Гражданское дело № 2-3529/2022
54RS0№-03
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
05 июля 2022 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе
судьи Авазовой В.Б.,
при секретаре Захаровой К.О.,
с участием истца Климановой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Климановой А. Д. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании решения незаконным и возложении обязанности назначить пенсию по случаю потери кормильца,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца Климанов Д.Ю., с которым истец проживала совместно. Истец обучалась на очной форме обучения в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении <адрес> «Новосибирский профессионально-педагогический колледж», не работала, находилась на иждивении отца. После смерти отца истец лишен необходимого материального содержания. Решением Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Климановой А.Д. отказано в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца по причине недоказанности факта нахождения на иждивении умершего отца.
Просит признать незаконным решение Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> (далее ГУ – ОФПР по <адрес>) № от ДД.ММ.ГГГГ 2021 года об отказе в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Возложить обязанность назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в судебное заседание поддержал исковые требования по основаниям, указанным в иске, просили удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд письменные возражения, согласно которых просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
Климанова А.Д. родилась ДД.ММ.ГГГГ, в свидетельстве о рождении I-ЕТ № от ДД.ММ.ГГГГ в графе отец указан – Климанов Д. Ю., мать – Колмогорова О. Н..
ДД.ММ.ГГГГ Климанов Д.Ю. умер, что подтверждается свидетельством о смерти III-ЕТ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписки из домовой книге Климанова А.Д. проживала совместно с отцом на момент смерти его смерти.
На момент смерти отца и до настоящего времени Климанова А.Д. является обучается в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении <адрес> «Новосибирский профессионально-педагогический колледж».
ДД.ММ.ГГГГ Климанова А.Д. подала заявление в ГУ – ОПФР по <адрес> о назначении ему пенсии по случаю потери кормильца.
Решением ГУ – ОПФР по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Климановой А.Д. было отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца – Климанова А.Д., поскольку документы, подтверждающие нахождение на иждивении у умершего кормильца, не представлены.
Не согласившись с указанным решением, Климанова А.Д. обратилась в суд с указанным иском.
В соответствии с частью первой статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В части второй статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ определен круг лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, в их числе дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами (пункт 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 3 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (часть 4 часть 3 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).
Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца (часть 6 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).
По смыслу названных норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» понятие «иждивение» предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть не исключает наличие у лица (члена семьи) умершего кормильца какого-либо собственного дохода (получение пенсии). Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего кормильца членом его семьи может быть установлен, в том числе в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим кормильцем, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию члена семьи умершего кормильца.
Такое толкование понятия «иждивение» согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О.
Так, из материалов дела следует, что на момент смерти Климанова Д.Ю. истец был зарегистрирован по одному адресу со своим отцом и матерью.
Согласно представленным в материалы дела по запросу суда справкам по форме 2-НДФЛ за период 2019 – 2021 года у умершего Климанов Д.Ю. имелся постоянный доход в размере 22 000-27 000 рублей.
Согласно пояснениям истца, данным в судебном заседании, истец не имеет дохода, проживал только на денежные средства родителей. Отец постоянно пересылал денежные средства на карманные расходы, что подтверждается справками по операциям, из которых усматривается, что на банковскую карту истца периодически поступали денежные переводы от ее отца Климанова А.Д., покупал продукты домой.
Из материалов дела следует, что истцу постоянно переводились денежные средства со счета умершего отца.
Суд, анализируя представленные в материалы дела доказательства, с учетом их оценки на относимость и допустимость, приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства был установлен факт нахождения Климановой А.Д. на иждивении его отца на момент смерти Климанова Д.Ю.
Приходя к таким выводам, суд учитывает, что Климанова А.Д. на момент смерти ее отца проходила обучение по очной образовательной программе, наличие дохода у отца, истец проживал совместно с отцом, по настоящее время не трудоустроен, начиная с 2021 года обучается в ГБПОУ <адрес> «НППК». Оснований полагать, что истец мог в полном объеме получать содержание от другого лица, у суда не имеется, доказательств этому не представлено.
Поскольку в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение данный факт, решение пенсионного органа об отказе в назначении пенсии является незаконным, а требование истца об обязании назначить пенсию – подлежащим удовлетворению.
В силу пункта 3 части 5 статьи 22 Федерального закона страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
Исходя из указанного положения закона, суд полагает возможным возложить обязанность назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Климановой А. Д. (ИНН №) к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> (ИНН №) о признании решения об отказе незаконным и возложении обязанности назначить пенсию по потери кормильца удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Климановой А. Д. в назначении пенсии по потери кормильца отказать.
Возложить обязанность на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> на основании статьи 10 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» назначить Климановой А. Д. пенсию по случаю потери кормильца – Климанова Д. Ю. с ДД.ММ.ГГГГ до на период обучения по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет.
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший настоящее решение.
Решение в мотивированном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.Б. Авазова