Решение по делу № 33-3770/2021 от 27.10.2021

Судья суда 1-й инстанции А.С. Лемешко              Дело № 2-2589/2021 (I инст.)

    Судья-докладчик в суде апелляционной                 Дело № 33-3770/2021 (апел. инст)

        инстанции И.А. Анашкина                                        Категория 2.169

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 ноября 2021 года                               город Севастополь

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

    председательствующего судьи           Григоровой Ж.В.,

    судей                                               Анашкиной И.А., Устинова О.И.,

    при секретаре                                       Осколович Ю.А.,

    с участием истца Козлова С.Г., представителя ответчика Бейербах И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Козлова С. Г. на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 20 сентября 2021 года по гражданскому делу по иску Козлова С. Г. к Государственному унитарному предприятию города Севастополя «Севтеплоэнерго» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛА:

Козлов С.Г. обратился в суд с иском к ГУПС «Севтеплоэнерго», в котором просит взыскать с ответчика в пользу истца пени за просрочку установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ тепла в МКД по <адрес> в <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 556 879,13 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, штраф в размере 50% от взысканной судом суммы.

    В обоснование исковых требований указано, что собственники помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме перешли на прямые расчеты с РСО за потребленные энергоресурсы. Каждый из собственников помещений заключил договор с ответчиком путем совершения конклюдентных действий. ДД.ММ.ГГГГ истец как председатель Совета МКД обратился к ответчику с заявлением об установке общедомовых приборов учета энергоресурсов в связи с неисполнением УК «Нахимовского района» своих обязанностей в 2018 году. ДД.ММ.ГГГГ истец получил письмо-отказ. Однако, ДД.ММ.ГГГГ ответчик установил общедомовые приборы учета энергоресурсов, в связи с чем ответчик нарушил права потребителей в части предоставления услуги по установлению общедомовых приборов учета энергоресурсов.

Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 20 сентября 2021 года в удовлетворении исковых требований Козлову С.Г. отказано.

В поданной апелляционной жалобе истца просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что решение суда является не мотивированным, суд не определил закон и нормативно-правовые акты, подлежащие применению. Не указано мотивов неприменения судом нормативного акта, подлежащего применению. Суд первой инстанции в постановленном решении пересказал доводы ответчика, выдавая их за свои собственные. Суд не принял во внимание, что истец неоднократно обращался к ответчику по факту просрочки установки приборов учета. В судебном заседании судом не были исследованы письменные доказательства.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Истец в судебном заседании суда апелляционной инстанции апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить без изменения решение суда первой инстанции, как законное и обоснованное.

Заслушав судью-докладчика, явившихся участников, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на неё, обсудив указанные доводы, а также доводы возражений, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований к отмене состоявшегося по делу решения.

Согласно пункту 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

По мнению судебной коллегии постановленное по делу решение суда приведенным требованиям закона соответствует.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ Козлов С.Г. как председатель Совета МКД обратился к ГУПС «Севтеплоэнерго» с заявлением об установке в 2019 году общедомовых приборов учета энергоресурсов в многоквартирном <адрес> в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик ГУПС «Севтеплоэнерго» направил истцу ответ на заявление, в котором разъяснило установленный порядок установки в многоквартирном доме узла учета тепловой энергии.

ДД.ММ.ГГГГ истец направил ответчику претензию, согласно которой последний просит ГУПС «Севтеплоэнерго» произвести подключение общедомового прибора учета тепла до начала отопительного сезона в 2019 году, предоставить в письменной форме схему установки прибора учета, тип, марку и цену прибора, калькуляцию работ по установке прибора, проекты договоров с ГУПС «УК Нахимовского района».

ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика направлена досудебная претензия с аналогичными требования, в том числе с требованием выплаты пени за просрочку исполнения обязательства в срок.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик направил истцу письмо о предоставлении в адрес ГУПС «Севтеплоэнерго» оригиналов протоколов общих собраний собственников жилых помещений многоквартирного дома, к которых отражено принятие решения об установке общедомового узла учета тепловой энергии силами ГУПС «Севтеплоэнерго» с рассрочкой платежей на выбранный период до 5 лет, а также протокол общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома на котором истец избран председателем совета многоквартирного дома и о делегации истцу полномочий подписания договора на установку общедомового узла учета тепловой энергии.

