Председательствующий по делу Дело №33-1917/2023
Судья Затеева Т.В. (№ дела в суде 1-й инст. 2-35/2023)
УИД 75RS0№-71
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Чайкиной Е.В.,
судей Казакевич Ю.А., Радюк С.Ю.
при секретаре Разумове С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 23 мая 2023 г. гражданское дело по иску Самойловой М. В. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школе», Комитету образования администрации муниципального района «Тунгокоченский район», Министерству образования и науки Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, администрации муниципального района «<адрес>» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства образования и науки Забайкальского края Немовой Е.А.
на решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от <Дата>, которым постановлено:
«Иск удовлетворить частично.
Взыскать с МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» (ОГРН: 1027500783221) в пользу Самойловой М. В. (паспорт №, выдан <Дата> МП УФМС России по Забайкальскому краю в Тунгокоченском районе) недоначисленную и невыплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат за выслугу лет и соответствие занимаемой должности за период с <Дата> по <Дата> в сумме 23.055,14 рублей (двадцать три тысячи пятьдесят пять рублей 14 копеек).
Обязать МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» (ОГРН: 1027500783221) и Комитет образования администрации муниципального района «Тунгокоченский район» (ОГРН: 1027500783683) произвести Самойловой М. В. перерасчет и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2021-2022 г.
Обязать МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» (ОГРН: 1027500783221) в дальнейшем производить Самойловой М. В. начисление стимулирующих выплат за выслугу лет и соответствие занимаемой должности от фактического объема учебной нагрузки, начиная с <Дата>
Обязать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» (ОГРН: 1027500784134) профинансировать МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы Самойловой М.В., в случае их недостаточности у образовательного учреждения, за счет и в пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края.
Обязать Министерство образования и науки Забайкальского края (ОГРН: 1087536008306) профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» на указанные цели.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 891,65 рублей (восемьсот девяносто один рубль 65 копеек)».
Заслушав доклад судьи Казакевич Ю.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
истец Самойлова М.В. обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Она с 1998 г. работает в МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» в должности учителя русского языка, стаж педагогической работы составляет более 10 лет. За весь период работы надбавки за квалификационную категорию и за выслугу лет истцу начисляются из расчета 18 часов в неделю, а не за фактическую нагрузку, установленную в 2021-2022 учебном году 25,5 часов, что превышает норму учебной работы на 7,5 часов. На 2022-2023 учебный год истцу была установлена нагрузка 27 часов в неделю, что превышает норму часов учебной работы на 9 часов.
При начислении заработной платы истцу начисление надбавок осуществляется только за 18 часов (на 1 ставку), а за оставшиеся 7,5 и 9 часов надбавки не начисляются.
На основании изложенного, с учетом уточнений исковых требований, просила суд обязать МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» произвести перерасчет и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате по надбавке за выслугу лет 25% за период с <Дата> по <Дата>; произвести перерасчет и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате по надбавке за соответствие занимаемой должности 5% за период с <Дата> по <Дата>; произвести перерасчет и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2021-2022 учебном году; взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленную и невыплаченную заработную плату в сумме 23 055,14 руб.; возложить на комитет образования администрации «Тунгокоченский район» Забайкальского края обязанность произвести расчет недоначисленной и невыплчанной суммы за период отпуска в 2021-2022 учебном году; возложить на ответчика обязанность производить истцу начисление стимулирующей выплаты за выслугу лет 25% и за соответствие занимаемой должности 5% от фактического объема учебной нагрузки до прекращения трудовых отношений; возложить на комитет образования администрации МР «Тунгокоченский район» Забайкальского края, Министерство образования Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края обязанность профинансировать денежными средствами для выплаты истцу недоначисленной и невыплаченной заработной платы МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» в случае их недостаточности (л.д. 2-8, 58-59, 68-69).
Определением судьи от <Дата> к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального района «Тунгокоченский район» (л.д. 1).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 76-81).
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель ответчика Министерства образования и науки Забайкальского края Немова Е.А. просит решение районного суда изменить, отказать во взыскании заработной за период с <Дата> по <Дата> в связи с пропуском срока для обращения в суд, решение в части возложения на Министерство обязанности профинансировать администрацию МР «Тунгокоченский район» на выплату недоначисленной и невыплаченной заработной платы истцу отменить.
Указывает, что истцом не указаны уважительные причины пропуска срока для обращения в суд с иском о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с <Дата> по <Дата>, ходатайство о восстановлении пропущенного срока истцом не заявлялось.
