Решение по делу № 2-2201/2017 от 20.06.2017

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Севастополь                        25 сентября 2017 года

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи                 Сомовой И.В.,

при секретаре                            Королевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермакова Ивана Федосовича к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя о восстановлении нарушенного права на получение ежемесячного материального обеспечения,

У С Т А Н О В И Л:

Ермаков И.Ф. предъявил иск Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя, указав, что является пенсионером, как бывшему государственному служащему с января 2015 года ему начислялась и выплачивалась ответчиком надбавка за выслугу лет на государственной службе в виде ежемесячного материального обеспечения в размере 24 762,09 руб., установленном пунктом 1 части 2 статьи 7 Закона города Севастополя от 23.01.2015 № 106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя».

С января 2017 года указанная надбавка была уменьшена до 4 959,85 руб. На его запрос Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя сообщил, что 29.12.2016 в статью 7 внесены изменения, согласно которым размер ежемесячного материального обеспечения не может быть менее 35 процентов и не может превышать 100 процентов размера социальной пенсии.

Полагает действия ответчика незаконными, нарушающими Конституцию Российской Федерации и федеральное законодательство. В соответствии с Федеральным законом от 23.05.2016 № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» за лицами, приобретшими право на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), в связи с прохождением указанной службы и уволенным со службы до 01.01.2017, сохраняется право на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты) без учета изменений закона.

Внесенные в Закон города Севастополя № 106-ЗС изменения фактически устранили установленные правоотношения, заменив их установлением социальной пенсии, размер которой не обусловлен выслугой лет. Вместе с тем закон, которым внесены изменения, распространяет свое действия на правоотношения, возникшие с 01.01.2017, и не может распространяться на лиц, которым уже установлены ежемесячные доплаты в размерах до изменения закона.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил:

1. Обязать ответчика осуществлять расчет подлежащей выплате ему социальной надбавки в размере и по правилам, установленным в первоначальной редакции части 2 статьи 7 Закона города Севастополя от 23.01.2015 № 106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» на момент вступления в силу этого закона.

2. Обязать ответчика произвести перерасчет подлежащей выплате ему социальной надбавки за период с 01.01.2017 в размере и по правилам, установленным в первоначальной редакции части 2 статьи 7 Закона города Севастополя от 23.01.2015 № 106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» на момент вступления в силу этого закона.

3. Взыскать с ответчика задолженность по доплате к пенсии надбавки за выслугу лет на государственной службе в виде ежемесячного материального обеспечения в сумме 118 813 рублей 44 копейки за период с января по июнь 2017 года.

Истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще.

Представитель истца Жилин И.Б. в судебном заседании требования истца поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя Курбатов В.Ю. просил отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что размер ежемесячной материального обеспечения истцу установлен в соответствии с Законом города Севастополя от 23.01.2015 № 106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» с учетом изменений, внесенных в него с 01.01.2017. Ермаков И.Ф. получает пенсию как государственный служащий Украины, не проходил государственную гражданскую службу в Российской Федерации и законодательство о государственной службе Российской Федерации на него не распространяется.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Законодательного Собрания города Севастополя Чиркова О.Н. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований истца, указав, что истец ошибочно считает, что дополнительное материальное обеспечение, получаемое им на основании части 2 статьи 7 Закона № 106-ЗС, является выплатой надбавки за выслугу лет на государственной службе. Указанный закон принят Законодательным Собранием города Севастополя с целью предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Севастополя в связи с принятием в Российскую Федерацию.

Данный закон не распространяется на правоотношения, связанные с назначением пенсионных выплат, в том числе за выслугу лет на государственной гражданской службе. Законом установлено дополнительное материальное обеспечение отдельных категорий граждан, которое выплачивается помимо пенсионных выплат, выплачиваемых Пенсионным Фондом Российской Федерации.

Истец имеет право на пенсионное обеспечение с применением норм законодательства Украины. Получает пенсию в размере, выплачиваемом ему по состоянию на 21.02.2014. Кроме того, в соответствии Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2014 получает ежемесячную доплату к пенсии в размере 100% от назначенной пенсии. Размер выплат, осуществляемых ему Пенсионным Фондом Российской Федерации, составляет 67 388,52 рубля.

Определение оснований, порядка и условий предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан относится к полномочиям субъекта Российской Федерации. Финансирование этих мер осуществляется за счет средств бюджета субъекта. В этой связи действия Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя по перерасчету размера ежемесячного материального обеспечения соответствует Закону № 106-ЗС, с учетом внесенных в него изменений с 01.01.2017.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд находит, что иск Ермакова И.Ф. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Ермаков И.Ф. с 07.10.2005 является получателем пенсии по старости, назначенной в соответствии с законодательством о государственной службе Украины.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 11 данного закона выплата пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также предоставление гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, производится в российских рублях по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2014 № 192 «О мерах социальной поддержки граждан, являющихся получателями пенсии на территориях Республики Крым и г. Севастополя» установлена гражданам, являющимся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя, в дополнение к назначенной им пенсии ежемесячная выплата (далее - выплата к пенсии): с 1 апреля 2014 г. - в размере 25 процентов от назначенной пенсии, с 1 мая 2014 г. - в размере 50 процентов, с 1 июня 2014 г. - в размере 75 процентов, с 1 июля 2014 г. - в размере 100 процентов от назначенной пенсии.

Выплата к пенсии производится до перерасчета указанным гражданам назначенных им пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Гражданам, являющимся получателями пенсий, назначенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выплата к пенсии не производится.

Согласно справке ГУ – УПФР в г. Севастополе (межрайонное) от 18.07.2017, Ермаков И.Ф. состоит на учете в управлении Пенсионного фонда и получает пенсию по старости, размер которой по состоянию на 31.12.2014 составлял 33 694 рубля 26 копеек (без учета выплат, предусмотренных Указом Президента РФ от 31.03.2014 № 192), с учетом данных выплат – 67 338 рублей 52 копейки.

За период с 01.01.2015 по настоящее время выплата пенсии Ермакову И.Ф. осуществляется в «сохраненном» размере, а именно 67 338 рублей 52 копейки.

Законодательным Собранием г. Севастополя принят Закон города Севастополя от 23.01.2015 № 106-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя" (далее Закон № 106-ЗС), который устанавливает правовые, организационные и экономические основы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей города Севастополя, в связи с принятием в Российскую Федерацию и образованием в составе Российской Федерации нового субъекта - города федерального значения Севастополя, полномочия органов государственной власти города Севастополя как субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан.

В соответствии со статьей 2 Закона № 106-ЗС настоящий Закон распространяется на лиц, имеющих место жительства на территории города Севастополя: граждан Российской Федерации, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане), за исключением норм II и IV разделов настоящего Закона, действие которых распространяется на вышеуказанных лиц, постоянно проживавших на территории города Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, право которых на меры социальной защиты (поддержки) возникло на 31 декабря 2014 года.

Согласно части 2 статьи 2 Закона № 106-ЗС гражданам, у которых право на меры социальной защиты (поддержки), предусмотренные настоящим Законом, возникло на 31 декабря 2014 года, указанные меры социальной защиты (поддержки) предоставляются до дня прекращения оснований, в соответствии с которыми они были установлены, или сроков, на которые они были установлены.

Статьей 7 Закона № 106-ЗС установлено дополнительное материальное обеспечение отдельных категорий граждан, имеющих право на пенсионное обеспечение.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона № 106-ЗС гражданам, имеющим право на пенсионное обеспечение с применением норм законодательства Украины о государственной службе, действовавшего на территории города Севастополя до 21 февраля 2014 года, с 1 января 2015 года к страховой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", устанавливается ежемесячное материальное обеспечение:

1) лицам, которым на 31 декабря 2014 года назначена пенсия, размер ежемесячного материального обеспечения определяется в размере разницы между размером пенсии, получаемой ими на указанную дату, без учета выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", и размером страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, определенных в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях";

Ежемесячное материальное обеспечение индексируется в размерах и сроки, предусмотренные для индексации пенсий за выслугу лет государственных гражданских служащих города Севастополя.

Лицам, имеющим одновременно право на ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с настоящей частью, на пенсию за выслугу лет, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячную доплату к пенсии или дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые и финансируемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), устанавливаемую в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации или муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации или муниципальной службы, устанавливается ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с настоящей частью или одна из иных указанных выплат по их выбору.

Ермакову И.Ф. как лицу, получающему пенсию, назначенную в соответствии с законодательством Украины о государственной службе, действовавшего на территории города Севастополя до 21 февраля 2014 года, с 01.01.2015 назначена выплата ежемесячного материального обеспечения в соответствии с указанной правовой нормой.

Размер выплаты определен в размере разницы между размером получаемой им пенсии на 31.12.2014 (без учета выплат, предусмотренных Указом Президента РФ от 31.03.2014 № 192) (33 694,26 руб.) и размером страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, определенных в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (8 932,17 руб.) в сумме 24 762 рубля 09 копеек.

В указанном размере истец получал доплату до января 2017 года.

Законодательным Собранием г. Севастополя принят Закон города Севастополя от 29.12.2016 № 312-ЗС, которым внесены изменения в частью 2 статьи 7 Закона № 106-ЗС.

Часть 2 статьи 7 Закона № 106-ЗС дополнена абзацами седьмым и восьмым следующего содержания:

"Размер ежемесячного материального обеспечения, установленного абзацами вторым и третьим части 2 настоящей статьи, не может быть менее 35 процентов и не может превышать 100 процентов размера социальной пенсии, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В случае если ежемесячное материальное обеспечение, установленное в соответствии с абзацами вторым, третьим и шестым настоящей части, назначенное до 1 января 2017 года, составляет менее 35 процентов или превышает 100 процентов размера социальной пенсии, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", оно подлежит перерасчету в соответствии с абзацем седьмым настоящей части.".

Согласно статье 2 закона он вступил в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.

Указанной правовой нормой предусмотрен перерасчет размера ежемесячного материального обеспечения лицам, размер доплаты которых меньше 35% размера социальной пенсии и больше 100% размера социальной пенсии.

На основании данного закона Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя 01.01.2017 произведен перерасчет ежемесячного материального обеспечения, назначенного Ермакову И.Ф., размер выплаты составил 4 959 рублей 85 копеек.

Таким образом, ответчиком произведен перерасчет ежемесячного материального обеспечения Ермакову И.Ф. в соответствии с действующим на территории города Севастополя законодательством.

Доводы представителя истца о том, что размер, установленной истцу с 01.01.2015 выплаты не может быть уменьшен, поскольку это противоречит федеральному законодательству, не основаны на законе.

Как следует из содержания Закона № 106-ЗС, он устанавливает дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя.

Указанные меры социальной поддержки не предусмотрены федеральным законодательством, не являются мерами пенсионного обеспечения граждан или материального обеспечения лиц, проходивших государственную службу в Украине или государственную гражданскую службу в Российской Федерации.

Доводы представителя истца о том, что ежемесячное материальное обеспечение, выплачиваемое истцу на основании Закона № 106-ЗС, является выплатой за выслугу лет на государственной службе, ошибочны. Закон № 106-ЗС, определяя категории граждан, имеющих право на указанную выплату, не связывает ее назначение и размер со стажем государственной службы, а лишь распространяет свое действие на такую категорию граждан, которым была назначена пенсия в соответствии с законодательством Украины о государственной службе.

Несостоятельна ссылка в исковом заявлении на Федеральный закон от 23.05.2016 № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан».

Указанным законом внесены изменения в Федеральные законы в части регулирования пенсионного обеспечения лиц, проходивших государственную гражданскую службу в Российской Федерации, в том числе пункт 3 статьи 7 данного закона, на которую ссылается истец, предусматривает сохранение право на пенсионное обеспечение за лицами, имеющими право на пенсию (исходя из стажа государственной службы на 01.01.2017), и проходившими государственную и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, муниципальную службу и в связи с прохождением указанной службы.

Истец не проходил государственную, государственную гражданскую службу в субъекте Российской Федерации и муниципальную службу в Российской Федерации, ему не назначалось пенсия в соответствии с законами, регулирующими пенсионное обеспечение указанной категории граждан.

Доводы представителя истца о том, что Законодательным Собранием г. Севастополя принят закон, противоречащий федеральному законодательству, необоснованны.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон № 184-ФЗ) законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 данного закона субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Согласно подпункту «ж» пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 статьи 5 Закона № 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

На основании пункта 2 статьи 26.1 Закона № 184-ФЗ полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Согласно пункту 2.1 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости.

В соответствии со статьей 26.3-1 Закона № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Согласно статье 27 Закона № 106-ЗС меры социальной защиты, предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами города федерального значения Севастополя.

В силу приведенных положений закона дополнительные меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 7 Закона № 106-ЗС, установлены Законодательным Собранием г. Севастополя в пределах предоставленных полномочий, не предусмотрены федеральным законодательством, их финансирование осуществляется только за счет бюджета города Севастополя, в связи с чем законодательный орган Севастополя вправе устанавливать критерии нуждаемости тех или иных граждан в предоставлении указанных социальных гарантий, определять объем и размер этих гарантий, исходя из возможностей бюджета города Севастополя.

При указанных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований истца и возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет и выплату ежемесячного материального обеспечения в соответствии с ранее установленным размером.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ермакова Ивана Федосовича к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя о восстановлении нарушенного права на получение ежемесячного материального обеспечения - оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:                (подпись)             И.В. Сомова

Решение в окончательной форме составлено 02.10.2017.

Копия верна

Судья                           О.В. Гавура

2-2201/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ермаков И.Ф.
Ответчики
Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя
Другие
представитель Законодательного собрания г. Севастополя Чиркова Ольга Николаевна
Жилин И.Б.
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Судья
Сомова Инна Викторовна
Дело на странице суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
20.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2017Передача материалов судье
26.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2017Подготовка дела (собеседование)
03.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.07.2017Судебное заседание
17.08.2017Судебное заседание
25.09.2017Судебное заседание
02.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.09.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее