Дело № 2-162
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 февраля 2015 года г. Верещагино
Верещагинский районный суд Пермского края
в составе: председательствующего судьи Мошевой Э.И.,
при секретаре Томиловой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Балуевой Л.Г. к МУП "ВТС" о взыскании переплаты за поставленную тепловую энергию,
у с т а н о в и л:
Балуева Л.Г. обратилась в суд с иском к МУП «Верещагинские тепловые сети» о взыскании излишне начисленной платы за потребленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. в размере <данные изъяты> расходов на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> возложении обязанности производить начисление за тепловую энергию с 01.07.2014 согласно норматива 0,018080 ГКАЛ до утверждения Правительством Пермского края правового акта, устанавливающего нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещения на территории Верещагинского городского поселения. В обосновании иска указывает, что он является собственником жилого помещения <адрес> 29.01.2010 Советом депутатов «Вознесенского сельского поселения Верещагинского муниципального района» были утверждены нормативы потребления коммунальных услуг в многоквартирных жилых домах по отоплению на отопительный период, утвержден норматив для пятиэтажных жилых домов в размере 0,018080 Гкал на 1 кв. м. в месяц. Решением Верещагинского районного суда от 07.11.2014, вступившим в законную силу, установлено, что ответчик указанный норматив не применял, при расчетах незаконно использовал среднемесячный норматив потребления тепловой энергии жилых помещений по Вознесенскому сельскому поселению, в результате чего образовалась переплата за потребленную тепловую энергию. Считает, решение суда от 07.11.2014 имеет преюдициальное значение.
Истец Балуева Л.Г. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает.
Представитель ответчика МУП "ВТС" в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия. Исковые требования не признает, так как нормативы потребления теплоснабжения утверждены Решением Совета Депутатов Вознесенского сельского поселения №27/106 от 29.01.2010. Предприятие является энергоснабжающей организацией, и руководствуются установленными нормативами потребления при производстве расчетов за тепловую энергию. Усредненный норматив потребления коммунальных услуг в размере 0,023586 Гкал устанавливался уполномоченным органом. В соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. При решении вопроса по оплате труда представителя просит дать надлежащую оценку характеру и объему оказанной помощи представителем, исходя из принципа разумности пределов взыскиваемых сумм. Просит учесть, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 истцу произведен перерасчет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом потребленной тепловой энергии, согласно общедомовому прибору учета. Также просит применить срок исковой давности с момента обращения истца в суд. В удовлетворении исковых требований просит отказать в полном объеме.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии с ч.2 и ч.4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Частью 1 и 2 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги (в том числе отопление) рассчитывается по тарифам, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 утверждены «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее Правила №306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Пунктом 3 Правил № 306 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.4 Правил № 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем. Пунктом 5 Правил № 306 определено, что нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса. В пункте 6 Правил № 306 указано, что в качестве параметров, характеризующих степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.7 Правил № 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг используются следующие показатели в отношении отопления в жилых помещениях - Гкал на 1 кв. метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома. В первоначальной редакции данного пункта было указано, что при выборе единицы измерения используются следующие показатели в отношении отопления - Гкал на 1 кв. метр общей площади жилых помещений.
Решением Совета Депутатов Вознесенского сельского поселения от 12.12.2007 № 3/13 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных и жилищных услуг на территории МО «Вознесенское сельское поселение» были утверждены нормативы потребления коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах по отоплению в размере 0,283188 Гкал на 1 кв.м. общей площади жилых помещений в месяц.
16.12.2009 решением Совета Депутатов Вознесенского сельского поселения №25/100 были утверждены нормативы потребления тепловой энергии на отопление 1кв.метра общей площади по группам многоквартирных домов в расчете на отопительный период 8 месяцев, для 1 этажных многоквартирных жилых домов 0,033 ГКАЛ на 1 кв.м. в месяц, для 2 этажных многоквартирных жилых домов 0,030 ГКАЛ, для 4 этажных многоквартирных жилых домов 0,019 ГКАЛ, для 5 этажных многоквартирных жилых домов 0,017 ГКАЛ, определено, что нормативы вводятся в действие с 01.01.2010. Указанным решением, признано утратившим силу решение Совета Депутатов Вознесенского сельского поселения №3/13 от 12.12.2007.
29.01.2010 решением Совета Депутатов Вознесенского сельского поселения №27/106 внесены изменения в решение Совета Депутатов Вознесенского поселения №25/100 от 16.12.2009, определено, что отопительный период 12 месяцев и утвержден средний норматив потребления тепловой энергии для жилых домов поселения в месяц 0,023586 ГКАЛ, в год 0,283036 ГКАЛ. Указанным решением (приложение №1) также было утверждены нормативы потребления тепловой энергии на отопление 1 кв.метра общей площади по группам многоквартирных домов, для 1 этажных многоквартирных жилых домов 0,034129 ГКАЛ на 1 кв.м. в месяц, для 2 этажных многоквартирных жилых домов 0,031643 ГКАЛ, для 4 этажных многоквартирных жилых домов 0,020662 ГКАЛ, для 5 этажных многоквартирных жилых домов 0,018080 ГКАЛ.
14.09.2012 Правительством Пермского края принято Постановление № 869-П «О порядке расчета платы за коммунальные услуги по отоплению», которым установлено, что при расчете размера платы за коммунальные услуги по отоплению на территории Пермского края применяется порядок расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, при этом используются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действующие по состоянию на 30.06.2012. Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению применяются со дня вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.06.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» до принятия Правительством Пермского края решения о применении порядка расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг.
Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению является расчетной величиной для определения коммунальных платежей, что влечет обязанность по оплате коммунальной услуги по отоплению в соответствии с нормативом и поэтому решение Совета Депутатов Вознесенского сельского поселения №27/106 от 29.01.2010 и Постановление Правительства Пермского края № 869-П от 14.09.2012 затрагивают права истца.
Судебным разбирательством установлено, что истец Балуева Л.Г. является собственником жилого помещения расположенного в пятиэтажном доме <адрес> и потребителем коммунальной услуги - отопления. Истец Балуева Л.Г. производит оплату за отопление ответчику по лицевому счету № Истцу производились начисления исходя из площади <данные изъяты>
Решением Верещагинского районного суда от 07.11.2014 (дело № 2-840) установлено, что дома на территории Вознесенского поселения имеют разную этажность, построены в различные года, имеют различные технические и конструктивные характеристики, что на территории поселения норматив потребления коммунальной услуги по отоплению не был единым для всех многоквартирных жилых домов и был вынесен с учетом всех необходимых критериев (различий конструктивных и технических параметров, степени благоустройства) и дифференциация по этажности, что ответчик производил начисления за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с решением Совета Депутатов Вознесенского сельского поселения от 29.01.2010 № 27/106 по среднему нормативу, без учета дифференциации по этажности норматива определенного в приложении №1 к решению Совета депутатов, что норматив отопления по пятиэтажным домам на 1 кв.м общей площади жилых помещений в месяц должен составлять 0,18080 ГКАЛ за 1 кв.м. общей площади жилых помещений. Решение суда вступило в законную силу 09.12.2014г.
Согласно п.2 ст.61 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Применение ответчиком усредненного норматива потребления тепла, утвержденного решением Совета Депутатов Вознесенского сельского поселения №27/106 от 29.01.2010 в размере 0,023586 Гкал на 1 кв. м. общей площади жилых помещений в месяц, приводит к завышению суммы оплаты, истец вынужден переплачивать, в результате нарушались права и законные интересы истца.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Статьей 8 ГК РФ определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают вследствие неосновательного обогащения.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Статьей 1103 ГК РФ определено, что поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям: о возврате исполненного по недействительной сделке; об истребовании имущества собственником из чужого незаконного владения; одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством; о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
Согласно под. «б» п.21 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам"
утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Пунктом 22 указанных правил предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В судебном заседании было установлено, что истец проживает в доме, в котором установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, согласно счет-извещению за ДД.ММ.ГГГГ ответчик произвел корректировку размера оплаты за отопление, в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 вышеуказанных Правил, за ДД.ММ.ГГГГ и списал с лицевого счета Балуевой Л.Г.- <данные изъяты>
С учетом норматива отопления, определенного решением Совета Депутатов Вознесенского сельского поселения от 29.01.2010 №27/106 (фактически потребленная истца тепловая энергия за 1 кв.м. - 0,018080) суд производит расчет ущерба истцу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и определяет сумму неосновательно приобретенных ответчиком денежных средств.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Суд пришел к выводу, что в пользу истца подлежит взысканию с ответчика в качестве неосновательного обогащения -<данные изъяты>
Постановлением Правительства Пермского края от 16.07.2014 г. № 624-П утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Пермского края, в том числе и для Вознесенского сельского поселения. Постановление вступило в силу с 01.08.2014.
Так как оплата за отпущенную теплоэнергию с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется по общедомовому прибору учета, требование истца о возложении на ответчика обязанности производить начисление за предоставляемую услугу по теплоснабжению жилого помещения по адресу: <адрес> принадлежащего истцу, с ДД.ММ.ГГГГ исходя из норматива 0,018080 ГКАЛ за 1 кв.м. общей площади, удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании установлено, что расходы по оплате услуг представителя понесенные истцом составили <данные изъяты> С учетом объема оказанной помощи (консультация, составления искового заявления, копирование документов), сложности рассматриваемого дела, что исковые требования в полном объеме не удовлетворены и руководствуясь принципом разумности, суд удовлетворяет требование о возмещении расходов по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты>
Согласно ст. 1 Закона «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г., закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретении товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовлении (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Суд пришел к выводу, что указанный закон при рассмотрении данного спора не применим.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с чем, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере <данные изъяты>
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-197 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Взыскать с МУП "ВТС" в пользу Балуевой Л.Г. <данные изъяты> в качестве неосновательного обогащения, <данные изъяты> - в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя.
В удовлетворении остальных исковых требований Балуевой Л.Г. отказать.
Взыскать с МУП "ВТС" в доход районного бюджета госпошлину за рассмотрение дела в размере - <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированной части решения, то есть с 16 февраля 2015 года.
Судья Э.И. Мошева