В части требований истца о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с <Дата> по <Дата> полагает, что на Министерство судом не может быть возложена обязанность профинансировать администрацию муниципального района на выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы истцу. Положением об оплате труда работников МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» Тунгокоченского района Забайкальского края регулируются вопросы оплаты труда работников, в том числе вопросы по установлению стимулирующих выплат. В силу п.п. 2.3.1 Положения стимулирующие выплаты устанавливаются с целью повышения мотивации работникам учреждения качественному результату, а также поощрения за выполненную работу. Согласно п.п.2.3.2 Положения выплаты стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством, Постановлением Правительства РФ, Законами Забайкальского края, постановлениями Правительства ЗК, постановлением администрации МР «Тунгокоченский район». Согласно п.п. «в» ч.2 Постановления не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год. Таким образом, если учитель работает более чем на одну ставку, трудовой договор не заключается, как совместительство это не оформляется, а педагогическая работа, которую он выполняет, сверх 18 часов, оплачивается на условиях почасовой оплаты, но не более 300 часов в год. Не допускается работа более чем на 1,5 ставки. Министерство не финансирует непосредственно школы края.
У педагогических работников имеются особенности работы по совместительству, в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 30.06.2003 №41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников, работников культуры». Совместительство педагогическим работникам возможно на не более 0,5 ставки.
Указывает, что согласно ст. 86 Бюджетного кодекса РФ в случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования осуществляется за счет собственных средств и источников финансирования дефицита местного бюджета. Министерство не занимается начислением заработной платы педагогическим работникам, МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» и администрация МР «Тунгокоченского района» Забайкальского края вправе своими правовыми актами улучшить положение работника в спорном вопросе, в данном случае, начислив стимулирующие выплаты (л.д. 89-91, 126-129, 146-147).
В возражениях на апелляционную жалобу истец Самойлова М.В. просит решение районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения (л.д. 107-112).
Истец Самойлова М.В., ответчики МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ», Комитет образования администрации муниципального района «Тунгокоченский район», Министерство финансов Забайкальского края, администрация муниципального района «Тунгокоченский район», надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, своих представителей не направили, об отложении слушания по делу не просили.
Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения представителя ответчика Министерства образования и науки Забайкальского края Немовой Е.А., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с решением суда в части взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с <Дата> по <Дата> в связи с пропуском срока для обращения в суд, а также в части возложения на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанности профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» на указанные цели.
Судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы в части возложения на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанности профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» заслуживающими внимание.
Из материалов дела следует и судом установлено, что истец работает учителем русского языка и литературы в МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ».
Полагая свои трудовые права нарушенными, обратилась с иском в суд, просила обязать МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» произвести перерасчет и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате по надбавке за выслугу лет 25% за период с <Дата> по <Дата>; произвести перерасчет и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате по надбавке за соответствие занимаемой должности 5% за период с <Дата> по <Дата>; произвести перерасчет и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2021-2022 учебном году; взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленную и невыплаченную заработную плату в сумме 23 055,14 руб.; возложить на комитет образования администрации «Тунгокоченский район» Забайкальского края обязанность произвести расчет недоначисленной и невыплчанной суммы за период отпуска в 2021-2022 учебном году; возложить на ответчика обязанность производить истцу начисление стимулирующей выплаты за выслугу лет 25% и за соответствие занимаемой должности 5% от фактического объема учебной нагрузки до прекращения трудовых отношений; возложить на комитет образования администрации муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края, Министерство образования Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края обязанность профинансировать денежными средствами для выплаты истцу недоначисленной и невыплаченной заработной платы МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» в случае их недостаточности.
Возлагая на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, как на главного распорядителя бюджетных средств приведенную обязанность, суд первой инстанции исходил из того, что финансирование на оплату труда учителей производится Министерством за счет субвенции краевого бюджета.
Между тем оснований для возложения такой обязанности на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края не имеется в связи со следующим.
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в сфере образования обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Забайкальского края (п.12.3.2. Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.05.2017 № 192).
В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред., действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 9 Федерального закона №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
Частями 1-3 статьи 99 Федерального закона №273-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции, как и в суде апелляционной инстанции фактов ненадлежащего финансирования из бюджета Забайкальского края в бюджет муниципального образования «Тунгокоченский район» установлено не было.
Правовых оснований для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам образовательной организации на Министерство не имеется.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения в части возложения на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и исключении из резолютивной части решения указание о возложении на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанности профинансировать денежными средствами администрацию МР «Тунгокоченский район».
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о пропуске истцом срока для обращения в суд за период с <Дата> по <Дата>, судебная коллегия исходит из следующего.
Как разъяснено в абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", исходя из содержания абзаца первого ч. 6 ст. 152 ГПК РФ, а также ч. 1 ст. 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.
Как видно из материалов дела, ответчик до вынесения судом решения не заявлял о пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, соответственно, суд первой инстанции не имел законных оснований при рассмотрении дела разрешать вопрос о пропуске срока в отсутствие соответствующего заявления стороны по собственной инициативе. Не имеется таких оснований и у судебной коллегии.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в остальной части решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от <Дата> изменить.
Исключить из резолютивной части решения указание на возложение обязанности на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район».
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в трехмесячный срок в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) путем подачи кассационной жалобы через Тунгокоченский районный суд Забайкальского края.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <Дата>