Дело № 2-4078/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 сентября 2022 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Байчорова Р.А.,
при ведении протокола помощником судьи Рукавишниковым С.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Мособлгаз» к Ворошилиной Елене Игоревне, Ризаевой Амине Сабировне о нечинении препятствий в газификации,
У С Т А Н О В И Л:
АО «Мособлгаз» обратилось в суд с иском к Ворошилиной Е.И., Ризаевой А.С. об обязании не чинить препятствия по подключению жилых домов, расположенных по адресу: <адрес> к распределительному газопроводу низкого давления с кадастровым номером: № протяженностью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, путем выдачи согласия на подключение, в случае не исполнения решения суда в десятидневный срок разрешение считать полученным, обратить решение к немедленному исполнению, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.
В обоснование исковых требований указано, что истец осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Московской области. АО «Мособлгаз» является исполнителем программы социальной газификации, государственным заказчиком которой является Министерство энергетики Московской области. Ответчикам на праве общей долевой собственности принадлежит распределительный газопровод низкого давления протяжённостью <данные изъяты>м. (газопровод-источник), с кадастровым номером: <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес> включена в программу социальной газификации, так как подпадает под условия догазификации населённых пунктов Российской Федерации - источник газоснабжения находится в границах населённого пункта. В связи с этим жители д. Бранцево получили возможность технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, которые будут построены до границ принадлежащих им земельных участков. Подключение жилых домов, расположенных по адресу: <адрес> к газопроводу-источнику, принадлежащему ответчикам предусмотрено схемой газоснабжения, согласованной администрацией г.о. Солнечногорск Московской области. Истец указывает, что АО «Мособлгаз» 10.06.2022 года обратилось к ответчикам с запросом согласования подключения к газопроводу-источнику в рамках реализации программы социальной газификации и выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, расположенных в дер. Бранцево, г.о. Солнечногорск, Московской области. Однако, ответчики своего согласия на подключение к газопроводу-источнику истцу не выдали. Отказ ответчиков от дачи согласия противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд.
В судебном заседании представители истца АО «Мособлгаз» - Юшкова Е.В., Волкова Ю.В. поддержали заявленные требования, указав, что отсутствие согласия ответчиков не позволяет АО «Мособлгаз» выполнить догазификацию дер. Бранцево и выполнить мероприятия по социальной газификации указанного населённого пункта.
Представитель ответчика Ризаевой А.С., действующий на основании доверенности - Паюшин М.К. возражал против удовлетворения исковых требований, представив письменный отзыв на иск.
Ответчик Ворошилина Е.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель третьего лица - администрации городского округа Солнечногорск Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица - Министерства экономики Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором просил иск удовлетворить в полном объеме.
Суд, руководствуясь ст.ст. 119, 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно абзацу 2 статьи 4 Федерального закона от 31.03.1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» одним из принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации является государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учётом промышленной и экологической безопасности.
21.04.2021 года Президент Российской Федерации Путин В.В. в своём Послании Федеральному собранию поручил осуществить догазификацию населённых пунктов Российской Федерации в срок до 2023 года без привлечения денежных средств граждан.
Во исполнение указанного поручения Президента Российской Федерации выполнение данных мероприятий предусмотрено Программой Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года», утверждённой Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 года № 778/50 (в редакции постановления Правительства Московской области 28.09.2021 № 929/34 «О внесении изменений в Программу Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года»).
АО «Мособлгаз» осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Московской области и является исполнителем программы социальной газификации, государственным заказчиком которой является Министерство энергетики Московской области.
Постановлением Правительства Московской области от 13.07.2021 года № 560/24 «О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населённых пунктов Московской области» во исполнение пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утверждённого Президентом Российской Федерации от 02.05.2021 № Пр-753, а также в целях реализации мероприятий по социальной газификации более 115 тысяч домовладений, в которых проживают порядка 300 тысяч жителей, Правительство Московской области определило региональным оператором газификации Московской области АО «Мособлгаз».
Таким образом, Правительством Московской области во исполнение поручений Президента Российской Федерации на АО «Мособлгаз» возложены задачи по обеспечению подводки газа до границ не газифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населённых пунктах без привлечения средств населения.
Согласно разделу 3 программы социальной газификации проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населённых пунктов Московской области осуществляется, в том числе с использованием сетей газораспределения, принадлежащих «основным абонентам».
В соответствии с действующим законодательством на момент возникновения между сторонами спора «основной абонент» - это потребитель газа, владеющий на праве собственности или на ином законном основании сетями газораспределения и (или) газопотребления, непосредственно присоединёнными к сети газораспределения исполнителя, и не оказывающий услуг по транспортировке газа (Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (ред. от 19.03.2020 года) «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Указанное Постановление Правительства РФ утрачивает силу в связи с принятием другого Постановления Правительства РФ от 13.09.2021 года № 1547 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» в соответствии с которым «основной абонент» - юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления).
Судом установлено, что ответчикам на праве общей долевой собственности (по ? доли каждой) принадлежит газопровод, с кадастровым номером: <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>
Деревня Бранцево г.о. Солнечногорск Московской области включена в программу социальной газификации, так как подпадает под условия догазификации населённых пунктов Российской Федерации, поскольку источник газоснабжения находится в границах населённого пункта.
Согласно программе социальной газификации жители деревни Бранцево получили возможность технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, которые будут построены до границ принадлежащих им земельных участков. Подключение жилых домов, расположенных по адресу: Московская область, д. Бранцево г.о. Солнечногорск Московской области к газопроводу-источнику, принадлежащему ответчикам предусмотрено схемой газоснабжения, согласованной администрацией городского округа Солнечногорск Московской области.
Разработка такой схемы газоснабжения обусловлена требованиями пункта 4.2 Свода правил (СП) 62.13330.2011 «Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы», согласно которым выбор схем газоснабжения следует проводить в зависимости от объёма, структуры и плотности газопотребления объектов административно-территориального деления, размещения жилых и производственных зон, а также источников газоснабжения (местоположение и мощность существующих и проектируемых магистральных газопроводов, ГРС и др.). При этом пункт 4.2 СП 62.13330.2011 подлежит применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (до 01.08.2020 года Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 года № 1521, с 01.08.2020 года Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 года № 985).
В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 10.06.2003 № 347/20 «О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения Московской области» (п.п. 2 и 3) ГУП МО «Мособлгаз» (правопреемник - АО «Мособлгаз») является разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения Московской области.
Газопровод-источник, принадлежащий ответчикам на праве общей долевой собственности, с кадастровым номером: <данные изъяты> расположенный по вышеуказанному адресу, обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа д. Бранцево.
10.06.2022 года АО «Мособлгаз» обратилось к ответчикам с запросом согласования подключения к газопроводу-источнику в рамках реализации программы социальной газификации и выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, расположенных в дер. Бранцево г.о. Солнечногорск Московской области.
Ответчики своего согласия на подключение к газопроводу-источнику истцу не выдали, направив в адрес истца письменный отказ на подключение (технологическое присоединение) к газопроводу-источнику.
Таким образом, из представленных истцом доказательств следует, что ответчики отказываются от дачи согласия на подключение к принадлежащим им на праве общей долевой собственности газопроводу.
Как следует из представленных истцом доказательств, пропускная способность газопровода–источника и его технические характеристики рассчитаны на газоснабжение существующих и потенциальных потребителей, поэтому права ответчиков подключением от газопровода не будут нарушены.
Дав оценку указанным выше фактическим обстоятельствам дела, суд приходит к выводу о том, что отказ ответчиков от дачи согласия на подключение к газопроводу противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения. Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
Газопровод-источник не является обособленным объектом газового хозяйства, а присоединён непосредственно к газораспределительной системе Московской области и является её частью.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 31.03.1999 года № 69-ФЗ (редакция от 11.06.2021 года) «О газоснабжении в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.07.2021 года) юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей. Юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.
В соответствии с пунктом 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 года № 1370, поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на её соответствующих участках. Местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.) (п. 3 вышеуказанного Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям). Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединённых к сетям газоснабжающей организации. Положения вышеуказанных нормативных актов урегулированы для ситуаций, когда собственниками частных сетей газоснабжения выступают юридические лица, на которых в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов возложена обязанность по соблюдению соответствующих требований промышленной безопасности.
В настоящем споре собственником газопровода являются физические лица, однако, на основании статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (применение гражданского законодательства по аналогии) к собственникам частных сетей - физическим лицам подлежат применению положения вышеуказанных нормативных правовых актов.
В соответствии с положениями статьи 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (статья вступила в силу с 01.09.2021 года) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газоснабжения (сети инженерно-технического обеспечения), определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении с учётом особенностей, предусмотренных этой статьёй.
Таким образом, суд считает, что ответчики, уклоняясь от дачи согласия на подключение к принадлежащему им на праве общей долевой собственности газопроводу жилых домов, расположенных в д. Бранцево г.о. Солнечногорск Московской области, злоупотребляют своими правами и нарушают действующее законодательство.
При этом ответчиками не представлено допустимых доказательств, указывающих на несоблюдение законных прав и интересов ответчиков, возникновения для них негативных последствий и нарушении их прав при проведении социальной газификации д. Бранцево г.о. Солнечногорск Московской области.
Фактически, отказывая в подключении к газопроводу, ответчики препятствует АО «Мособлгаз» в выполнении мероприятий по социальной газификации деревни Бранцево г.о. Солнечногорск Московской области. Иное толкование норм права приводило бы к нарушению как частных, так и публичных интересов: ограничению доступа к газификации, неэффективному использованию энергетических ресурсов и сетей инженерно-технического обеспечения, необоснованным затратам на строительство дублирующих сетей, неэффективному использованию земельных участков в населённом пункте.
Как следует из материалов дела, выполнение истцом возложенных на него Правительством Московской области во исполнение поручений Президента Российской Федерации задач по обеспечению подводки газа до границ не газифицированных домовладений, расположенных вблизи от газопровода ответчиков в Бранцево г.о. Солнечногорск Московской области без привлечения средств населения, позволит соблюсти общественные интересы и принципы государственной политики в области газоснабжения, указанные в статье 4 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»: государственной поддержки развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, а также выполнению Программы Правительства Московской области по доведению уровня газоснабжения населения в Московской области до 98 процентов.
Принимая решение об удовлетворении заявленных АО «Мособлгаз» исковых требований суд учитывает, что в соответствии п. 48 «Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации РФ от 13.09.2021 года № 1547, «основной абонент» после получения соответствующего запроса от исполнителя работ по газификации должен направить своё согласие на подключение нового объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и не вправе препятствовать такому подключению (технологическому присоединению) при наличии пропускной способности таких сетей.
При этом, ответчики при причинении им убытков подключением к газопроводу новых абонентов, вправе в соответствии со статьёй 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предъявить самостоятельные исковые требования для их возмещения с представлением подтверждающих доказательств.
Вместе с тем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований об обращении решения суда немедленному исполнению, поскольку рассматриваемый спор не относится к категории, в рамках которой решение суда подлежит немедленному исполнению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчиков в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере 6000 руб., по 3000 руб. с каждого из ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░» – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░ 772733224062) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░ 12011223763) ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░» (░░░ 5032292612) ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░» (░░░ 5032292612) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░» (░░░ 5032292612) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 26 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.