе «КонсультантПлюс».

В соответствии с приведенным постановлением установлена кадастровая стоимость земельных участков в размере: по состоянию на 01.06.2014 года – с кадастровым номером №... – 95848068,48 руб.; с кадастровым номером №... – 92283874,29 руб.; с кадастровым номером №... – 56044835,25 руб.; с кадастровым номером №... – 83810491,40 руб.; по состоянию на 21.10.2015 года с кадастровым номером №... – 717251872,40 руб.; по состоянию на 19.11.2015 года с кадастровым номером №... – 214792370,76 руб.; по состоянию на 26.07.2015 года с кадастровым номером №... – 78751749,10 руб.

ООО «Строй-Ойл-Уфа» просит установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, что, принимая во внимание порядок исчисления арендных платежей, исходя из данных государственного реестра недвижимого имущества о кадастровой стоимости земельных участков, затрагивает права заявителя, как плательщика арендной платы.

Заявителем предоставлен отчет от 19.09.2016 №12025 об определении рыночной стоимости земельных участков, выполненный ООО «Центр-Консалтинг», согласно которому рыночная стоимость земельных участков составляет: с кадастровым номером №... – 25150000 руб.; с кадастровым номером №... – 24240000 руб.; с кадастровым номером №... – 14990000 руб.; с кадастровым номером №... – 21940000 руб.; с кадастровым номером №... – 145440000 руб.; с кадастровым номером №... – 52210000 руб.; с кадастровым номером №... – 25920000 руб. (л.д.2-282 т.3).

Соответствие указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, а также определенная оценщиком стоимость объекта оценки подтверждены положительным экспертным заключением от 19.04.2017 г. №8764 Саморегулируемой организации «Деловой Союз Оценщиков» (л.д.283-309 т.3).

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от 18.10.2016 г. №764 отклонено заявление о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка, поступившее в комиссию 23 сентября 2016 года (л.д. 311-314 т.3).

Определением Верховного суда Республики Башкортостан от 11.05.2017 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков, проведение которой поручено эксперту «РегионЗемОценка» ФИО4, на разрешение эксперта постановлен вопрос об определении рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01 июня 2014 года: с кадастровым номером №... общей площадью 3912 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: «для проектирования и строительства жилых комплексов, объектов соцкультбыта, предприятий бытового обслуживания населения, торгово-административных зданий, подземных автостоянок», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес; с кадастровым номером №... общей площадью 3771 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: «для проектирования и строительства жилых комплексов, объектов соцкультбыта, предприятий бытового обслуживания населения, торгово-административных зданий, подземных автостоянок», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес с кадастровым номером №... общей площадью 2225 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: «для проектирования и строительства жилых комплексов, объектов соцкультбыта, предприятий бытового обслуживания населения, торгово-административных зданий, подземных автостоянок», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес; с кадастровым номером №... общей площадью 3412 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: «для проектирования и строительства жилых комплексов, объектов соцкультбыта, предприятий бытового обслуживания населения, торгово-административных зданий, подземных автостоянок», адрес местоположения: адрес; по состоянию на 21 октября 2015 года: с кадастровым номером №... общей площадью 29294 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: «для проектирования и строительства жилых комплексов, объектов соцкультбыта, предприятий бытового обслуживания населения, торгово-административных зданий, подземных автостоянок», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес; по состоянию на 19 ноября 2015 года: с кадастровым номером №... общей площадью 8844 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: «для проектирования и строительства жилых комплексов, объектов соцкультбыта, предприятий бытового обслуживания населения, торгово-административных зданий, подземных автостоянок», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: РБ, адрес; по состоянию на 26 июля 2016 года: с кадастровым номером №... общей площадью 3202 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: «для проектирования и строительства жилых комплексов, объектов соцкультбыта, предприятий бытового обслуживания населения, торгово-административных зданий, подземных автостоянок», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес

Согласно заключению эксперта ООО «РегионЗемОценка» от 29.05.2017 года № 03/05/17-ЗЭ рыночная стоимость земельных участков составляет: с кадастровым номером №... – 27173000 руб.; с кадастровым номером №... – 26193000 руб.; с кадастровым номером №... – 15455000 руб.; с кадастровым номером №... – 23700000 руб.; с кадастровым номером №... – 148374000 руб.; с кадастровым номером №... – 56708000 руб.; с кадастровым номером №... – 28001000 руб. (л.д.4-232 т.4).

Достоверность данных, содержащихся в заключении эксперта ООО «РегионЗемОценка» от 29.05.2017 года № 03/05/17-ЗЭ, лицами, участвующими в деле, в судебном заседании 02.03.2017 года не оспорена, какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии заключения эксперта ООО «РегионЗемОценка» от 29.05.2017 года № 03/05/17-ЗЭ установленным требованиям лицами, участвующими в деле, которые не были лишены возможности ознакомления с экспертным заключением, не приведены.

Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

Суд, оценивая заключение эксперта ООО «РегионЗемОценка» от 29.05.2017 года № 03/05/17-ЗЭ и отчет от 19.09.2016 №12025 об определении рыночной стоимости земельных участков, выполненный ООО «Центр-Консалтинг», представленные в качестве доказательств по настоящему делу, приходит к выводу о необходимости использования в качестве обоснования рыночной стоимости заключения эксперта ООО «РегионЗемОценка» от 29.05.2017 года № 03/05/17-ЗЭ, поскольку оно соответствует предъявляемым требованиям, находит его достоверным, допустимым, относимым и достаточным. Требования, содержащиеся в ст.ст. 2, 3, 4, 6-8, 16 и 17, ч.2 ст.18, ст.ст. 24 и 25 Федерального Закона от 31.05.2011 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», предъявляемые к судебно-экспертным учреждениям, не являющихся государственными судебно-экспертными учреждениями, экспертом соблюдены. Заключение подготовлено квалифицированным экспертом, компетенция эксперта проверена судом, который предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение оформлено надлежащим образом, научно обоснованно, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки и доступных сведений об аналогах, не имеет противоречий, выводы эксперта представляются ясными и понятными, основаны на профессиональных знаниях и научных и практических источниках. При определении рыночной стоимости земельного участка экспертом произведены корректировки «вид права», «на местоположение», «на торг», «на площадь» (л.д. 122-139 т.4).

Поскольку экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельных участков, ставить его под сомнение оснований не имеется.

С учетом изложенных обстоятельств, суд находит, что рыночную стоимость земельного участка необходимо установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта ООО «РегионЗемОценка» от 29.05.2017 года № 03/05/17-ЗЭ.

Принимая во внимание значительное расхождение между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в экспертном заключении, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Оценивая в совокупности положения главы III.1 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, обратившийся с требованием о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета индивидуальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

Как усматривается из материалов дела кадастровая стоимость земельных участков установлена: по состоянию на 01.06.2014 года – с кадастровым номером №..., с кадастровым номером №..., с кадастровым номером №... с кадастровым номером №..., по состоянию на 21.10.2015 года с кадастровым номером №..., по состоянию на 19.11.2015 года с кадастровым номером №... по состоянию на 26.07.2015 года с кадастровым номером №... что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19.08.2016 года, от 07.09.2016 года, от 08.09.2016 года (л.д. 18-24 т.1). На эти же даты экспертом определена рыночная стоимость земельных участков.

Исходя из части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность по доказыванию несоответствия заявленной ООО «Строй-Ойл-Уфа» рыночной стоимости земельных участков лежит на административных ответчиках.

Лицами, участвующими в деле, каких-либо доводов, позволяющих подвергать сомнению указанное заключение судебной экспертизы, не приведено, доказательств в опровержение данного заключения не представлено, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявлено.

С учетом изложенного, права заявителя – арендатора земельных участков, могут быть защищены с использованием такого способа как установление кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности ООО «Строй-Ойл-Уфа», вытекающие из арендных отношений.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 24.18 - 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░-░░░-░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 25.04.2017 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░:

░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2014 ░░░░:

░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №... ░░░░░ ░░░░░░░░ 3912 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: «░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░, ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 27173000 ░░░░░░;

░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №... ░░░░░ ░░░░░░░░ 3771 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: «░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░, ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 26193000 ░░░░░░;

░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №... ░░░░░ ░░░░░░░░ 2225 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: «░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░, ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15455000 ░░░░░░;

░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №... ░░░░░ ░░░░░░░░ 3412 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: «░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 23700000 ░░░░░░;

░░ ░░░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░░ 2015 ░░░░:

░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №... ░░░░░ ░░░░░░░░ 29294 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: «░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░, ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 148374000 ░░░░░░;

░░ ░░░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░ 2015 ░░░░:

░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №... ░░░░░ ░░░░░░░░ 8844 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: «░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░, ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 56708000 ░░░░░░;

░░ ░░░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░ 2016 ░░░░:

░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №... ░░░░░ ░░░░░░░░ 3202 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: «░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░, ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 28001000 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░                  ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3га-540/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Строй-Ойл-Уфа"
Ответчики
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице фили
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
25.04.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
25.04.2017[Адм.] Передача материалов судье
26.04.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
26.04.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.05.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
31.05.2017[Адм.] Производство по делу возобновлено
31.05.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2017[Адм.] Судебное заседание
16.06.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2017[Адм.] Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее