Решение от 29.06.2020 по делу № 2-381/2020 от 17.01.2020

г.Луга 29 июня 2020 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по делу № 2-381/2020

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Михайлова В.В.

при секретаре Петровой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Скрылевой Галины Владимировны к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, а также обязании отменить распоряжение об отказе включения в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,

УСТАНОВИЛ:

Скрылева Г.В. обратилась в Лужский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании отменить распоряжение от 6.12.2018 г. об отказе включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Лужского района.

В обоснование заявленных требований истец указала, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ, осталась без попечения родителей, обучается в ГКОУ ЛО «Ефимовская коррекционная школа интернат», находится на полном государственном обеспечении, т.к. ее мать С.О.В. отказалась от ее воспитания, оставив в отделении Санкт-Петербургской педиатрической академии, отец записан со слов матери. Постановлением МО «Лужский район» от 22.10.2001 г. она была определена в Лужский дом ребенка. На основании путевки Комитата общего и профессионального образования Ленинградской области от 1.07.2009 г. поступила в школу-интернат.

Постановлением МО «Лужский район» от 22.10.2001 г. за ней закреплено право на жилое помещение по адресу <адрес> которое принадлежит на праве общей долевой собственности матери и ее родственникам.

Распоряжением администрации Лужского муниципального района от 6.12.2018 г. ей отказано во включения в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в Лужском муниципальном районе, т.к. она не проживает и не зарегистрирована на территории Лужского муниципального района.

Администрацией школы - интерната было направлено ходатайство в сектор опеки и попечительства Комитета образования МО «Бокситогорский муниципальный район» о включении ее в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений на территории Бокситогорского муниципального района. Протоколом комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей администрации МО «Бокситогорский муниципальный район» от 18.02.2019 г. ей отказано во включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Бокситогорского муниципального района.

Считает отказ сектора опеки и попечительства комитета образования администрации Лужского муниципального района во включении в список необоснованным, т.к. право на проживание по адресу: <адрес>, где имеют регистрацию ее мать и сестры, на территории Лужского муниципального района закреплено п.2 постановления администрации МО «Лужский район» от 22.10.2001 г. . Ее проживание на территории Бокситогорского муниципального района является временным, т.к. в школе-интернате находится на период обучения.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, будучи надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела.

Истец представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области в письменном отзыве на иск считает исковые требования Скрылевой Г.В. не подлежащими удовлетворению. Указывая при этом, что администрация Лужского муниципального района исполняет отдельные государственные полномочия в сфере опеки и попечительства на основании закона Ленинградской области от 17.06.2011 г. №47-оз. Скрылева Г.В. 16.11.2018 г. обращалась с заявлением о включении в Список. Распоряжением от 6.12.2018 г. ей отказано во включения в Список и рекомендовано обратиться с аналогичным заявлением по месту жительства. Истец была зарегистрирована в Лужском доме ребенка и снята с регистрации 20.09.2004 г., в настоящее время зарегистрирована в Ефимовской школе-интернате. Считают, отказ Бокситогорской администрации нарушает права истца и противоречит закону.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области и ГКОУ ЛО «Ефимовская коррекционная школа интернат» отзывы по заявленным требованиям не представили.

Суд, изучив материалы дела, находит исковые требования Скрылевой Г.В. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:

На основании ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу ч.1 ст.155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз.1 п.1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет или ранее, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и в иных случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п.1).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи (п.3).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9).

В п.5 ст.2 Областного закона Ленинградской области № 47-оз от 17.06.2011 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области» в числе прочих государственных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления, указано и полномочие по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; по обеспечению однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее:

Истец Скрылева Г.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее матерью в свидетельстве о рождении указана С.О.В. (л.д.16).

Как следует из справки о рождении Скрылевой Г.В. от ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д.17).

Решением Лужского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ мать истца С.О.В. лишена родительских прав в отношении дочери Скрылевой Г.В., ребенок передан органам опеки и попечительства. При этом в решении суда указано, что С.О.В., не состоящая в браке, родила дочь в роддоме <данные изъяты>, откуда затем сбежала, оставив ребенка (л.д.18).

Постановлением администрации МО «Лужский район» от 22.10.2001 г. Скрылева Г.В. определена в государственное учреждение, в п.2 за ней закреплено право на жилье по адресу <адрес> (л.д.11).

Место жительства Скрылевой Г.В. с 30.10.2001 г. по 28.09.2004 г. было зарегистрировано в Лужском доме ребенка по адресу <адрес> (л.д.16 об).

Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области 1.07.2009 г. выдана путевка о направлении Скрылевой Г.В., прибывшей из Ивангородского специального (коррекционного) детского дома в ГОУ ЛО «Ефимовская специальная (коррекционная) школа-интернат» (л.д.13).

С указанного времени и по настоящее время Скрылева Г.В. находится в ГКОУ ЛО «Ефимовская специальная (коррекционная) школа-интернат», где обучается в 10-м классе, находится на полном государственном обеспечении (л.д.23).

При этом, Скрылева Г.В. зарегистрирована по месту пребывания в ГОУ ЛО «Ефимовская специальная (коррекционная) школа-интернат» по адресу <адрес> на срок с 7.12.2019 г. по 31.08.2020 г. (л.д.12).

Постановлением администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 18.10.2018 г. внесены изменения в Постановление администрации МО «Лужский район» от 22.10.2001 г. , пункт 2, закреплявший право Скрылевой Г.В. на жилье по адресу <адрес>, признан утратившим силу (л.д.10).

16.11.2018 года Скрылева Г.В. обратилась в администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области с заявлением о включении ее в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Лужском муниципальном районе после завершения обучения в образовательной организации профессионального образования.

Распоряжением администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 6.12.2018 г. «Об отказе во включении Скрылевой Г.В. в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в Лужском муниципальном районе» Скрылевой Г.В. отказано во включение в указанный список, т.к. истец не зарегистрирована и не проживает на территории Лужского муниципального района. Истцу рекомендовано обратиться в органы опеки по месту жительства (л.д. 21-22).

Протоколом комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей администрации МО «Бокситогорского муниципального района» от 18.02.2019 г. Скрылевой Г.В. отказано во включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Бокситогорского муниципального района, на том основании, что на территории данного района истец имеет регистрацию места пребывания на период обучения в ГКОУ ЛО «Ефимовская специальная (коррекционная) школа-интернат», которая не является организацией для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.24-26).

В соответствии со ст.20 Гражданского кодекса РФ, местомжительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ч.1) Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (ч.2).

Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. В «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, законный представитель истца - ее мать С.О.В. до определения истца в детское учреждение проживала на территории Лужского муниципального района. За истцом длительное время на территории Лужского муниципального района было закреплено указанное жилое помещение.

Квартира по адресу <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности С.Я.В., С.И.В., С.О.В., С.В.М., С.С.В., С.Д.В.

С.О.В. лишена в отношении истца родительских прав, проживание истца в данном жилом помещении невозможно.

Как следует из Устава ГКОУ ЛО для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ефимовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», предметом деятельности данного учреждения является создание условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с целью корректировки их развития средствами образования и трудовой подготовки, а также социальной, психологической и речевой реабилитации для последующей интеграции в общество (п.2.1).

Т.о., местом жительства истца указанное образовательное учреждение признано быть не может.

В ходе рассмотрения дела установлено, что истец является сиротой, не имеющим жилого помещения ни на праве собственности, ни по договору социального найма, не обеспеченного жилым помещением по месту своего предыдущего жительства.

Исходя из изложенного, суд находит, имеются основания для включения истца в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в Лужском муниципальном районе, в связи с проживанием законного представителя истца на территории Лужского муниципального района и длительным закреплением за истцом жилого помещения на территории Лужского муниципального района. Распоряжение администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 6.12.2018 г принято без учета указанных обстоятельств и нарушает предусмотренное право истца по получение жилого помещения.

Исходя из изложенного исковые требования Скрылевой Г.В. об обязании администрацию Лужского муниципального района включить ее в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в Лужском муниципальном районе, подлежат удовлетворению.

Исковые требования Скрылевой Г.В. об обязании администрацию Лужского муниципального района отменить распоряжение от 6.12.2018 г. суд находит, удовлетворению не подлежат, поскольку истцом избран способ защиты права, не соответствующий закону.

Ответчик, являясь самостоятельным органом местного самоуправления сам вправе решать вопросы об отмене изданных им правовых актов. В суде могут быть рассмотрены требования о признании недействительными правовых актов органов местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 3.07.2020 ░.

47RS0012-01-2020-000074-70

2-381/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Скрылева Галина Владимировна
Ответчики
Комитет образования администрации Лужского муниципального района Ленинградской области
Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области
Другие
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
ГКОУ ЛО "Ефимовская коррекционная школа-интернат"
Суд
Лужский городской суд Ленинградской области
Судья
Михайлов Вячеслав Владимирович
Дело на сайте суда
lugasud.lo.sudrf.ru
10.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.02.2020Передача материалов судье
11.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.02.2020Подготовка дела (собеседование)
11.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.02.2020Судебное заседание
04.03.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
18.05.2020Судебное заседание
15.06.2020Судебное заседание
17.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее