Решение по делу № 2а-1965/2021 от 26.11.2021

Дело № 2а-1965/2021

УИД 42RS0015-01-2021-003491-83

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 декабря2021 года                                         г. Новокузнецк

Заводской районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Дяченко Ю.Б.,

при секретаре судебного заседания Мигуновой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фадеева Романа Николаевича к Призывной комиссии Заводского, Кузнецкого, Новоильинского и Орджоникидзевского районов г. Новокузнецка, Военному комиссариату Заводского, Кузнецкого, Новоильинского и Орджоникидзевского районов г. Новокузнецка, Военному комиссариату Кемеровской области, Призывной комиссии Кемеровской области о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Фадеев Р.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии Заводского, Кузнецкого, Новоильинского и Орджоникидзевского районов г. Новокузнецка, Военному комиссариату Заводского, Кузнецкого, Новоильинского и Орджоникидзевского районов г. Новокузнецка, Военному комиссариату Кемеровской области, Призывной комиссии Кемеровской области, в котором просит признать незаконным решение призывной комиссии Заводского, Кузнецкого, Новоильинского и Орджоникидзевского районов г. Новокузнецка Кемеровской области о призыве его на военную службу.

Требования мотивированы тем, что он состоит на воинском учете в военном комиссариате Заводского, Кузнецкого, Новоильинского и Орджоникидзевского районов г. Новокузнецка.

В отношении него было принято решение о призыве на военную службу призывной комиссией в рамках очередного призыва граждан на военную службу на период с ... до ....

С данным решением не согласен по следующим основаниям: во время прохождения медицинского освидетельствования он сообщал врачам свои жалобы по здоровью: ...

Считает, что при определении категории годности нарушено соблюдение норм законодательства, а именно: постановления Правительства от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе», что привело к нарушению его прав на получение освобождения от призыва на военную службу в ВС РФ и зачисление в запас.

Пунктом 20 указанного Положения определено, что в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.

При прохождении медицинского освидетельствования он просил выдать направление на обследование в медицинское учреждение, предусмотренное пунктом 20 «Положения о военно-врачебной экспертизе», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, для уточнения имеющегося диагноза, но ему было отказано в выдаче направлений, и он был признан годным к военной службе.

Считает, что оспариваемое решение нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», является необоснованным и незаконным, поскольку принятие оспариваемого решения не соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения, нарушен порядок принятия оспариваемого решения, установленный вышеуказанными нормативными правовыми актами.

Таким образом, врачами-специалистами не были учтены данные по имеющемуся у него заболеванию, что привело к неверному применению норм раздела II Требований к состоянию здоровья граждан (Расписание болезней) Постановления Правительства РФ от 4.07.2013 №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» при определении в отношении него категории годности к военной службе что, в свою очередь, повлекло за собой принятие оспариваемого решения.

Кроме того, в отношении него нарушен порядок вынесения решения призывной комиссии.

При проведении призывной комиссии обязательно присутствие всех лиц, указанных в федеральном законе, однако присутствовали не все ее члены.

В его удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу - не было внесено никаких соответствующих записей, а также ему была вручена повестка о явке в военный комиссариат на ... к ... с целью уточнения сведений воинского учета, что свидетельствует о ненадлежащем оповещении, а также о несоблюдении норм, указанных в вышеупомянутой инструкции к Приказу Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г. N 400.

На запрос о получении копии решения призывной комиссии Заводского, Кузнецкого, Новоильинского и Орджоникидзевского районов г. Новокузнецка им еще не был получен ответ.

Жалоба на решение призывной комиссии Заводского, Кузнецкого, Новоильинского и Орджоникидзевского районов г. Новокузнецка в порядке подчинённости не подавалась.

В судебное заседание административный истец Фадеев Р.Н. не явился, извещен надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебное заседание представитель административных ответчиков Призывной комиссии Заводского, Кузнецкого, Новоильинского и Орджоникидзевского районов г. Новокузнецка, Военного комиссариата Заводского, Кузнецкого, Новоильинского и Орджоникидзевского районов г. Новокузнецка, Военного комиссариата Кемеровской области, Призывной комиссии Кемеровской области - Рыжова В.О., действующая на основании доверенности не явилась, извещена надлежащим образом, направила возражение на административное исковое заявление, согласно которому просит рассмотреть дело в ее отсутствие, отказать в удовлетворении административного иска, в связи с тем, что административным истцом не указано, какое решение призывной комиссии он просит признать незаконным. В исковом заявлении отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие у Фадеева Р.Н. заболеваний, которые являются основанием для освобождения его от прохождения военной службы, указывает на наличие таких симптомов, ... однако Фадеев Р.Н. не предоставляет информации о точном диагнозе. При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574. Административный истец с заявлением о направлении его на дополнительное обследование, на выдачу направлений на анализы в военный комиссариат не обращался. Согласно материалам личного дела призывника, у врачей имелись все необходимые результаты анализов, а именно: ... Более того, ..., ... административному истцу медицинской и призывной комиссией было вынесено аналогичное решение о признании его годным к прохождению военной службы, с категорией годности ... Указанное решение не было оспорено Фадеевым Р.Н., поскольку у него на указанный период времени имелась отсрочка от призыва на военную службу в связи с ... Ссылка Фадеева Р.Н. на то, что призывная комиссия проходила не в полном составе, является безосновательной, поскольку в учетной карте призывника имеются подписи всех членов призывной комиссии, в выписке из протокола заседания призывной комиссии от ... указаны все члены призывной комиссии, заверено военным комиссаром. Выписка из протокола заседания призывной комиссии выдана административному истцу. Более того, в протоколе заседания призывной комиссии от ... указаны присутствующие в день рассмотрения члены призывной комиссии, имеются подписи каждого из них.

Суд, исследовав материалы дела, находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 указанной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 указанной статьи - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ для обжалования решения, административным истцом не пропущен.

В соответствии со ст. 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет венную службу в соответствии с федеральным законом.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военную службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе).

Статьей 22 Закона о воинской обязанности и военной службе предусмотрено, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

В силу ст. 23 Закона о воинской обязанности и военной службе от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, по общему правилу осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации (ст. 25 Закона о воинской обязанности и военной службе).

Согласно ч. 1 ст. 26 Закона о воинской обязанности и военной службе призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона о воинской обязанности и военной службе при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В силу статьи 5.1 указанного Закона о воинской обязанности и военной службе граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования, гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.

Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663, предусмотрено, что призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе военных комиссариатов муниципальных образований, при содействии местной администрации. Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации. Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования (п. 13 Положения).

Как следует из п. 5 указанного Положения призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.

Согласно п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013г. № 565, при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения другихвопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.

В соответствии с п. п. 15, 16, 17, 19 Положения о военно-врачебной экспертизе по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог, а в случае необходимости - врачи других специальностей.

Врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе.

Гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья.

Согласно п. 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Согласно п. 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии), а также с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно - врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно - врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 № 574.

Постановлением Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 29.09.2021 № 86-пг "Об организации проведения призыва в октябре-декабре 2021 г. граждан 1994-2003 года рождения на военную службу и утверждении состава призывной комиссии Кемеровской области - Кузбасса и составов призывных комиссий муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса", был утвержден состав призывной комиссии Новокузнецкого городского округа.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Фадеев Роман Николаевич, ... года рождения, состоит на воинском учете с ... в военном комиссариате.

При постановке на воинский учет Фадееву Р.Н., впервые прошедшему военно - медицинскую комиссию, была установлена степень годности ... к службе в Вооруженных Силах РФ в соответствии с ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", то есть годен к военной службе ...

Первая призывная военно-медицинская комиссия состоялась у Фадеева Р.Н. в весенний призыв ..., установлена категория годности ... решение не было оспорено Фадеевым Р.Н., однако у него на указанный период времени имелась отсрочка от призыва на военную службу в связи с ...

В ... в период осеннего призыва в ... при прохождении медицинского освидетельствования заявлял жалобы на здоровье, врачами специалистами направлялся на обследовании в лечебное учреждение, о чем имеются корешки направлений с росписями Фадеева Р.Н.

В период осеннего призыва ... решением призывной комиссии Новокузнецкого городского округа вынесено решение о призыве Фадеева Р.Н. на военную службу на основании ст. 22 ФЗ № 53 от 1998 года «О воинской обязанности и военной службе». Категория годности ... - годен к военной службе с ...

Как следует из п. 2 ст. 29 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу; рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий.

Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий.

При этом одновременно с отменой решения нижестоящей призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает одно из решений, указанных в п. 1 ст. 28 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007г. № 400, призывная комиссия субъекта Российской Федерации, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря) принимает решение об утверждении или отмене решения нижестоящей призывной комиссииоб освобождении призывника от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва по состоянию здоровья.

Таким образом, из толкования вышеприведенных норм права следует, что организация проведения повторного медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, проводится военными комиссариатами под контролем призывной комиссии субъекта Российской Федерации.

Доводы административного истца о том, что решение призывной комиссии Новокузнецкого городского округа вынесено без учета всех его жалоб на состояние здоровья, что врачами-специалистами не были учтены все данные по имеющемуся у него заболеванию, а именно, что у него имеются ... являются несостоятельными, поскольку из материалов дела следует, что при прохождении медицинского освидетельствования перед принятием обжалуемого решения призывной комиссии указанные обстоятельства были приняты во внимание при прохождении административным истцом медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, для установления степени годности призывника к военной службе.

Наличие у Фадеева Романа Николаевича, ... года рождения, в рамках проведенного в осенний призыв обследования, никем не оспаривается.

Соответствующие медицинские документы в подтверждение какого-либо иного диагноза, препятствующего прохождению военной службы, не были представлены ни призывной комиссии, ни в суд.

Вместе с тем, каких-либо объективных и бесспорных доказательств, которые бы свидетельствовали об обоснованности заявляемых доводов на наличие у него такого диагнозаи регулярность его симптомов, длительность этого заболевания до начала призывной комиссии, административным истцом не представлено.

Гражданин, заявивший о несогласии с заключением о его годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, вправе обжаловать такое заключение и решение призывной комиссии в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, которая организует контрольное медицинское освидетельствование (п. 7 ст. 28, п. 2 ст. 29 Закона о воинской обязанности и военной службе).

Кроме того, исходя из положений ч. 2 ст. 25, ч. 6 ст. 61 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", гражданин, не согласный с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, имеет право на производство независимой военно - врачебной экспертизы.

Данным правом истец Фадеев Р.Н. не воспользовался. О проведении по делу судебной медицинской экспертизы с целью подтверждения наличия у административного истца на момент принятия оспариваемого решения заболевания, препятствующего призыву на военную службу, заявитель не просил.

Судом установлено, что при медицинском освидетельствовании Фадеев Р.Н. прошел все необходимые для определения категории годности к военной службе медицинские обследования, по результатам которых дано заключение.

Данных о том, что у призывной комиссии имелись основания, препятствующие даче заключения и принятию решения, в деле не имеется, доказательств обратного административным истцом не представлено.

Само по себе несогласие административного истца с решением призывной комиссии не свидетельствует о допущенном со стороны административного ответчика незаконного действия или бездействия.

Все выявленные у Фадеева Р.Н. заболевания учтены призывной комиссией при принятии решения о степени годности к военной службе, однако не предоставляют последнему право на освобождение от призыва на военную службу, в связи с чем оснований для признания незаконным оспариваемого решения призывной комиссии не имеется.

Довод административного истца о том, что при проведении призывной комиссии присутствовали не все ее члены, суд находит необоснованным в силу следующего.

В соответствии со ст.26 ФЗ от 28.03.1998 года № 53 - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», п. 3 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 года № 663, призыв граждан РФ не пребывающих в запасе на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта РФ по представлению военного комиссара.

На основании высшего органа государственной власти субъекта РФ в состав призывной комиссии включаются:

по согласованию - глава местной администрации или иной представитель местной администрации - председатель призывной комиссии;

должностное лицо военного комиссариата - заместитель председателя призывной комиссии;

врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию гражданподлежащих призыву на военную службу;

секретарь комиссии;

представитель органа внутренних дел;

представитель образования;

представитель органа службы занятости населения.

В соответствии с пунктом 33 приложения № 1 к приказу Министра обороны РФ от 2 октября 2007 года № 400 для осуществления призыва граждан на военную службу решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации создаются призывные комиссии. При этом члены призывных комиссий могут наделяться следующими правами и обязанностями: знакомиться со всеми материалами личных дел призывников, в отношении которых предстоит принимать решения; уточнять у призывников фактические данные, необходимые для принятия решения в отношении его в соответствии с законодательством Российской Федерации; высказывать свои предложения при принятии призывной комиссией решения, а если оно не совпадает с мнением большинства, изложить его письменно в книге протоколов заседаний призывной комиссии; высказывать председателю призывной комиссии, заместителю председателя призывной комиссии свои предложения по совершенствованию организации призыва граждан на военную службу; участвовать в принятии решения в отношении граждан, подлежащих призыву на военную службу;отвечать за соответствие законодательству Российской Федерации принятых решений в отношении призывников, проходящих призывную комиссию; знать действующее законодательство, которое регулирует вопросы призыва граждан на военную службу; в установленное председателем призывной комиссии время прибывать на заседания призывной комиссии.В случае невозможности прибытия на заседание призывной комиссии заблаговременно информировать об этом председателя призывной комиссии или заместителя председателя призывной комиссии; накануне дня заседания призывной комиссии знакомиться со всеми личными делами граждан, подлежащих призыву на военную службу, в отношении которых предстоит принимать решения, определяя при этом, какие сведения для принятия решения требуют уточнения; принимать участие в работе комиссии. Уточнять у граждан, подлежащих призыву на военную службу, в отношении которых предстоит принимать решения, необходимые сведения для принятия решения; заверять своей подписью принимаемые призывной комиссией решения; при участии в работе призывной комиссии соблюдать установленный регламент.

Граждане, прошедшие медицинское освидетельствование, направляются на заседание призывной комиссии.

В соответствии с пунктом 6 приложения № 31 к приказу Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г. № 400 решение призывной комиссии принимается большинством голосов, о чем производится запись в протоколе заседания призывной комиссии.

Постановлением Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 29.09.2021 № 86-пг "Об организации проведения призыва в октябре-декабре 2021 г. граждан 1994-2003 года рождения на военную службу и утверждении состава призывной комиссии Кемеровской области - Кузбасса и составов призывных комиссий муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса", был утвержден состав призывной комиссии Новокузнецкого городского округа.

Решение призывной комиссии Новокузнецкого городского округа ... в соответствии с п.а ч.1 ст.22 ФЗ от 28.03.1998 года № 53 - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», по итоговому заключению категории годности к военной службе, показателе предназначения военной службы, на основании ... расписания болезней и таблицы дополнительных требований, Фадеев Р.Н. годен к военной службе с ..., категория годности - ...

... в составе Призывной комиссии находилось 6 должностных лиц, за исключением представителя органа службы занятости населения, что удостоверено их подписями на решении в ... личного дела призывника.

Согласно п.1 ст. 10 Закона № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» гражданин, призывающийся на военную службу в октябре - декабре текущего года, должен подать до 1 апреля заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу гражданской.

В соответствии с действующим законодательством, в случае рассмотрения вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы, в работе призывной комиссии участвует представитель органа службы занятости населения.

Судом установлено, что представитель органа службы занятости населения в принятии решения в составе призывной комиссии в отношении Фадеева Р.Н. не участвовал, поскольку с заявлением в службу занятости о прохождении альтернативной службы Фадеев Р.Н. не обращался, указанное обстоятельство сторонами не оспаривалось.

Необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления в порядке публичного судопроизводства является нарушение прав и свобод гражданина, обратившегося в суд за защитой своих прав.

Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что решение призывной комиссии Новокузнецкого городского округа от ... вынесено законно и обоснованно, полным и законным составом в соответствии с нормами законодательства регулирующего вопросы в сфере призыва граждан на военную службу, нарушений прав и законных интересов истца не допущено, решение принято большинством членами призывной комиссии, что не вступает в противоречие с требованиями действующего законодательства.

Доводы административного истца о том, что в его удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу - не было внесено никаких соответствующих записей, а также что ему была вручена повестка о явке в военный комиссариатс целью уточнение сведений воинского учета, не нашел своего подтверждения в ходе судебного заседания, а также административным истцом не представлено обратного в силу следующего.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2014 года N 465.

В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона N 53-ФЗ, либов связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400 (далее Инструкция), предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к данной инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.

Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.

Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Доказательств ненадлежащего уведомления, вручения Фадееву Р.Н. повестки о явке в военкомат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, суду не представлено, как и доказательств, объективно подтверждающих наличие у административного истца предусмотренных законом оснований для не прохождения военной службы по призыву в обозначенный период, административным истцом суду не представлено.

Учитывая приведенные нормы права и обстоятельства, суд приходит к выводу, что обжалуемое решение призывной комиссии принято в соответствии с законом в пределах представленных полномочий. Фактически комплекс всех необходимых и возможных действий, направленных на призыв административного истца на военную службу административным ответчиком производился надлежащим образом, какого-либо незаконного бездействия либо незаконных действий со стороны комиссии в этой части не установлено.

Принимая во внимание, что истец Фадеев Р.Н. не представил доказательств фактического нарушения его прав, создания ему препятствий к их осуществлению, незаконного возложения на него обязанности или незаконного привлечения к ответственности в рамках действующего законодательства, оснований для удовлетворения исковых требований о признании оспариваемого решения незаконным отсутствуют.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований Фадеева Р.Н.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Фадееву Роману Николаевичу к Призывной комиссии Заводского, Кузнецкого, Новоильинского и Орджоникидзевского районов г. Новокузнецка, Военному комиссариату Заводского, Кузнецкого, Новоильинского и Орджоникидзевского районов г. Новокузнецка, Военному комиссариату Кемеровской области, Призывной комиссии Кемеровской области о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии – отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи жалобы через Заводской районный суд г. Новокузнецка в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 11.01.2022 года.

Судья                                          Ю.Б. Дяченко

2а-1965/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Фадеев Роман Николаевич
Ответчики
Призывная комиссия Кемеровской области
Военный комиссариат Заводского, Кузнецкого, Новоильинского и Орджоникидзевского районов г. Новокузнецка
Призывная комиссия Заводского, Кузнецкого, Новоильинского и Орджоникидзевского районов г. Новокузнецка
Военный комиссариат Кемеровской области
Суд
Заводской районный суд г. Новокузнецк Кемеровской области
Судья
Дяченко Ю.Б.
Дело на сайте суда
zavodskoy.kmr.sudrf.ru
26.11.2021Регистрация административного искового заявления
26.11.2021Передача материалов судье
29.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
29.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2021Подготовка дела (собеседование)
13.12.2021Рассмотрение дела начато с начала
29.12.2021Судебное заседание
11.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее