Судья Афанасьева Н.А. № 33-1147/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 2-1-34/2022
24 мая 2022 года город Калуга
Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Романовой В.В.,
судей Тимохиной Н.А., Клюевой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Пытиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Клюевой С.А. дело по апелляционным жалобам федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации на решение Кировского районного суда Калужской области от 17 января 2022 года по иску Савченковой Любови Петровны к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛА:
16 ноября 2021 Савченкова Л.П. обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее – Министерство обороны России), федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Центральное ТУИО» Министерства обороны России), Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны России филиал «Западный» территориальное отделение г. Калуга» (далее - ФГАУ «ЦУ ЖСИ (комплекса)» Министерства обороны России филиал «Западный» территориальное отделение г. Калуга), просила признать за собой право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указано на то, что на основании ордера № 1000 от 24 ноября 1988 года Савченкову А.П. на семью из 4 человек: он, жена Савченкова Л.П., сын Савченков А.А., дочь Савченкова Н.А. - была предоставлена отдельная двухкомнатная квартира общей площадью 47,1 кв. м, в том числе жилой 27 кв. м, расположенная по адресу: <адрес>. 11 января 1989 года Савченкова Л.П. была зарегистрирована по месту постоянного проживания в данной квартире. На момент предоставления квартиры Савченков А.П. осуществлял военную службу в Вооруженных Силах ССР, с 14 октября 1997 года был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по статье 49 пункта 2 подпункту «г», установленным Федеральным законом Российской Федерации от 11 февраля 1993 года № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 09 мая 1996 года) (в связи с несоответствием требованиям, установленным законом для военнослужащих). С даты увольнения её мужа и по настоящее время истица Савченкова Л.П. проживает в спорном жилом помещении, а ее муж – Савченков А.П. с 11 апреля 2000 года и по настоящее время зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. На момент предоставления спорной квартиры в 1988 году решение о включении квартиры в состав служебных не издавалось, пос. Шайковка не был включен в состав закрытых военных городков Вооруженных сил РФ. Савченков А.П. жильем обеспечен не был. В настоящее время в указанной квартире проживают истица, которая не воспользовалась правом на приватизацию жилья. В период проживания в указанном жилом помещении она добросовестно осуществляла владение и пользование квартирой, проводила ее текущий ремонт, оплачивала необходимые коммунальные платежи. Иного жилья истица не имеет.
Судом к участию в деле в качестве ответчика был привлечен Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны России; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Савченков А.П.; процессуальное положение ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны России филиал «Западный» территориальное отделение г. Калуга изменено в ответчика на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.
Истица Савченкова Л.П., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Ее представитель Нестерова Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представители ответчиков Министерства обороны России, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны России, ФГКУ «Центральное ТУИО» Министерства обороны России, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Третье лицо Савченков А.П., представитель третьего лица ФГАУ «ЦУ ЖСИ (комплекса)» Министерства обороны России филиал «Западный» территориальное отделение г. Калуга, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Решением Кировского районного суда Калужской области от 17 января 2022 года постановлено:
признать за Савченковой Л.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности в порядке приватизации на <адрес>.
В апелляционных жалобах ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России и Министерства обороны России ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Савченковой Л.П. – Нестерова Л.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения Нестеровой Л.В. – представителя Савченковой Л.П., возражавшей против доводов жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб и доводы возражений относительно них, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Савченков А.П. с 06 июля 1979 года по 14 октября 1997 года проходил службу в Вооруженных Силах СССР, а затем в Вооруженных Силах Российской Федерации, был уволен со службы с зачислением в запас на основании подпункта «г» пункта 2 статьи 49 Федерального закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 года № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 09 мая 1996 года) (в связи с несоответствием требованиям, установленным законом для военнослужащих).
На основании ордера № 1000 от 24 ноября 1988 года, выданного Калужской КЭЧ, Савченкову А.П. на семью составом из четырех человек, включая его, супругу – Савченкову Л.П., сына – Савченкова А.А., дочь – Савченкову Н.А., было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>.
Сведения о предоставлении жилого помещения в качестве служебного в ордере не указаны, договор найма служебного жилого помещения с Савченковым А.П. не заключался, жилое помещение служебным не признавалось.
В ордере указано, что основанием выдачи последнего является решение жилкомиссии гарнизона от 28 августа 1988 года (номер отсутствует).
Согласно ответу Департамента реализации инвестиционных проектов и организации бюджетного процесса Минстроя России от 01 декабря 2021 года, сведениям из ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал «Западный» территориальное отделение г. Калуга от 18 декабря 2021 года, Савченков А.П. государственным жилищным сертификатом в рамках реализации государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», а также ранее действующих аналогичных государственных программ, где применялся механизм государственных жилищных сертификатов, жилым помещением по договору социального найма (жилым помещением в собственность бесплатно), ГЖС, жилищной субсидией не обеспечивались.
Как следует из выписки домовой книги и финансового лицевого счета в <адрес>, принадлежащей Министерству обороны РФ, в настоящее время зарегистрирована и проживает Савченкова Л.П. (с 11 января 1989 года).
Из уведомлений об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 01 декабря 2021 года следует, что отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество на территории Калужской области и Российской Федерации за Савченковой Л.П. за период с 01 января 2000 года по 01 декабря 2021 года.
Судом установлено, что право собственности на <адрес> ни за кем не зарегистрировано, в реестре государственной собственности Калужской области, реестре федеральной собственности Российской Федерации, реестре муниципальной собственности муниципального района «Город Киров и Кировский район», реестре муниципальной собственности сельского поселения «Деревня Выползово» указанная квартира отсутствует.
Согласно справке Кировского филиала КП «Бюро технической инвентаризации» от 11 октября 2021 года за Савченковой Л.П. право собственности на жилые помещения в период с 01 февраля 1998 года по 18 ноября 1999 года на территории г. Кирова и Кировского района не зарегистрировано.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года № 752-р пос. Шайковка являлся закрытым военным городком и, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 1470-р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года № 752-р», исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
Статьей 7 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период предоставления спорного жилого помещения, было предусмотрено, что жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.
В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда предоставляются гражданам в бессрочное пользование.
Согласно статье 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдавал гражданину ордер, который являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производилась в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
На основании пункта 2 постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 года № 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Таким образом, на момент предоставления жилого помещения пос. Шайковка не имел статус закрытого военного городка, а из положений вышеуказанных норм следует, что КЭЧ были полномочны выдавать ордера на жилые помещения, не относящиеся к служебным.
Учитывая изложенное, отсутствие в ордере отметки «служебное», а также отсутствие каких-либо иных документов, свидетельствующих о том, что жилое помещение было предоставлено в качестве служебного, не имеется оснований полагать, что спорная квартира была предоставлена в качестве служебного жилого помещения.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
При этом в силу статьи 6 указанного Закона Российской Федерации передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Савченкова Л.П. обращалась по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения. В ответе Министерства обороны России № 194/1/13140 от 13 сентября 2021 года истцу разъяснено, что решение о признании за гражданами права собственности на жилое помещение в порядке приватизации может быть принято в рамках гражданского судопроизводства по месту нахождения имущества.
Учитывая изложенное и положения вышеприведенных норм права, отсутствие обстоятельств, препятствующих в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизации жилого помещения, принимая во внимание, что, согласно имеющимся в деле доказательствам, право на приватизацию истцом не было реализовано ранее, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Стороной ответчика не было представлено объективных доказательств тому, что спорное жилое помещение относится к специализированному (служебному) фонду, на момент предоставления расположено в закрытом военном городке и в отношении него запрещена приватизация.
Апелляционные жалобы не содержат доводов, свидетельствующих о наличии оснований для отмены решения суда.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда Калужской области от 17 января 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено «30» мая 2022 года.
Председательствующий
Судьи