Решение по делу № 2-2587/2024 от 29.02.2024

Дело № 2-2587/2024

УИД 21RS0025-01-2024-001497-94                        

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. город Чебоксары

Московский районный суд города Чебоксары под председательством судьи Михайловой А.Л., при секретаре судебного заседания Солдатовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к Федоровой С.В. о взыскании ущерба, причиненного почве,

установил:

Волжско-Камское межрегиональное управление Росприроднадзора обратилось в суд с указанным иском.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ поступила жалоба о том, что на земельном участке с кадастровым номером по <адрес> осуществляется несанкционированное складирование строительных и бытовых отходов.

По результатам выезда на место ДД.ММ.ГГГГ установлено, что поверхность обследуемого земельного участка засыпана свежим грунтом и покрыта скудной растительностью, строительные и бытовые отходы не обнаружены, склон земельного участка засыпан такими отходами, как: порубочные остатки (кусты), деревянные поддоны, отходы (остатки) фруктов, овощей и растительных остатков необработанных, строительный мусор, бой строительного кирпича, бетонных изделий, мешки с неизвестной смесью, пластиковая отмотка кабеля. Площадь земельного участка, перекрытого отходами производства и потребления, составила 120 кв.м.

Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 21:01:030601:28, на котором выявлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления, принадлежит Федоровой С.В.

Сумма причиненного почве вреда, исчисленная в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ , составила 58 800 руб.

Претензией от ДД.ММ.ГГГГ ответчику предложено в добровольном порядке возместить причиненный почвам ущерб. Неисполнение ответчиком в добровольном порядке оплаты причиненного вреда почве послужило основанием для обращения истца в суд за взысканием указанной суммы.

Представитель истца Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора, ответчик Федорова С.В., надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьей 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами и исполнять возложенные на них обязанности.

На основании статьи 117 Кодекса адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства.

Извещение, направленное ответчику, возращено в суд не полученным. Таким образом, ответчик считается надлежащим образом извещенной о рассмотрении дела.

В силу статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

При таких обстоятельствах суд в целях своевременности рассмотрения дела счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика с вынесением заочного решения по материалам, имеющимся в деле.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен, в частности, приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации (в пределах компетенции), направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее - природоохранная деятельность).

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (статья 4 Закона об охране окружающей среды).

Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 указанного кодекса предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным кодексом, федеральными законами (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).

В ходе рассмотрения дела установлено, что по результатам выезда, осуществленного ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом-экспертом отдела государственного контроля (надзора) по Чувашской <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора, выявлено, что поверхность обследуемого земельного участка с кадастровым номером 21:01:030601:28 по <адрес> засыпана свежим грунтом и покрыта скудной растительностью, строительные и бытовые отходы не обнаружены, склон земельного участка засыпан такими отходами, как: порубочные остатки (кусты), деревянные поддоны, отходы (остатки) фруктов, овощей и растительных остатков необработанных, строительный мусор, бой строительного кирпича, бетонных изделий, мешки с неизвестной смесью, пластиковая отмотка кабеля. Площадь земельного участка, перекрытого отходами производства и потребления, составила 120 кв.м.

Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 21:01:030601:28, на котором выявлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления, принадлежит Федоровой С.В.

Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу статьи 15 этого же кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).

Согласно пункту 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что по смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

В пункте 1 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156, обязанность обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по такой ликвидации возложена на собственника земельного участка.

На основании изложенного, ответчик обязана была обеспечить регулярную очистку от захламления отходами своего земельного участка.

В результате несанкционированного сброса отходов причинен вред почве вследствие ее загрязнения и перекрытия.

Пунктом 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды установлено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (пункт 2 этой же статьи).

Как разъяснено в пункте 6 постановления № 49 основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).

В абзаце 1 пункта 13 постановления Пленума разъяснено, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Факт осуществления складирования отходов производства и потребления, отходов строительства на земельном участке ответчика подтверждается материалами дела.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 № 238 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, которая предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Управлением на основании установленных фактов, был произведен расчет размера причиненного вреда почвам на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238, при перекрытии поверхности почвы, искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления), который составил 58 800 руб.

Представленный истцом расчет размера вреда, причиненного почве, судом проверен и признан обоснованным.

Учитывая, что размер ущерба и вина ответчика в его причинении установлены, суд приходит к выводу об удовлетворении требований в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет, следовательно, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 1 964 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 234-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

взыскать с Федоровой С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации выдан <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в пользу Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 1659053849) вред, причиненный почве как объекту охраны окружающей среды, в размере 58 800 (пятьдесят восемь тысяч восемьсот) руб.

Взыскать с Федоровой С.В. государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 1 964 руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий судья                     А.Л. Михайлова

2-2587/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Волжско-Камское межрегиональное управление Росприроднадзора
Ответчики
Федорова Светлана Владимировна
Другие
Ламм Вера Юрьевна
Кочкомазова Ольга Сергеевна
Суд
Московский районный суд г. Чебоксары
Судья
Михайлова А.Л.
Дело на сайте суда
moskovsky.chv.sudrf.ru
29.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.02.2024Передача материалов судье
07.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.04.2024Судебное заседание
15.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.04.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
25.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
13.05.2024Регистрация заявления об отмене заочного решения
06.06.2024Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
15.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее