Докладчик Лысенин Н.П. Апелляционное дело № 33-3975/2019
Судья Шопина Е.В. Гражданское дело №2-1386/2019
УИД 21RS0023-01-2019-000630-05
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ21 августа 2019 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Лысенина Н.П.,
судей Алексеевой Г.И. и Степановой З.А.,
при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Самоварова Олега Геннадьевича к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике и Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мариинско-Посадскому району о возложении обязанности зачесть период службы в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, установить выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, назначить пенсию, поступившее по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Чувашской Республике на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 21 июня 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
Самоваров О.Г. обратился в суд с иском (с учетом уточнения – л.д.97) к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике (далее – МВД по ЧР), Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мариинско-Посадскому району (далее – ОМВД России по Мариинско-Посадскому району) о возложении обязанности пересчитать фактическую льготную выслугу за период с 01.02.2001 по 28.02.2001, применив коэффициент 3 вместо ранее примененного коэффициента 1,5, установить истцу выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет в льготном исчислении 20 лет 01 месяц 11 дней, назначить пенсию за выслугу лет с 02.10.2011, с даты, следующей за датой увольнения.
Иск мотивирован тем, что в период с 22.06.2004 по 01.10.2011 истец проходил службу в МО МВД России «Мариинско-Посадский», был уволен по п.«е» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел. В приказе об увольнении ему была определена выслуга лет в календарном исчислении 17 лет 02 месяца 03 дня, в льготном - 18 лет 11 месяцев 07 дней. Впоследствии судебными решениями истцу была определена выслуга лет для назначения пенсии 19 лет 11 месяцев 26 дней. В последующем им была получена архивная выписка об участии истца в боевых действиях с 01.02.2001 по 28.02.2001 (28 дней), что подтверждается приказом командира <...> № 59 от 28.02.2001. Данный период, по мнению истца, подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет в льготном исчислении, с коэффициентом 3, в связи с чем ответчик обязан установить истцу выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет в льготном исчислении 20 лет 01 месяц 11 дней, назначить пенсию за выслугу лет с 02.10.2011, с даты, следующей за датой увольнения.
В судебном заседании истец Самоваров О. Г. и его представитель Березин Е.В. исковые требования поддержали, дополнительно указав, что согласны с расчетом выслуги, произведенным ответчиком. Представитель ответчика МВД по ЧР Козлова И.И., представитель ответчика ОМВД России по Мариинско-Посадскому району Петрова И.В. исковые требования не признали.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 21.06.2019 постановлено:
«Исковые требования Самоварова Олега Геннадьевича к ОМВД России по Мариинско-Посадскому району и Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о возложении обязанности зачесть период службы в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, установить выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении 20 лет 01 месяц 11 дней, назначить пенсию с 2 октября 2011 года удовлетворить частично.
Обязать ОМВД России по Мариинско-Посадскому району и Министерство внутренних дел по Чувашской Республике зачесть в выслугу лет для назначения пенсии Самоварову Олегу Геннадьевичу период службы с 1 февраля 2001 года по 28 февраля 2001 года в льготном исчислении с коэффициентом «3», установить Самоварову Олегу Геннадьевичу выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении 20 лет 01 месяц 7 дней.
Обязать Министерство внутренних дел по Чувашской Республике назначить Самоварову Олегу Геннадьевичу пенсию за выслугу лет с 2 октября 2011 года после его обращения в установленном порядке.
В удовлетворении остальной части исковых требований Самоварова Олега Геннадьевича к ОМВД России по Мариинско-Посадскому району и Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о возложении обязанности установить выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении отказать».
Не согласившись с решением суда, МВД по ЧР подало апелляционную жалобу на предмет его отмены. В жалобе ответчик указывает, что в соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации изложенной в решении от 06.06.2012 № АКПИ12-630, военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву, срок военной службы по обеспечению режима чрезвычайного положения из расчета один месяц за три месяца засчитывается только в трудовой стаж для назначения пенсии, а не в выслугу лет. Таким образом, период срочной службы с 21.11.1994 по 21.04.1995 Президиумом Верховного Суда Чувашской Республики был подсчитан с коэффициентом 3 неверно. МВД по ЧР указанное постановление не обжаловало по причине того, что в целом указанным решением интересы МВД по ЧР не были затронуты, и в удовлетворении исковых требований истца о назначении пенсии было отказано. 16.10.2018 истец повторно обратился в МВД по ЧР с заявлением в котором, ссылаясь на актуальность архивной выписки № 59, с учетом апелляционного определения от 20.05.2015, а так же определения от 24.09.2018, просил пересчитать ему выслугу и назначить пенсию по выслуге лет. Однако, в соответствии с абзацем 8 ст. 53 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за обороте наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федераций и их семей», при несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней. В рамках обращения истца в органы внутренних дел МВД по ЧР, ОМВД России Мариинско-Посадскому району неоднократно направлялись запросы в в/ч 3997, в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации с целью установления периодов службы истца на территории Северо-Кавказского региона и непосредственного участия в контртеррористических операциях, однако таких документов представлено не было. Таким образом, работодателем предпринимались все необходимые меры для установления корректной выслуги лет истца, однако до дня предоставления истцом архивной справки №59 пересчитать ее своевременно не представлялось возможным. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 54 Федерального закона № 4468-1 днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, таким образом, назначение пенсии носит заявительный характер, без поступления соответствующего заявления от заявителя, назначена быть не может.
В судебном заседании представители ответчиков МВД по ЧР Козлова И.И., ОМВД России по Мариинско-Посадскому району Храмов А.И. просили жалобу удовлетворить.
Истец Самоваров О.Г., его представитель Березин Е.В. полагали решение не подлежащим отмене.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327-1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, регулируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-I).
В силу положений пп. «а» ч.1 ст.5 и пп. «а» ч.1 ст.13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I лица, указанные в статье 1 данного закона, приобретают право на пенсию за выслугу лет на военной службе, если они имеют на день увольнения со службы выслугу лет на военной службе 20 лет и более.
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении (ч.2 ст.18 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I).
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.18 Закона).
Во исполнение данного предписания Правительством Российской Федерации издано Постановление от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 №941), в котором определен обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет, в том числе с учетом особенностей прохождения службы при участии в контртеррористических операциях.
В соответствии с пп. «е» п.3 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 предусмотрено в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один день службы за три дня, время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 03.08.1998 или утвержденных руководителем контртеррористической операции не ранее 10.03.2006, а также время непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в этой операции.
Как установлено судом и следует из материалов дела приказом Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Мариинско-Посадский» от 30.09.2011 № 93 л/с истец был уволен по п. «е» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов) 01.10.2011 с выслугой в календарном исчислении 17 лет 02 месяца 03 дня, в льготном - 18 лет 11 месяцев 07 дней.
Еще в период службы истец обращался в Ленинский районный суд г.Чебоксары с исковым заявлением к МВД по ЧР о перерасчете выслуги лет для назначения пенсии. Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 11.10.2011 по данному гражданскому делу на МВД по ЧР была возложена обязанность зачесть Самоварову О.Г. в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет периода прохождения военной службы по призыву с 05.03.1994 по 20.11.1994, с 21.11.1994 по 21.04.1995, с 22.04.1995 по 05.05.1995 в льготном исчислении - один месяц службы за три месяца.
Данное решение было отменено определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 05.12.2011, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Постановлением Президиума Верховного Суда Чувашской Республики от 23.03.2012 было постановлено оставить без изменения решение Ленинского районного суда г.Чебоксары от 11.10.2011 в части возложения на МВД по ЧР обязанности зачесть Самоварову О.Г. в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет периодов прохождения военной службы по призыву с 09.12.1994 по 21.04.1995 в льготном исчислении - один месяц службы за три месяца.
Приказом Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Мариинско-Посадский» № 28 л/с от 16.04.2014 в приказ № 93 л/с об увольнении истца внесены изменения и предписано считать истца уволенным из органов внутренних дел с выслугой лет в календарном исчислении 17 лет 01 мес. 03 дня, в льготном исчислении - 19 лет 11 месяцев 19 дней.
Не согласившись с размером выслуги лет, Самоваров О.Г, вновь обратился в Ленинский районный суд г.Чебоксары с требованием о включении периодов службы в органах внутренних дел в календарном и льготном исчислениях, признании незаконным и отмене приказов в части, возложении обязанности изменить основание увольнения, внесении изменения в трудовую книжку, возложении обязанности назначить пенсию по выслуге лет, взыскании сумм невыплаченной пенсии, доплат к пенсии, взыскании суммы недоначисленного единовременного пособия.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 23.01.2015 истцу было отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 20.05.2015 решение суда первой инстанции отменено, по делу вынесено новое решение, которым исковые требования Самоварова О.Г. к МО МВД РФ «Мариинско-Посадский» и МВД по ЧР удовлетворены частично. Выслуга лет Самоварова О.Г. по состоянию на 01.10.2011 определена в календарном исчислении 17 лет 01 месяц 07 дней, в льготном исчислении 19 лет 11 месяцев 26 дней.
Указанным определением установлено, что с 31.01.2001 по 03.07.2001 истец проходил службу в подразделениях, включенных в состав группировки сил и средств для проведения контртеррористической операции. В связи с тем, что по периодам с 18.03.2001 по 20.03.2001, с 02.04.2001 по 04.04.2001, 02.05.2001, 28.06.2001 имелись приказы командира <...> о непосредственном участии в контртеррористических операциях, указанные периоды были засчитаны в стаж в льготном исчислении из расчета 1 службы за 3 дня, остальные периоды, включая период с 01.02.2001 по 28.02.2001 в льготном исчислении из расчета 1 день службы за 1,5 дня.
Определяя стаж истца в льготном исчислении в 19 лет 1 месяцев и 26 дней, суд апелляционной инстанции указал, что определение выслуги в указанном размере не препятствует истцу в постановке перед ответчиком вопроса о перерасчете выслуги лет в случае получения и представления иных документов, свидетельствующих о праве на включение тех или иных периодов в выслугу лет, либо на исчисление включенных периодов в ином льготном порядке.
Истцом в последующем были получены архивные документы, в частности выписка из приказа № 59 от 28.02.2001 командира <...> № 59 от 28.02.2001, которой подтвержден факт непосредственного участия истца в контртеррористической операции в период с 01.02.2001 по 28.02.2001 (28 дней), что дает право на исчисление указанного периода с коэффициентом 3, а не 1,5 как это было сделано ответчиком.
Факт необходимости льготного исчисления указанного периода ответчиком не оспаривается.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что выслуга лет истца в льготном исчислении составляет 20 лет 01 месяц 07 дней, выслуга лет в календарном исчислении составляет 17 лет 01 месяц 08 дней, является правильным.
Доводы жалобы ответчика на то, что Президиумом Верховного Суда Чувашской Республики период с 21.11.1994 по 21.04.1995 был подсчитан с коэффициентом 3 неверно, отмены решения в указанной части не влекут, поскольку в силу ст.6 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст.13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Довод жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения требования Самоварова О.Г. о назначении пенсии со дня, следующего за увольнением, поскольку вины МВД по ЧР в несвоевременном назначении пенсии нет, пенсия может быть назначена за прошлое время не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней, не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
В соответствии со ст.51 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 заявления о назначении пенсии представляются в пенсионные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Указанные лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
В силу п. «а» ч.1 ст. 53, ст.54 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона пенсии назначаются со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении.
При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.
В соответствии с ч.2 ст.58 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Как следует из пояснений истца, его заявление о назначении пенсии не было зарегистрировано ввиду отсутствия документов в его личном деле, подтверждающих наличие необходимой для назначения пенсии выслуги лет, вследствие чего он вынужден был обращаться к ответчикам с заявлениями о розыске документов, что подтверждается доводами апелляционной жалобы ответчика о том, что в рамках обращения истца, МВД по ЧР и ОМВД России по Мариинско-Посадскому району неоднократно направляли запросы в в/ч №, Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации, однако получали ответы об отсутствии необходимых сведений.
Как следует из материалов дела, истец как до увольнения со службы по сокращению штатов, так и после увольнения обращался в суд с требованиями об определении выслуги лет для назначения пенсии для выслугу лет, однако по независящим от него причинам, по вине государственных органов, в том числе кадрового подразделения ответчика, на котором лежит обязанность по уточнению и проверке данных о прохождении сотрудниками службы, в том числе периодов, подлежащих включению в выслугу лет в льготном порядке, был лишен возможности правильного исчисления выслуги и права на своевременное назначение пенсии. Поскольку на момент увольнения истец имел стаж службы, необходимый для реализации своего права на пенсию, у него имеется право на назначение пенсии со 02.10.2011.
Иных доводов, влияющих на законность принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.
В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Чувашской Республике на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 21 июня 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Лысенин
Судьи Г.И. Алексеева
З.А. Степанова