Дело № 2-4210/2023
43RS0001-01-2023-005198-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2023 года г. Киров
Ленинский районный суд г. Кирова в составе судьи Бородиной Н.А.,
при секретаре Ильинском П.А.,
с участием:
ст. помощника прокурора Ленинского района г. Кирова Шпак М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2-4210/2023 по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Кирова в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц об обязании провести комплексное обследование технического состояния здания,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Ленинского района города Кирова (далее – Прокурор, истец) обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к КОГПОБУ "Кировский лесопромышленный колледж" (далее – Колледж, ответчик) об обязании провести комплексное обследование технического состояния зданий, расположенных по адресам: {Адрес изъят}, получить официальное заключение по результатам обследования.
В обоснование требований указано, что в результате проведенной проверки установлено несоблюдение Колледжем исполнения требований законодательства об образовании, защите прав несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, законодательства в области обеспечения надлежащего технического состояния зданий по адресам: {Адрес изъят}. Колледж зарегистрирован в качестве юридического лица {Дата изъята}; комплексное обследование технического состояния зданий по адресам: {Адрес изъят} с момента их передачи в оперативное управление не проводилось, по состоянию на {Дата изъята} срок эксплуатации зданий составляет 69 и 65 лет соответственно. Ссылается на "ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", введенный в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2012 N 1984-ст, согласно которому первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию; в дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.); для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга. Прокурор считает, что отсутствие необходимого комплексного обследования зданий, в котором расположены учебный корпус и общежитие, создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, так как отсутствуют сведения о дальнейшей эксплуатации здания, необходимом ремонте, в том числе капитальном; несвоевременное обследование технического состояния зданий образовательных организаций может привести к их аварийному состоянию, что, в свою очередь, может повлечь нарушение работы социально значимых объектов и нарушение прав неопределенного круга лиц.
Определением суда от {Дата изъята} на основании ст.16.1 КАС РФ суд, учитывая, что фактически оспаривается бездействие образовательного учреждения по эксплуатации зданий, находящихся в его оперативном управлении, а не связанное с публичными правоотношениями, перешел к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства.
Колледж в письменном отзыве указывает на регулярное осуществление текущего ремонта помещениях, считает, что объективные причины и основания для неотложного проведения обследования в настоящее время отсутствуют, данный вид работ требует материальных затрат ориентировочно 350 – 400 тысяч рублей, при этом план финансово-хозяйственной деятельности на {Дата изъята} год утвержден в {Дата изъята} года, перераспределение денежных средств не согласовано Министерством образования; просит установить ответчику срок, необходимый для исполнения решения суда, с учетом положений ст. 206 ГПК РФ – до {Дата изъята}.
Министерство образования Кировской области (далее - Министерство образования), имеющее процессуальный статус третьего лица, в письменном отзыве указывает, что ГОСТ 31937-2011 носит рекомендательный характер, в текущем году администрация Колледжа не приняла решение о применении ГОСТа 31937-2011; проведение работ по обследованию здания целесообразно проводить в летний период в отсутствие обучающихся и возможно только при условии выделения из областного бюджета на эти цели не ранее {Дата изъята} года, поэтому считает, что должен быть установлен срок – до {Дата изъята}, также необходимо учесть значительные финансовые и временные затраты, поскольку расходы по обеспечению выполнения требований надзорных органов не могут быть включены в государственное задание, формируемое и утверждаемое учредителем ежегодно, до начала очередного финансового года; поясняет, что выделенные в {Дата изъята} году средства распределены между учреждениями; ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Министерство имущественных отношений Кировской области (далее – Министерство имущества), имеющее процессуальный статус третьего лица, в письменном отзыве полагает доводы Прокурора обоснованными в соответствии с действующим законодательством, ссылаясь на п.1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ и ч.2 ст.3 Закона Кировской области № 287-ЗО от 06.10.2008 «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Кировской области», просит при принятии решения учесть необходимость разумного срока для проведения обследования зданий; заявило ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании Прокурор поддержал изложенное в исковом заявлении, на удовлетворении исковых требований настаивает, указал на нарушение прав на охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обучающихся в колледже и проживающих в общежитии, уточнил в порядке 39 ГПК РФ какое именно обследование необходимо провести: выполнить комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объектов и определяющих возможность дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимости восстановления, усиления, ремонта, включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности. Относительно предоставления срока полагает, что решение должно исполняться в соответствии с законом об исполнительном производстве, поскольку затрагиваются права несовершеннолетних.
Заслушав Прокурора, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации – далее ГПК РФ).
В рассматриваемом споре Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к государственному образовательному учреждению с иском об обязании провести комплексное обследование технического состояния зданий, расположенных по адресам: {Адрес изъят}, которые находятся в оперативном управлении Колледжа.
Согласно положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
КОГПОБУ "Кировский лесопромышленный колледж", зарегистрированное в качестве юридического лица {Дата изъята}, согласно Уставу является образовательной организацией в форме бюджетного учреждения, учредитель - Кировская область, функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования, собственником имущества является Кировская область; учреждение является некоммерческой организацией и от своего имени и может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, заключать соглашения, быть истцом и ответчиком в суде (раздел 1 Устава).
Образовательная организация согласно ч.ч. 6, 7 ст. 28, Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы
Общие требования безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) установлены Федеральным законом от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ).
В силу части 1 статьи 36 Федерального закона № 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений, а также нормативным актом, регламентирующим требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений, является ГОСТ 31937-2011 Межгосударственный стандарт "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", введенный в действие Приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 года N 1984-ст (далее - ГОСТ 31937-2011).
Пунктом 4.1 ГОСТ 31937-2011 предусмотрено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга (пункта 4.3).
По правилам пункта 4.4 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что комплексное обследование технического состояния зданий по адресам: {Адрес изъят}, с момента их передачи в оперативное управление Колледжа не проводилось. Год постройки здания в {Адрес изъят} – {Дата изъята} год; {Адрес изъят} – {Дата изъята} год, {Адрес изъят} – {Дата изъята} год, {Адрес изъят} – {Дата изъята} год. По состоянию на {Дата изъята} срок эксплуатации здания на {Адрес изъят} составляет 69 лет, {Адрес изъят} – 65 лет. В технических паспортах, составленных по состоянию на {Дата изъята}, отражены значения конструктивных элементов строения, процент износа и техническое состояние элементов (разрушение лиц.слоя кирпичей, отпадение штукатурки, выпадение швов, прогибы, сколы, истертости и др.).
При таких обстоятельствах отсутствие комплексного обследования технического состояния указанных зданий, включая выполнение комплекса мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объектов и определяющих возможность дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимости восстановления, усиления, ремонта, включающего в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности, создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, поскольку в зданиях расположены учебные корпуса и общежитие, соответственно, учащихся и сотрудников образовательного учреждения, а также проживающих в общежитии.
Несвоевременное обследование технического состояний зданий с использованием современных средств технической диагностики, отсутствие достаточной информации для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта, восстановления или усиления конструкций, может привести к аварийному состоянию зданий образовательного учреждения, повлечь нарушение работы социально значимых объектов и нарушение прав неопределенного круга лиц.
Доводы ответчика и Министерства образования о том, что ГОСТ 31937-2011 носит рекомендательный характер, а текущий ремонт помещений осуществляетсч, не освобождает образовательное учреждение от обязанности по соблюдению требований технических регламентов о безопасности здания и проведения в установленном законом порядке обследований технического состояния здания с использованием современных средств технической диагностики.
Частью 2 ст. 206 ГПК РФ предусмотрено право суда установить конкретный срок совершения действий, к обязанию которых присужден ответчик, если эти действия не могут быть совершены иными лицами.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, с учетом мнения Прокурора по предложенному ответчиком сроку, позиции Министерства образования, указавшего на необходимость проведения работ в летний период без обучающихся, на значительные финансовые и временные затраты, а также распределение между учреждениями всех выделенных в 2023 году средств по обеспечению выполнения требований надзорных органов, учитывая положения Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд считает необходимым установить срок совершения действий по обследованию технического состояния зданий до {Дата изъята}.
Руководствуясь ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Ленинского района г. Кирова в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц удовлетворить.
Обязать КОГПОБУ "Кировский лесопромышленный колледж" в срок до {Дата изъята} провести обследование технического состояния зданий, расположенных по адресам: {Адрес изъят}, а именно: выполнить комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объектов и определяющих возможность дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимости восстановления, усиления, ремонта, включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Ленинский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.А. Бородина
Мотивированное решение суда составлено 18 августа 2023 года.
Судья Н.А. Бородина