ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16.04.2014 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мурашова А.С., при секретаре Остроуховой Н.С., с участием прокурора Кашкаровой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № /2014 по иску Сысертского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФИО1, ФИО2 о снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Сысертский межрайонный прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФИО1, ФИО2 о снятии с регистрационного учета.
В обоснование иска указал, что по поручению прокуратуры области Сысертской межрайонной прокуратурой была проведена проверка информации о массовой постановке на миграционный учет иностранных граждан. В ходе проверки прокуратурой совместно с сотрудниками Межмуниципального отдела МВД России «Сысертский» и отдела УФМС России по Свердловской области в г. Сысерть, ДАТА в дневное время осуществлен выезд по адресу: АДРЕС. Согласно информации отдела УФМС России по Свердловской области в г. Сысерти по указанному адресу зарегистрированы по месту проживания и поставлены на миграционный учет 123 человека, в том числе ответчик ФИО2. Принимающей стороной по данному адресу является ФИО1, регистрация иностранных граждан произведена на основании его заявлений, поданных в отдел УФМС России по Свердловской области г. Сысерть. На момент проверки в саду «Золотое поле» обнаружен приусадебный земельный участок с садовым домиком, следов пребывания хозяев, иностранных граждан и других лиц по указанному адресу не обнаружено, условий для проживания 123 человек не имеется. В ходе проведения проверки велась видеозапись корреспондентами программы прокуратуры Свердловской области «На страже закона». Данный адрес является местом массовой регистрации граждан. Основанием для регистрации. Основанием для регистрации ответчиков по месту жительства послужили ФИО1, поданные в отдел УФМС России по Свердловской области г. Сысерть, в отношении иностранных граждан, в том числе ответчика ФИО2. Органами регистрационного учета были приняты решения о регистрации ответчика ФИО2 по адресу: …. До настоящего времени у учета он не снят. В ходе проведенной проверки факт проживания ответчика по данному адресу не нашел своего подтверждения. Следовательно, иностранные граждане, в том числе ответчик ФИО2 представили в УФМС России по Свердловской области г. Сысерть не соответствующие действительности сведения о намерении проживать по вышеуказанному адресу. Поскольку было установлено, что иностранные граждане, в том числе ответчик ФИО2 фактически не проживают по указанному адресу, их регистрация носит фиктивный характер. В этом случае цели регистрационного учета оказываются не достигнутыми. Таким образом, между ответчиком и принимающей стороной была заключена устная сделка о безвозмездном предоставлении в пользование жилого помещения, которая является мнимой сделкой, так как намерения проживать у данного лица в жилом помещении не было. Прокурор просил признать договор безвозмездного пользования жилым помещением, заключенный в устной форме между ФИО1 и ФИО2, недействительным и снять ФИО2 с регистрационного у чета.
В судебном заседании прокурор Кашкарова М.В. исковые требования уточнила, просила снять ФИО2 с миграционного учета. При этом привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Ответчики ФИО1 и ФИО2 в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, с ходатайством о рассмотрении дела в их отсутствие не обращались.
С учетом мнения прокурора, требований ст.233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность вынесения по делу заочного решения в случае неявки в судебное заседание ответчика, надлежаще извещенного о месте и времени судебного заседания и не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства. Определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства занесено в протокол.
В судебное заседание также не явился представитель третьего лица - отдела УФМС России по Свердловской области в г.Сысерть, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
С учетом мнения прокурора, а также в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст.11, 12 Федерального закона N 109-ФЗ от 18.07.2006 года "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. Иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять отдельные полномочия в области миграционного учета в соответствии с законодательством Российской Федерации. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляет, в том числе, следующие полномочия: регистрация иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания; проставление отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства в учетных документах органа миграционного учета, в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранного гражданина; внесение в государственную информационную систему миграционного учета сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания: контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 г. N 109-ФЗ место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Стороной принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона) является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Миграционный учет имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.
Порядок уведомления при постановке на миграционный учет иностранных граждан установлен Постановлением Правительства РФ N 9 от 15.01.2007 года, которым утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Согласно п. п. 21, 22, 23, 25, 26, 27, 28 указанных Правил основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее уведомление о прибытии). Принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно либо направляться почтовым отправлением.
Из материалов дела следует, что прибывший в Российскую Федерацию ФИО2 был поставлен на миграционный учет по месту пребывания по адресу:. Принимающей стороной по данному адресу является ФИО1, регистрация иностранного гражданина произведена на основании его заявления, поданного в отдел УФМС России по Свердловской области г. Сысерть.
Сысертской межрайонной прокуратурой совместно с сотрудниками Межмуниципального отдела МВД России «Сысертский» и отдела УФМС России по Свердловской области в г.Сысерть, ДАТА была проведена проверка информации о массовой постановке на миграционный учет иностранных граждан. В ходе проверки установлено, что в АДРЕС обнаружен приусадебный земельный участок с садовым домиком, следов пребывания хозяев, иностранных граждан и других лиц по указанному адресу не обнаружено, условий для проживания не имеется. Эти обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Таким образом, в органы миграционного учета были предоставлены несоответствующие действительности сведения о месте пребывания иностранного гражданина ФИО2 данный гражданин никогда не вселялся в жилое помещение по адресу:, и не пребывал в нем, поскольку условий для проживания в данном садовом домике не имеется.
Постановка на миграционный учет по месту пребывания по адресу:, позволила иностранному гражданину ФИО2 легализоваться на территории Российской Федерации. Предоставленные в орган миграционной службы не соответствующие действительности сведения о месте пребывания препятствуют исполнению указанным иностранным гражданином обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, искажают достоверность данных о миграционном учете по месту пребывания иностранных граждан.
Согласно ст.23 Федерального закона N 109-ФЗ от 18.07.2006 (в редакции Федерального закона от 21.12.2013 N 376-ФЗ) одним из оснований для снятия органом миграционного учета иностранного гражданина с учета по месту пребывания является установление в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания в жилом помещении. Статьей 2 Федерального закона N 109-ФЗ от 18.07.2006 (в редакции Федерального закона от 21.12.2013 N 376-ФЗ) дано понятие фиктивной постановки на учет по месту пребывания в жилом помещении – это постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания. Поскольку порядок установления факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания в жилом помещении федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции не определен, органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снимать иностранных граждан с учета по мету пребывания, а также вносить соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
В силу ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, а также в интересах Российской Федерации.
При этом в силу ч. 2 ст. 1 Закона "О Прокуратуре Российской Федерации" целями деятельности прокуратуры являются: обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
С учетом изложенного, суд считает заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Сысертского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФИО1, ФИО2 о снятии с регистрационного учета, удовлетворить.
Обязать отдел УФМС России по Свердловской области в г. Сысерть снять с миграционного учета по месту пребывания по адресу:, иностранного гражданина ФИО2.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Мурашов А.С.