ДД.ММ.ГГГГ составлен акт ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя в жилом <адрес> в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между ГУПС «УК Нахимовского района» и ГУПС «Севтеплоэнерго» составлен акт приема-передачи узла учета тепловой энергии на базе теплосчетчика «ТСР-М» в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.

Истец ссылается на положения частей 5, 9, 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающих, что в случае, если до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года, собственники помещений в многоквартирных домах не обеспечили оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, организации, которые осуществляют снабжение энергетическими ресурсами или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

По мнению истца обязанность по осуществлению деятельности по установке, замене, эксплуатации приборов учета законодатель после 1 января 2019 года возлагает на организацию (владельца сетей), сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов. То есть обязанность по оснащению общедомовыми приборами учета в многоквартирных домах законодателем возложена на сетевую организацию.

Руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», суд отказали в удовлетворении заявленных требований, указав, что обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома. Именно управляющая организация обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. При этом доказательств тому, что Козлов С.Г. в предусмотренном законом порядке обращался к ответчику с заявкой на заключение договора установки общедомового прибора учета, материалы дела не содержат.

С такими выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным на основании исследованных доказательств, которым дана надлежащая оценка с учетом норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

В силу части 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В соответствии с пунктом 2 статьей 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.

Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в состоянии, обеспечивающем, в том числе соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (подпункт «ж»).

Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.

Таким образом, в силу Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома.

Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.

Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.

Порядок заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов утвержден Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 N 149.

Как следует из материалов дела, истец обратился в ГУПС «Севтеплоэнерго» как председатель совета многоквартирного дома.

В соответствии с пунктом 6 статьи 161.1 ЖК РФ из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета многоквартирного дома.

Согласно подпункту 3 пункта 8 статьи 161.1 ЖК РФ председатель совета многоквартирного дома на основании доверенностей, выданных собственниками помещений в многоквартирном доме, или, действуя без доверенности, в случае наделения его таким полномочием по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса.

Таким образом, обращаясь в ГУПС «Севтеплоэнерго» как председатель совета многоквартирного дома, Козлов С.Г. должен был подтвердить свои полномочия, представив доверенности, выданные собственниками помещений в многоквартирном доме, или решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о наделения его полномочием действовать без доверенности.

Как следует из представленной в материалы дела переписки Козлова С.Г. с ГУПС «Севтеплоэнерго», последним предлагалось Козлову С.Г. подтвердить полномочия и представить соответствующие решения собственников помещений в многоквартирном доме.

Доказательств тому, что такие истцом были представлены, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что истцом установленный порядок заключения договора на установку прибора учета не был соблюден, ответчику не поступала от истца соответствующая заявка с приложением документов для заключения договора, является верным.

Вместе с тем статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающая обязанность ресурсоснабжающих организаций по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета многоквартирных домов, которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок, не прекращает обязанность управляющих организаций принять меры по установке коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Судом установлено, что управление многоквартирным домом по <адрес> в <адрес> осуществляет ГУПС «УК <адрес>».

При таких обстоятельствах усматривается бездействие, выразившееся в неоснащении общедомовым прибором учета электроэнергии <адрес> в <адрес> именно ГУПС «УК <адрес>».

    Следовательно, оснований для применения каких-либо мер ответственности к ГУПС «Севтеплоэнерго» не имеется.

При установленных обстоятельствах судебная коллегия, как и суд первой инстанции, пришла к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы истца были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит.

Судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, приведенные доводы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, фактически выражают несогласие истца с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат.

Мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, подробно приведены в обжалуемом судебном постановлении и в дополнительной аргументации не нуждаются.

Доводов, ставящих под сомнение законность состоявшегося по делу судебного решения, апелляционные жалобы не содержит.

Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить безусловным основанием для отмены состоявшегося по делу решения, по материалам дела и доводам жалоб не установлено.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционную жалобу истца Козлова С. Г. оставить без удовлетворения, решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 20 сентября 2021 года - без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий                                             Ж.В. Григорова

Судьи:                                                                           И.А. Анашкина

                                                                                       О.И. Устинов

Апелляционное определение составлено в окончательной форме 29.11.2021

33-3770/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Козлов Сергей Геннадьевич
Ответчики
ГУПС Севтеплоэнерго
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Анашкина Ирина Александровна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
27.10.2021Передача дела судье
22.11.2021Судебное заседание
08.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2021Передано в экспедицию
22.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее